КФС. Евгения Изварина

КФС. Евгения Изварина
Евгения Изварина о поэте и поэзии в проекте КФС (Коллекция феноменов саморефлексии).


«Бесед – и конечно же споров – о стихах, о поэзии в дружеском кругу за все эти годы было столько… Вот это, наверное, и есть главная школа, причём счастливая школа, что и говорить».
(Из книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» https://www.marginaly.ru/html/Vsjachina/Enciklopedija/summary/izvarina.pdf)

 

* * *
Словно шмель, чередуя мычанье и рык,
заплетя их единою тканью, —
безнаказанный, цепкий, певучий язык
над покорной танцует гортанью.
Разбирать ли ему, наобум вороша
ароматы подземные эти:
невесомые петли вязала душа,
или плоть — паутинные сети?
И, попавшись в силки и густой перемёт
полосуя стеклянною бритвой,
насекомое так же себя не поймёт,
как и ты, человек за молитвой.
(Антология современной уральской поэзии. 1997-2003. https://www.marginaly.ru/html/Antologia_2/019_izvarina.html)

 

* * *
Е. Т.

Слова — изумленью помеха,
сомненье небес об орле.
Не более страха, чем смеха,
искрит на смущённом крыле.
Когда умиравший отвесно
живет по наклонным кругам, —
не грубая тварь бессловесна,
а речь нестерпима богам.
(Антология современной уральской поэзии. 1997-2003. https://www.marginaly.ru/html/Antologia_2/019_izvarina.html)

 

* * *
Е. К.

Совесть губами с земли соберёшь,
Душу от склоки отмажешь.
Что если — лучше уже не соврёшь?
Что если — проще не скажешь?
Клетка. Уключины. Стул у стены.
Возраст. Крахмал на воде.
Вот и озвучено.
Вот — со спины.
За поворотом.
Нигде.

(Антология современной уральской поэзии. 1997-2003. https://www.marginaly.ru/html/Antologia_2/019_izvarina.html)

 

* * *
Голос опаздывает, как нож,
сорванный на золотую треть.
Хочется жить за здорово живёшь,
а получается – умереть.
Просто – идёшь, уже никакой,
по разделительной полосе

и тормозишь облака рукой.

И вдруг останавливаются – все.

(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011 http://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/027_izvarina.html)

 

* * *
как разбитой жизни оболочку
радость и печаль соедини

боги погибают в одиночку
за идею равенства с людьми
за дальнейшую неотличимость
лишь бы не подобье на авось

ничего у них не получилось
потому что всё сбылось
(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011 http://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/027_izvarina.html)

 

* * *
на теперь и никогда
распадается звезда
где-то в недрах кофемолки
слышен шорох жестяной
не успела на осколки
стала скоростью и тьмой
стала сполохом случайным
разметавшим острова
Боже реже отвечай нам
береги слова
(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011 http://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/027_izvarina.html)

 

* * *
Не навсегда дожди отморосили.
Не навсегда трава сошла с тропы.
Без слов понятно, почему в России
заснеженные нежности скупы.

Без слов берут и за руку, и в долю,
без слов целуют – как снимают швы
то с родников, сокрытых под водою,
то со стихов, что людям не нужны.
(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011 http://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/027_izvarina.html)

 

* * *
Писание для недотёп
к стилу прибитыми перстами
неважно, кто переведёт,
на землю клинья переставит –

боль остаётся чем была,
любовь изменится едва ли:
«…Я к вам пишу – Вы мне крыла
на первом слове оборвали…»

(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011 http://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/027_izvarina.html)

 

НЕЖНОСТЬ
(по мотивам кинофильма «Дон Жуан-73»)
ОТРЫВОК
2.

В забегаловке неизвестный поэт
вон что удумал — «Там смерти нет, —
он пел. — Там всем хорошо…»
С ним соглашались на сей предмет,
но крики «Давай ишшо!»
не раздавались, ведь то была
хоть забегаловка, от угла
вторая, — но не совсем
кабак; и натянуты удила
трезвости: кто и с кем.

Чистая публика и трава
чистая в косячке сперва
гитара на разогрев
вот они банкующему однова
и подкинули даму треф
а дальше лишь для неё играл
чёрт-те что беснующийся хорал
боль и ужас выбора через зал
передёргивали жлобы
а она вычисляла как интеграл
смысл и стоимость ворожбы

боль и ужас заново молодых
ей-то что рассвет и трава под дых
и студенческий тот притон
где достал электрический провод их
безошибочный камертон
двадцать лет романтическая мура
кровь из вены муаровая дыра
грех завидовать куражу
выручай гитара прости сестра
что-то

грифа
не удержу

(Сетевая словесность https://www.netslova.ru/izvarina/stihi.html)

 

***
Как – на исповедь с грехами:
С сердца – с возу!..
– Одержимые стихами
Входят в прозу.

В мире, где лишь бездна – даром
Человеку, –
Одержимые пожаром
Входят в реку.

Только там, где – ни мистерий,
Ни наречий, –
Одержимые потерей
Ищут встречи.

(Книга серии «ГУЛ» http://www.mv74.ru/kniga/gul-evgeniya-izvarina/)

 

Поэт

…гори,
подбрасывай поленья:
как, продлевая Свой билет,
Бог сохраняет всё, так время –
неяркий вкус
и горький свет.

Как есть, наивен и неведом,
останься в будущем.
…В былом –
сгорай,
золу мешай со снегом,
пролейся в недра – серебром…

(45-я параллель https://45parallel.net/evgeniya_izvarina/predlog_peredat_privet/)

 

Цикл Поэтам
(стихотворение из цикла)

* * *

Андрею Санникову

Уже луны опалубка видна

врождённая (все кости не на месте).

А сердца, разумеется, — не два,

а сердце в одиночестве — то крестик,

то мостик. На закате по нему

на левый берег переходит стадо.

Тебя уже не слышно никому —

и начинаешь говорить как надо…

(«Урал» №7-2009 http://www.zh-zal.ru/ural/2009/7/iz2.html)

Е. Туренко
словно буханку
стужа
режет себя сама

жив
но больше не нужен
голос после псалма

боль покидает слово

но ничего честней
срыва голосового
не происходит с ней

(«Новый берег» №34-2011 http://www.zh-zal.ru/bereg/2011/34/i12.html)

 

***

Ангелы слышат поэтов: не то чтобы каждый стих —
но без памяти чистый звук чему-нибудь учит их,
человеческому не вполне —
боксу крыльями,
бегу по штормовой волне,
терпению в поле трепета (шибко машут ресницами после драки
алые маки)…

(«Урал» № 11-14 http://www.zh-zal.ru/ural/2014/11/1izv.html)

 

***

Где музыка просеивает прах
и палачи представлены к медалям —
неравные во временах,
мы умираем,
но не пропадаем,
покуда держит руку на золе —
кто ни в одной легенде не замешан.
…История стоит на головне.
Поэзия — на пепле прогоревшем.

(«Урал» №6-2017 http://www.zh-zal.ru/ural/2017/6/teper-ty-znaesh.html)

 

Поэт

форы не чуй починяй примус
имя тебе легион минус
дело твоё пропащее молодое
если за кем-то долг за тобой вдвое
это и правильно а призывать к ответу
как посылать за смертью
бери хоть эту

(«Урал» № 5-2018 http://www.zh-zal.ru/ural/2018/5/dva-vremeni.html)

 

О проекте:

КФС, коллекция феноменов саморефлексии, — проект, реализованный в рамках подготовки круглого стола «Поэт и поэзия в современном обществе»
для доклада М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии».

Круглый стол, в свою очередь, первое мероприятие грантового проекта «Апология поэзии», руководитель проекта д.ф.н. А.Житенёв.

Презентация к докладу М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии»

Фотоотчет о круглом столе

Статья Е.Извариной о круглом столе


Добавить комментарий