Как размножается малый бизнес в России. Часть 3

Государство как заводчик малого бизнеса

В первой части статьи было описано «одноклеточное» размножение малого бизнеса. «Одноклеточным» я назвала способ «деления» бизнеса, когда один из наемных работников решает создать бизнес, в точности воспроизводящий бизнес бывшего собственника, и, уходя от работодателя, «прихватывает» клиентские базы, документы, технологии, а иногда и деньги.

Во второй части статьи описан не менее распространенный способ возникновения нового бизнеса – «под копирку». При этом способе начинающий предприниматель в точности копирует (ворует) идею уже сложившегося успешного бизнеса.

В третьей части статьи я подниму тему самую деликатную и много раз обговариваемую – тему поддержки  малого бизнеса со стороны государства. Как конкретно государство «разводит» малый бизнес, я отдельно писать не буду: часть форм поддержки малого бизнеса будет перечислена в тексте статьи, кому интересно подробнее – легко найдете информацию на сайтах российского и региональных министерств экономического развития.

Краткое содержание статьи: в сегодняшнем виде «размножение» малого бизнеса силами государства представляет собой экономически неэффективный вид социальной помощи в обмен на лояльность. Подробнее с цифрами на примере одного региона*:

Тезис первый. Поддержка малого бизнеса со стороны государства в том виде, в котором она существует сейчас, экономически неэффективна в большинстве субъектов федерации

Чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, достаточно зайти на сайт правительства любого субъекта РФ, найти документы по поддержке малого бизнеса и сравнить затраты на поддержку малого бизнеса с финансовыми результатами деятельности малого бизнеса. Только советую сравнивать цифры не из одного документа, а как минимум из двух: из отчета по реализации программы по развитию малого и среднего бизнеса (а таковая есть практически в каждом регионе) и из отчета по деятельности предприятий малого бизнеса.  Вот какая картина получается на примере случайно выбранного региона* (далеко не самого отсталого в РФ).

В малом и среднем бизнесе работает треть трудоспособного населения области. А налоговый вклад малого и среднего бизнеса составил вовсе не 33%, а всего лишь 14,9%. То есть, эффективность малого и среднего бизнеса как налогоплательщика в 2 раза меньше, чем эффективность крупного бизнеса. Но мало того, что малый бизнес приносит государству гораздо меньше, чем крупный. Малый бизнес для государства является еще и расходной статьей. Конкретные цифры этого же региона: в 2008 году государство и муниципалитеты поддержали малый и средний бизнес области на общую сумму
99 924 900 рублей.   За первую половину 2009-ого оборот на предприятиях малого и среднего бизнеса составил 79 785 791 000 рублей . Если предположим, что за год эта сумма удвоится, то годовой оборот составит около  160 000 000 000 рублей. Предположим, что все предприятия честно заплатят 6% налог с этого оборота. Государство в оптимистическом прогнозе получит 9 600 000 000 рублей.  То есть, на каждый вложенный государством рубль возвращается 96 рублей. Казалось бы, очень высокие показатели. Только в расходах государства на поддержку малого и среднего бизнеса не посчитаны деньги на содержание аппарата чиновников, которые этот бизнес поддерживают,  и, самое главное, невозможно понять: бюджет пополняется за счет того бизнеса, который поддерживают чиновники, или налоги идут «сами собой», и платит их бизнес, не получивший поддержку. Чтобы разобраться в этом, проанализируем, каким конкретно предприятиям помогает государство.

Тезис второй. Поддержка малого бизнеса – одна из форм соцзащиты

99 924 900 рублей, потраченных выбранной  областью на поддержку малого и среднего бизнеса, распределены следующим образом:

  • 21 млн рублей из местных бюджетов 43 муниципалитетов;
  • 14,8 млн рублей в виде субсидий муниципалитетам на  содействие развитию малого и среднего бизнеса;
  • компенсация затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей на общую сумму 35,4 млн рублей;
  • компенсация расходов по участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках на общую сумму 1,9 млн рублей;
  • субсидии на оплату услуг по сертификации, регистрации товарных знаков и обеспечению кредита на общую сумму 0,9 млн рублей;
  • женщинам-предпринимателям предоставлены субсидии на реализацию предпринимательских проектов на общую сумму 15,6 млн рублей;
  • микропредприятиям, руководителями и учредителями которых являются инвалиды, многодетные родители и молодежь, предоставлены субсидии на реализацию предпринимательских проектов на общую сумму 1,2 млн рублей;
  • потрачены деньги на функционирование  51-ого информационно-консультационного центра;  на создание бизнес-инкубатора; на  профессиональную переподготовку 12 инвалидов и тренинг для 120 граждан из числа молодежи.

Чтобы получить государственную поддержку, выгоднее быть больной  молодой неграмотной многодетной женщиной, набравшей кредитов  и владеющей  очень маленьким бизнесом офисного типа. Потому как большинство мер господдержки сводится к раздаче денег или сокращению расходов малого бизнеса, а не к созданию условий для его развития.

Тезис третий. Чиновники поддерживают малый бизнес, малый бизнес поддерживает чиновников

Программы поддержки бизнеса, сводимые к раздаче денег и льгот, неизбежно требуют ответной благодарности от одаряемых. Как минимум, это лояльность и голоса на выборах; как максимум, – это откаты. В каждом субъекте вокруг чиновников формируется пул «своих» предпринимателей, неизменно занимающих места в президиумах разных форумов и съездов, чтобы привычно рапортовать:  «Малому бизнесу помогают!» и участвовать в дележе пирога.  Итоги «объединения» предпринимателей  попадают в отчеты чиновников по расходованию средств на поддержку малого бизнеса. Так, например, в изучаемом нами регионе, в результате расходования 99 924 900рублей, появились  действия «61-ого общественно- координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства;  77 общественных объединений предпринимателей; созданы 12 общественных советов при территориальных подразделениях федеральных органов власти и прокуратуре области».  Да,   малый бизнес зачастую размножается по принципу:  «Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!» В результате, появляются никому не нужные сайты, проекты технического «перевооружения» несуществующего цеха, рапорты о всемирном озеленении, «инновации» всех мастей.  Например, на деньги гранта создается сайт книголюбов (на это  тратится не более десятой части гранта). Через год после получения гранта превращается в порносайт, потому что форум никто не модерирует. А потом сайт  вовсе блокируется, потому что деньги за хостинг никто не платит.  Или поддерживается-поддерживается кредитный кооператив, а после десятилетия такой поддержки вдруг заводится уголовное дело. Или… впрочем,  такие примеры можно приводить десятками.

Вместо послесловия

В кризис к способам «размножения» бизнеса добавился еще один. Безработным, попавшим под сокращение, в службе занятости предлагают … открыть свое дело. Для этого их бесплатнообучат написанию бизнес-плана. Потом за лучшие бизнес-планы выдадут гранты, от 200 до 500 тысяч рублей за бизнес-план.

Почему наемный работник, к тому же занимающий на последнем месте работы явно не самое ключевое место, вдруг в одночасье станет предпринимателем, способным освоить немалые для него деньги, непонятно. Вряд ли кто из 976 безработных, открывших собственное дело в этом году в изучаемом нами регионе, действительно создаст эффективный бизнес. Тем более, что проверять, как расходуются средства гранта, никто особо и не будет.

*В статье намеренно не назван субъект федерации, из программ которого взяты цифры и примеры. Не в регионе дело, а в тенденции, а она одинакова для большинства регионов России.

Продолжение следует

http://slon.ru/economics/kak_razmnozhaetsya_malyy_biznes_v_rossii_chast_tre-154554.xhtml

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

*

code