Как размножается малый бизнес, часть 1

«Одноклеточное размножение» задает фон, среду, в которой шлифуются бизнесы «с идеями», усложняясь и становясь более конкурентными
С 1991-го я как консультант наблюдаю за развитием бизнеса в России, а в 1996-м эти наблюдения дополнились и собственным опытом работы «внутри» бизнеса.

За это время стремительно менялись правила игры, нормы поведения, даже ценности, но способы создания новых бизнесов остаются практически неизменными. В этой статье описаны самые распространенные способы появления нового малого бизнеса: «одноклеточное размножение», «под копирку», «искусственное оплодотворение» и «потому что нет рынка».

ОДНОКЛЕТОЧНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ БИЗНЕСА

Одноклеточный способ размножения самый распространенный. Так размножаются многие бизнесы, работающие на рынках B2B; бизнесы, занимающиеся посредничеством; услугами; некоторые производственные бизнесы, не требующие больших затрат для организации производства. Этот бизнес размножается делением, как одноклеточные, когда «отколовшаяся» часть бизнеса полностью дублирует оставшуюся половину и при дальнейшем росте готова снова отделить от себя еще один такой же бизнес.

Как происходит процесс «одноклеточного размножения бизнеса»? Только встал бизнес на ноги, завоевал свою часть рынка, стал приносить прибыль, так обязательно кому-нибудь из сотрудников приходит в голову мысль: «А что это я работаю на дядю? Почему бы мне не сделать такой же бизнес?» Подумано – сделано: из прежнего бизнеса воруется все, что можно своровать: списки клиентов, формы документооборота, сведения о поставщиках, иногда и деньги, – и вот он, точно такой же бизнес. Действия у новоиспеченного бизнесмена практически всегда одни и те же, потому излагаю я их в виде инструкции:

«КАК ЗАВОЕВАТЬ ЧАСТЬ РЫНКА И ПРОИГРАТЬ»

1. Перекупите сотрудников у фирмы-родительницы. Тем самым вы сократите время и деньги на их подготовку (все затраты и сложности отбора и обучения персонала лягут на плечи конкурента). В качестве бонуса вы получите списки клиентов – самое ценное, что новичкам в бизнесе кажется самым главным. И еще в качестве бонуса вы получите внутренние документы конкурента, украденные попутно бывшими сотрудниками конкурента при переходе к вам. Перекупая сотрудников, вы сократите время и деньги на наем профессиональных управленцев. Сам процесс «перекупа» чаще всего основан не на материальных выгодах, а на личных отношениях. Если вы сами «из бывших сотрудников», то с вами в новый бизнес обязательно уйдут 1 – 2 ваших друга с прежнего места работы. Как правило, в новом бизнесе они вам нужны не для бизнеса, а для поддержки: все-таки страшно одному начинать новое дело. Ваши друзья, ставшие по вашей инициативе перебежчиками, – самые верные кандидаты на то, чтобы когда-нибудь в будущем уйти и от вас (очередной цикл деления неизбежен). С перекупленными сотрудниками общайтесь по принципу: «злой-добрый» (предыдущий их хозяин – плохой человек, а вот вы – рубаха-парень). «Добрый» начальник – низкая зарплата.

2. Распустите слух, что у вашей новой фирмы низкие цены. Для особо дотошных клиентов придется цены действительно опустить. Потому придется отказаться от уплаты налогов, добросовестных поставщиков сырья и «белых» зарплат. В России конкуренция вообще чаще всего сводится к ценовой войне. Идеи, технологии, бренды отдыхают. Каждый новый поставщик обычно начинает с ценового демпинга. Новичкам на рынке кажется, что именно низкие цены станут причиной того, что к ним перебегут (и навечно останутся) наши клиенты. И действительно, как только на рынке появляется новая фирма, часть клиентов «сбегает» к ней в поисках дешевого счастья. Правда, проходит время, и большинство из клиентов возвращаются, вспоминая, что «не в деньгах счастье», но через какое-то время появляется еще одна фирма, и снова наблюдается прилив-отлив клиентов. Обычно прилив-отлив составляет 10 – 15% клиентов и 3 – 7% сумм на одного нового конкурента, но если фирма-родительница слаба, то отток к новому бизнесу может составить и до 50% сумм. В «перебежчики» чаще подаются малые «серые» предприятия, для которых действительно каждая копейка имеет значение, а качество и репутация – дело вторичное. Впрочем, для части клиентов деньги далеко не главное: в клиенты к новому собственнику уходят те, с кем он подружился, будучи наемным работником в предыдущей фирме.

3. Обеспечьте собственную безопасность. Вряд ли собственник, которого вы «кинули» (слово, которое в новорусском обозначает и процесс «одноклеточного деления»), будет рад такому повороту событий. Потому защита у новоявленного бизнесмена обычно сводится к двум типам действий: распусканию слухов, сплетен, а то и доносов на собственника бизнеса-родителя и активному установлению связей с силовыми структурами тех уровней, до которых удается дотянуться. Правда, дружба с силовиками заводится не столько для защиты, сколько для нападения на родительскую структуру, видно, новичками в бизнесе хорошо усвоена военная заповедь «лучшая защита – нападение». Поэтому на практике «одноклеточное размножение» часто сопровождается налоговыми, прокурорскими, пожарными и прочими проверками. А уж кого будут проверять, зависит от крепости дружбы той или иной стороны с силовиками. Слухи и сплетни тоже распускать лучше с применением тяжелой артиллерии – СМИ, благо что «на правах рекламы» можно опубликовать любую информацию.

4. Если все предыдущие три пункта выполнены верно, то остается только достичь финансовой стабильности и проиграть. Достичь финансовой стабильности при одноклеточном делении удается быстро: бизнес-то по сути новым не является, построен как часть прежнего, только юридически оформлен как самостоятельный. Большинство новых одноклеточных фирм становятся прибыльными почти сразу же, максимум через месяц – три. А проиграют они потому, что бизнес – это, прежде всего, идея. Идея своровать наработанное фирмой-родительницей бизнес-идеей не является. Рано ли поздно, вновь образованная фирмы снова будет подвергнута делению, и так далее, и так далее. Только единицы из «одноклеточных» бизнесов пробиваются в «многоклеточные» – более сложно устроенные и более устойчивые бизнесы, а большинство бизнесов, образованных «одноклеточным делением» снова делятся, распадаются, поглощаются более крупными.

Тем не менее, несмотря на такой грустный прогноз, одноклеточное размножение было, есть и будет. Это массовое движение в малом бизнесе задает фон, среду, в которой «шлифуются» бизнесы «с идеями», усложняясь и становясь более конкурентными. Кроме того, это бесконечное «одноклеточное размножение» необходимо и для поддержания среднего и крупного бизнеса: сами «одноклеточные» бизнесы являются питательной средой для более крупных бизнесов, которому легче поглотить уже готовый малый бизнес, чем создать аналогичную структуру внутри. Наконец, в-третьих, невольно возникшее однообразие возникающих бизнесов (схожая квалификация сотрудников, один и тот же документооборот, похожие бизнес-процессы) приводит к унификации бизнеса, вырабатывая бизнес-правила, понятные всем участникам рынка.

Продолжение следует.

http://slon.ru/economics/kak_razmnozhaetsya_malyy_biznes_chast_1-134506.xhtml

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

*

code