Фестиваль поэзии и поэтов «ГУЛ»

Фестиваль поэзии и поэтов «ГУЛ» проходил по всему Уралу, и не только. Например, мероприятия последнего Суперфеста были и в Москве, и в Самаре, и в Тольятти … И будут еще во многих городах.

5 лет с начала проведения.
5 сентября 2015.

Слоган «Издательства Марины Волковой» – «Издаю книг. Создаю события». Сотрудничество с поэтом и култьуртрегером Виталием Кальпиди внесло изменения в деятельность издательства. Сменилась тематика выпускаемых книг: с детской литературы на современную поэзию. Появилось видеосопровождение к книгам и проводимым мероприятиям (проморолики, поэтические видеоклипы, документальные фильмы, видеостенограммы мероприятий, фильмы-интервью и т. п.). Сегодня продукцию «Издательства Марины Волковой» следует рассматривать как триединство форм: книга+мероприятия+видеосопровождение.
Фестиваль как концентрированное по времени и месту количество мероприятий, связанных с выходом книги, занимает в этих формах значительное (хотя и далеко не главное) место.

Основные правила организации массовых литературных мероприятий:
– Фестиваль сам по себе бессмысленен. Любой. Делать его стоит только в рамках длительного и длящегося рамочного проекта.
– Идеальная единица современной поэзии – «поэт+читатель+ученый». Она же – основное действующее лицо идеального фестиваля.
– У фестиваля должны быть четко сформулированные цели, измеряемые результаты, сайт, проморолик, афиши и пр.
– Материальная основа фестиваля – книга/книги/журналы. Выдающиеся книги. Иначе – что празднуем-то?
– Минимальное соотношение времени подготовки, проведения и осмысления любого мероприятия – 10:1:5. В случае с фестивалем первая и последние части стремятся к бесконечности.
– Партнерство и хорошие отношения – отличный заменитель денег (все мероприятия «Издательства Марины Волковой» не финансируются извне).
– Одна из «обязанностей» фестиваля – генерация и тиражирование новых форм предъявления современной поэзии и поэтов (про поэтов – не опечатка, а обязательное условие!). (Координаты поэзии / [М. Волкова и др.] // Вещь. Пермь, 2017. № 2(16). http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/koordinaty-poezii.)

По-другому можно? Конечно! Только тогда получится фестиваль-междусобойчик («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»); фестиваль-промоакция («Литературу – в массы!»), фестиваль-курсы профмастерства («Мы научим вас писать правильно!») или сочетания этих трех видов в разных пропорциях. Каждый из подобных фестивалей имеет право быть, хорош, чудесен и т. д. и т. п., но «Издательство Марины Волковой» выбирает эффективность.
Кратко о реализации этих правил на примере трех фестивалей поэзии и поэтов «ГУЛ» (Галерея уральской литературы).

Первый фестиваль поэзии и поэтов «ГУЛ» прошел с 5 сентября по 9 ноября 2015 г. Включал 50 мероприятий на 40 площадках Челябинска с участием 24 поэтов Уральской поэтической школы (УПШ). Его слоган – «Челябинск сделают стихи!». Фестиваль состоялся в рамках одноименного проекта (О проекте «ГУЛ». URL: http://mv74.ru/gul/ ), основной задачей которого было построение на Урале и конкретно в Челябинске поэтического кластера.

Проект реализован в двух ипостасях: издательской («ГУЛ» – Галерея уральской литературы, вышло 30 книг с периодичностью одна книга в неделю, совокупный тираж 11 тысяч экземпляров) и событийной («ГУЛ» – Год уральской литературы, продолжительность 23 месяца 2014–2015 гг., автопробеги по 16 регионам России и Беларуси, фестиваль, несколько сотен мероприятий и партнеров, в том числе 80 библиотек Урала).
Основа фестиваля поэзии и поэтов – 30 книг серии «ГУЛ». Организаторы: Централизованная библиотечная система города Челябинска и «Издательство Марины Волковой».

В программе – поэтический баттл «Поэты Екатеринбурга против поэтов Челябинска», чемпионат литературных журналов «Самопал», лекции по видеопоэзии, ставшие уже традиционными Дни поэтов и Поэтические среды, шестнадцать автопробегов «ГУЛ» по России и Беларуси.

Яркими событиями стали концерт «Голоса УПШ», на котором прозвучали стихи и песни на стихи уральских поэтов, представление новой книги Виталия Кальпиди «Избранное» и поэтический спектакль по его творчеству. Был создан сайт фестиваля (http://www.mv74.ru/gulfest/).

Второй поэтический фестиваль-автопробег «ГУЛ/2017/фестиваль поэтических интервенций» состоялся 27–29 сентября 2017 г. 51 мероприятие (около ста поэтов, более 3000 участников ) прошло в Магнитогорске, Челябинске, Екатеринбурге. Главный повод его проведения – презентация нового выпуска альманаха «Паровозъ» Союза российских писателей. Сборник полностью посвящен уральской поэзии. В него вошли произведения 70 авторов из 12 городов Урала. «Масштабность и неординарность события заставила выбрать жанр фестиваля, первая задача которого: реальная и виртуальная демонстрация уральской поэзии на Урале и в России, демонстрация новых форм литературных связей и культурных проектов, объединяющих литературные сообщества.

Причина вторая. Урал – лидер в организации документирования, авторефлексии и научной рефлексии современной поэзии. В. Кальпиди издавал антологии современной уральской поэзии с семигодичным шагом: 1996, 2003, 2011, в 2013 г. вышла “Энциклопедия УПШ”. В 49,5% критических статей и рецензий, посвященных поэтам УПШ, используется понятие УПШ и ее характерных черт анализа творчества и книг конкретных авторов (данные за 23 месяца реализации проекта “ГУЛ” на основе исследования публикаций в литературных журналах).

В 2014 г. прошла первая в истории российского литературоведения научно-практическая конференция, посвященная современной литературной школе – УПШ. Уральские (и не только уральские) ученые-филологи и критики живо реагируют на все новации литпроцесса на Урале, принимают активное участие в мероприятиях и проектах УПШ, привлекают к исследованиям студентов и молодых ученых. Уровень научного осмысления современной уральской поэзии достоин отдельной научной монографии по УПШ, издание которой планируется в 2018 г., а опыт взаимодействия “поэт-ученый” – самого широкого распространения в современной литературной жизни. Поэтому анонсирование начала работы над монографией УПШ как средства привлечения к этой работе передовых ученых – одна из главных задач фестиваля.

Помимо двух перечисленных специфических задач фестиваля, есть у него и задачи, уже ставшие традиционными для проектов УПШ:
– расширение реального поэтического кластера на Урале;
– демонстрация многообразия форм предъявления поэзии;
– выявление и продвижение молодых поэтов, и поэтов, новых для УПШ.

Поставлена новая продвиженческая задача: обозначить смену парадигм УПШ от задачи вписывания УПШ в современную литературу к задаче лидерства УПШ в современной поэзии» (Сайт «Фестиваль “ГУЛ” поэтических интервенций». URL: http://www.mv74.ru/gul2/).

Несколько комментариев к перечню задач. Начнем с последней: «обозначить смену парадигм УПШ: от задачи вписывания УПШ в современную литературу к задаче лидерства УПШ в современной поэзии».

Одни из главных состоявшихся результатов проекта УПШ – это поэтическое братство и образ поэта, зафиксированный в Кодексе провинциального поэта и демонстрируемый в реальности лучшими представителями Уральской поэтической школы. В УПШ создана профессиограмма поэта, переводящая его из маргиналов в лидеры культурного строительства. Успех фестиваля – и в развитой системе культуртрегерства.

Требует пояснения значение «поэтический кластер». «Задачи “ГУЛ”: создание реального поэтического кластера на Урале вообще и в Челябинской области в частности. Реальный поэтический кластер – это осознание обществом того, что а) поэзия существует вообще, и уральская – в частности; б) эту поэзию нужно/можно читать; в) поэтические книги нужно/можно покупать» (О проекте «ГУЛ». URL: http://mv74.ru/gul/ ).

Наконец, оптимальной единицей УПШ на сегодняшний момент считается триада: «поэт+читатель+ученый».

Уральская поэтическая школа – «стендовая модель» русской поэзии, «созданную» на Урале. Схема ее создания может быть рассмотрена на примере интеллектуального «лего». В качестве его элементов возьмем роман «451° по Фаренгейту» Рэя Бредбери. В романе две линии: первая – разрушение культуры, вторая – попытка сохранения хотя бы части культурного наследия. Попробуем заменить вторую линию более фантастической: люди уходят в леса не для того, чтобы заучивать и пересказывать друг другу книги, а для того, чтобы создавать новые культурные единицы. Противостояние разрушения и творения сделало бы роман Бредбери еще более фантастическим, но мы с вами пойдем еще дальше: откинем линию разрушения как несущественную и полностью сосредоточимся на творении.

Вот примерно так и была сделана УПШ. В период распада СССР, дезориентаций политических, социальных, культурных, Виталий Кальпиди и сотоварищи издают книги, проводят мероприятия, и, главное, создают новую поэзию – поэзию XXI в.

Урал – лишь место создания этой поэзии, по одной, совершенно непоэтической причине: тогда не было интернета, да и особых средств и времени для передвижения по стране, потому модель новой русской поэзии был сделана из «уральского материала».

«Уральское поэтическое движение, которое мы произвольно назвали “Уральская поэтическая школа” – первая в стране широкомасштабная самоорганизовавшаяся творческая корпорация, что с конца 70-х годов прошлого века и по сей день инициирует новые поэтические смыслы» (Энциклопедия «Уральская поэтическая школа»).

Между тремя гуловскими фестивалями состоялись не менее значительные мероприятия. Например, веерные презентации поэтической книги русско-французской поэзии «Воздух чист…», которые прошли в 6 городах России, в Париже (на «Книжном салоне» и «Русском салоне»), на фестивале «Весна поэтов» в городах Франции.

Третий фестиваль – «Суперфест одной антологии» – стал самым важным событием в развитии гуловского фестивального движения. За его проведение М.В.Волкова награждена Благодарственным письмом Законодательного собрания Свердловской области.

Во-первых, поводом для его проведения стал выход в свет 4-го тома «Антологии современной уральской поэзии» .
(Антология современной уральской поэзии (АСУП) – проект Виталия Кальпиди, направленный на документирование, проектирование и развитие уральского поэтического движения. Каждые семь лет издается очередной том АСУП (1996, 2003, 2011, 2018), который не только фиксирует состояние уральской поэзии за предыдущие годы (в первом томе – с 1980), но и задает вектор развития поэтической мысли на будущий период. За 4-й том АСУП писатель Виталий Кальпиди и издатель Марина Волкова стали лауреатами премии им. П. П. Бажова в номинации «Польза дела» (2018). )

Во-вторых, структура фестиваля впервые разделена на два «непересекающихся пространства». Профессиональные мероприятия (для поэтов, ученых, партнеров) по содержанию как бы отражали структуру книги. Они прошли на лучших площадках Екатеринбурга – от «Ельцин Центра» до мультимедийного парка «Россия – моя история. Свердловская область».

Вторая часть фестиваля была ориентирована на читателей. Встречи с ними проходили в библиотеках и учебных заведениях города по единому сценарию (все поэты и организаторы встреч получали инструкции и пакет видеосопровождения).

В-третьих, фестиваль существует в двух временных пространствах. Профессиональный блок его состоялся 5–6 октября 2018 г. в Екатеринбурге, а мероприятия для читателей, начавшись в эти же дни в столице Урала, продолжаются в городах, где родились/живут авторы четвертого тома «Антологии», а также поэты (50 имен из 20 стран), переводы произведений которых вошли во вторую часть издания. Они прошли в Алматы, Костанае, Нижнем Тагиле, Верхнем Уфалее, Челябинске, Миасском, Новоуральске, Кусе, Нижнем Тагиле, Уфе, Кургане, Самаре, Тольятти, Москве, Каменске-Уральском и многих других городах России.

Читательский Суперфест рассчитан на несколько лет, включает не менее ста мероприятий при общем количестве участников более десяти тысяч человек. Проморолики фестиваля, программа, карта фестиваля и карта поэтов, фотографии и видеотчеты, ссылки на сюжеты в СМИ и многое другое есть на сайте «Суперфеста одной антологии» (http://mv74.ru/superfest/). Он будет пополняться по мере проведения читательских мероприятий.

Следует отметить разнообразие форматов в проведении фестивалей.
Например, на первом в мероприятийный пул Южного Урала были введены слэмы и батлы, на втором – закреплен формат «фестивалей-автопробегов», на третьем – продемонстрирован формат предъявления поэтов (5 минут – сообщение ученого о поэте, 15 минут – чтение поэтом своих произведений). Внедрение новых форм мероприятий – отличительная черта гуловских фестивалей.

Ссылки:

АНАНЬЕВА, С. В Челябинске пройдет первый фестиваль поэзии и поэтов «ГУЛ» [Электронный ресурс] / Светлана Ананьева // Челябинск онлайн. – https://74.ru/text/gorod/74253752061952.html.

ФЕСТИВАЛЬ поэзии и поэтов [Электронный ресурс] // Поэтоград. – 2015. – № 40. – http://book-kiosk.ru/publication.php?id=13976.

ЧЕЛЯБИНСК: фестиваль поэзии и поэтов ГУЛ [Электронный ресурс] // Поэту.РФ. – http://poetrylibrary.ru/single_news/cheljabinsk-festival-poetov-gul-2015.

ФЕСТИВАЛЬ поэзии в Перми открылся «ГУЛом» [Электронный ресурс] // Компрос: лит. фестиваль. – http://komfest.ru/press/rg-ru/.

МЕДВЕДКИНА, Н. Литература в больших дозах [Электронный ресурс] / Надежда Медведкина // Вечер. Челябинск. – 2015. – 10 сент. – https://vecherka.su/articles/society/115933/.

О X фестивале книг и чтения и I фестивале поэзии и поэтов «ГУЛ» на Кировке в Челябинске.

ФЕСТИВАЛЬ поэтической интервенции «ГУЛ» : 2017 [Электронный ресурс] // Издательство Марины Волковой. – http://www.mv74.ru/gul2/.

ВИЛЬХОВСКИЙ, И. Фестиваль поэтической интервенции «ГУЛ 2017» [Электронный ресурс] / Игорь Вильховский // TERRA LITERATURA. – http://tl.magtu.ru/%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9/.

ГУЛ (Галерея уральской литературы) в Герценке. Встреча с поэтом Виталием Кальпиди и издателем Мариной Волковой (г. Челябинск) [Электронный ресурс] // Кировская ОУНБ. – http://herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=19423&special_version=Y.

ВОЛКОВА, М. Поэты живут на Урале [Электронный ресурс] // Истоки. – 2014. – № 23. – http://reading-hall.ru/publication.php?id=10801.


Добавить комментарий

*

code