Альбомиздат

Альбомиздат Одним из самых культурно организованных мероприятий 2012-ого для меня стал «Альбомиздат» —  открытая дискуссия в рамках V Екатеринбургского книжного фестиваля.
Альбомиздат «Альбомиздат: кому и зачем это нужно» состоялся 26 октября 2012. Ответ на вопрос в названии дискуссии для меня был абсолютно прагматичен: я приехала в Екатеринбург поучиться-примериться, как на встречу повышения собственной издательской квалификации.

Альбомиздат в Белинке И, как оказалась, правильно сделала. На выставке было представлено 100 альбомов екатеринбуржцев (за последние десять лет) и ни одного челябинского (сотрудники библиотеки сказали, что один альбом из Челябинска в библиотеке Белинского все-таки есть, так что счет 100:1 в пользу Екатеринбурга).

Альбомиздат

Виталий Волович
Виталий Волович

Дискуссия началась с приветственного слова директора библиотеки имени В.Г.Белинского Ольги  Опариной: Опарина Ольга Дмитриевна Потом было потрясающе точное и эмоциональное выступление Виталия Воловича, автора самой большого количества изданных альбомов. Вот только некоторые тезисы его выступления (трактовка моя, вольная): «Каждое поколение читает книги по-другому. Поэтому и нужны новые иллюстраторы». «Современные иллюстраторы произведений, написанных в предыдущих веках, не являются собственно иллюстраторами. Они пишут по мотивам произведений, адаптируя произведение к сегодняшнему прочтению». «Наше (художественное) сообщество находится в культурном пространстве, наполненном абсолютным равнодушием к том, о чем мы здесь говорим». «Мы как рыба, которая идет на нерест. Будет или нет издано то, что мы создаем, для нас неважно, потому что мы не может не создавать». «В современном обществе нет атмосферы разговоров о культуре. Единственный способ жить у многих — только экономическая целесообразность». «Горькое ощущение того, что мы обречены». А начиналось выступление Виталия Воловича с перечня поводов (они же варианты финансирования) для издания альбомов: 1. Альбомы заказывают корпорации для подарков сотрудникам и партнерам. 2. Частные спонсоры — люди, еще не забывшие культуру. 3. Министерство культуры и управления культуры. 4. Средства от благотворительных аукционов.

Александр Степанов, искусствовед, один из составителей альбома «Союз художников», предложил делать «библиотечные тиражи» — т.е., выпускать альбомы тиражами, равными количеству библиотек. Это один из способов сохранить культурное наследие в условиях, когда «альбомов гораздо меньше, чем хороших художников», и «альбомы стремительно исчезают из культурного пространства»:

Александр Степанов
Александр Степанов

Эдуард Кубенский, директор издательства «Татлин», сравнил свое издательство со средневековой мастерской: «Сами придумываем, сами их организуем, сами делаем каталоги». «По сути, мы издаем книги друзей. Ориентируемся на себя, а не на рынок». При этом Эдурад подчеркнул, что «издатель должен создавать полиграфические объекты». В качестве одного из успешных издательских проектов Эдуард назвал проекты «Кладбище домов» (Екатеринбург: хроника утрат) и книга Бориса Рыжего — 60 кв.м стихов у здания Белинки.

Эдуард Кубенских
Эдуарда Кубенских

Лариса Селянина, художник-модельер, поделилась с участниками встречи радостью по поводу выходу ее альбома в двух томах и в дизайнерской сумочке:

Лариса Селянина (альбомы в сумочке лежат на стуле)
Лариса Селянина (альбомы в сумочке лежат на стуле)

Татьяна Егерева, учредитель аукционного дома «Татьянин день», выступала резко: «Последние двадцать лет мы не можем оторваться от советского пространства, от государства: «Государство должно…» Ничего оно нам не должно, потому что у него нет никакой концепции». Имела на эту резкость право: «100 альбомов за 10 лет — ни в одном городе нет такого. Как у нас галеристы любят художников, еще поискать надо.»
И зависит все не от государства, а от людей, которые «выстраивают свою жизнь так, как им это интересно».
Закончила Татьяна свое пламенное выступление призывом: «Каждый художник должен иметь хотя бы один альбом. Это его, художника, долг».

Татьяна Егерева, учредитель аукционного дома «Татьянин день»
Татьяна Егерева

Евгений Фатеев, инициатор издания альбома по уральскому стрит-арту, назвал книгу бумажным фетишем. «Книга сегодня — элитарный жанр, чтобы хранить, чтобы помнить».

Евгений Фатеев, инициатор издания альбома по уральскому стрит-арту
Евгений Фатеев

Светлана Вараксина, директор издательства «Автограф», поделилась экономическими секретами альбомиздата: «В издательство приходят уже со своими деньгами. Макет стоит от 100 до 200 тысяч рублей. Печать — в зависимости от тиража. Большую часть печатаем в «Уральском рабочем». В год издательство выпускает 10-15 альбомов».

Светлана Вараксина, директор издательства «Автограф»
Светлана Вараксина

С Сергеем Кропотовым нам не удалось встретиться в Челябинске на «Днях мифотоворцев на Урале«, именно к Кропотову после «Дней» уехал Дмитрий Замятин. Потому его выступление я слушала «за двоих». Пересказывать здесь выступление Сергея не буду, но именно оно вызывало самую большую дискуссию на Альбомиздате.

Сергей Кропотов, ректор Екатеринбургской академии современного искусства.
Сергей Кропотов


Добавить комментарий