Любовь к чтению как вирус, передаётся от человека к человеку»

Изданию LentaChel.ru удалось пообщаться с издателем и культуртрегером Мариной Волковой, чтобы узнать её мнение о современной поэзии и прозе, успешном опыте преподавания литературы в южноуральских школах и сайтах, где можно найти качественные произведения авторов-современников.

Как мы писали ранее, интернет взрывают видео, снятые родителями, на которых дети плачут и расстраиваются, что не понимают и не могут выучить классические стихи. Московские учителя считают, что при составлении школьной программы нельзя игнорировать современную литературу вроде популярного «Гарри Поттера», согласны с этим и сами школьники. Издатель Марина Волкова уверена, что это не так, и не стоит обделять вниманием ни классику, ни современную литературу.

— Как Вы считаете, что стоит преподавать на литературе в школе? Классику и только классику или включать современных авторов вперемешку с великими литераторами прошлого?

— Классика – это наше общее прошлое, современная литература – наше индивидуальное будущее. В нормальных школах учителя это понимают и организуют обучение так, что дети с удовольствием читают и классику, и современных авторов. В 31-м лицее Челябинска проходит фестиваль «Открытая книга». Второй год такой фестиваль проходит в 24-й школе Копейского округа в посёлке Потанино. Дмитрий Богач в 88-м лицее провел фестиваль «Весна поэтическая». Педагогический колледж № 1 Челябинска разработал и реализовал программу встреч с современными поэтами. Школьники поселка Нагайбакский Нагайбакского района — лучшие из трёх тысяч сверстников по знанию ранней поэзии классиков. Примеры можно продолжать и продолжать. Да, это не стопроцентная картинка. Но поэтический кластер на Урале существует, и он расширяется.

— Каких современных авторов вы бы посоветовали для изучения в школе? Российских, мировых, челябинских.

— Почему обязательно в школе? Чтение вне школы и после школы никто не отменял, тем более доступ к современной литературе открыт как никогда. Если говорить о конкретных ресурсах, то это «толстые» журналы на портале «Журнальный зал» (старшее поколение помнит, как трудно было на них подписаться в советское время): «Знамя», «Новый мир», «Иностранная литература» и тому подобные. Каждый из журналов имеет своё лицо, своего читателя, ищите, выбирайте «свои» журналы. Другие источники – сайты «Новая карта русской литературы», по уральской поэзии – marginaly.ru, сейчас делаем Депозитарий Уральской поэтической школы, вот его рабочая версия.

— А если перейти к именам?

— Из прозы советую для начала читать книги лауреатов престижных премий – «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский букер», для школьников – «Книгуру», премия Крапивина. У каждой премии свой сайт, где все имена, а иногда и тексты. Поэзия – все авторы сюжет-проекта «Русская поэтическая речь-2016», это 115 поэтов. Сейчас, кстати, мы открываем новый подпроект «Русской поэтической речи» – «Опыт прочтения», это 115 электронных книг отзывов о подборках этих поэтов. Нам на Урале особенно повезло и с прозой современников (Рустам Валеев, Игорь Сахновский, Алексей Иванов, Нина Горланова, Алексей Сальников, Леонид Юзефович, Андрей Ильенков, Роман Сенчин и многие другие), и, тем более, с поэзией. 130 поэтов Уральской поэтической школы и почти столько же молодых поэтов. В Челябинске работают Виталий Кальпиди, Янис Грантс, Александр Самойлов…

— А взрослым людям что почитать? Ваше мнение, кого из современных авторов можно было бы выбрать для легкого чтения зимним вечером у камина, а кого — для вдумчивого изучения, чтобы потом побеседовать с интеллектуалами?

— «Легкое» ли чтение или «вдумчивое», как Вы говорите, главное, чтобы литература была качественная. Я сейчас читаю одновременно две книги «для удовольствия» (не считая чтения по работе) – Льва Данилкина «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» (кстати, за эту книгу Данилкин стал лауреатом «Большой книги» этого года, книгу можно бесплатно скачать в интернете) и «Быть при тексте» Константина Комарова, сборник критических статей. По второй книге пишу каждый день «Дневник чтения одной книги» и отправляю Косте, само обсуждение всегда не менее увлекательно, чем чтение! Обязательно стоит прочесть Алексея Сальникова, поэта Уральской поэтической школы, успешно дебютировавшего с прозой «Петровы в гриппе и вокруг него». Кстати, сориентироваться в прозе помогут обзоры Галины Юзефович.

— Если вводить в школе современную литературу, не вызовет ли это отторжение преподавателей, воспитанных на совершенно других программах?

— С учителями словесности у нас грустная картинка, это факт. В Челябинске с треском провалился проект «Современная поэзия. Современный человек», который мы делали с московским издательством «Воймега» и школьными библиотекарями: только тридцать школ из ста пятидесяти провели его нормально. Но такая ситуация, к счастью, не тотальна: в Перми, например, очень профессионально готовят будущих педагогов, обязательное знание ими современной литературы и, в том числе, уральской поэзии, — норма, а не исключение. В чтении действует простое правило: «Любовь к чтению как вирус, передается от человека к человеку». Если повезло с родными, учителем, да просто с соседом или попутчиком, — все, ты обречен на чтение. А если не повезло, или сам пробуй пробиться и понять, что чтение — самая увлекательная и самая сложная человеческая деятельность, или смирись и живи только одной своей жизнью, без выхода в другие миры и судьбы.

— Считается, что детям интересно читать то, про что они могут сказать «о, это про нас!». Возможно ли классику перевернуть в этом формате?

— Всё, что есть в литературе – про нас. И «Гамлет», и «Фауст», и «Мертвые души», и «Замок», и даже «Колобок». Нет ничего не про нас. Литература и позволяет дорастать до тех «нас», какими мы можем стать, дорастать – читая.

Ева Полякова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

*

code