Макс Бодягин о фестивале

maxМне присылают довольно много текстов на «почитать» и за год их набегает довольно прилично.

К моему величайшему, вот прямо величайшему сожалению, 95% из них написаны в жанре Неструктурированного Поноса™. Это когда едет акын по степи и заунывно описывает проплывающие мимо него кустики саксаула и засохшей верблюжей колючки на фоне однообразного пейзажа зимней степи. За одну струну ещё так трень-трень.
И тут до меня дошло, что иногда люди не понимают, чем в принципе художественный текст отличается от информационного; в чём его задача, из чего и для чего он делается. Поэтому вчера утречком я просто суммировал в голове все те вопросы, которые задавали читатели за десять лет, что минули с публикации моих первых рассказов, и составил план, куда очень плотно упихал всё, что нужно знать о конструировании художественного текста. С учётом того, что на весь материал мне выдали 50 минут.
Начал с того, что попросил присутствующих честно ответить на самый главный вопрос: «ваш текст имеет какого-либо адресата или это – лишь нарративная самотерапия?». Потому что если это – самотерапия, то вам тут, по большому счёту, нечего делать. Вы никому ничего не должны. Можете просто забить в поисковик запросы «техники фрирайтинга», «утренние страницы» и «нарративная самотерапия» и всё. Сразу станет всё ясно.
К моей радости трое или четверо вполне себе взрослых людей (это из порядка тридцати пришедших) встали и вышли из зала. Потом, правда, их места заняли новые слушатели и знаете, что? Почти час никто не шелохнулся. Никто не лазил в мобильник. Не зевал и не смотрел в окно. Слышно было, как чирикают за окном воробьи.
Я рассказал о структурировании текста, важности исследований, построении сеттинга, создании персонажей и, собственно, инструментарии, который облегчает писателю жизнь.
Жаль, что после гриппа я оказался слишком слаб, чтобы отвечать на вопросы и тихо слился. Но… Сама ситуация говорит о том, что подготовленный мной материал оказался полезен и я думаю повторить лекцию, слегка её доработав. Возможно, она оказалась слишком насыщенной. Хотя меня уже благодарили в личку и в разных аккаунтах.
Большое спасибо всем за внимание, я очень тронут, правда. Конечно, 12-го в «Арбате» всё будет совсем не так, там я буду хулиганить. Но если у кого-то есть какие-то конкретные вопросы по теме «Инструментарий писателя в XXI веке» – смело спрашивайте прямо тут, постараюсь ответить.
PS: Этот свитшот «Секс. Бокс. Джаз» мне прислала прекрасная читательница Юля из Санкт-Петербурга. Он очень уютен, спасибо большое!
UPD: огромное спасибо за эту возможность Марине Волковой и Наталье Диской и всем-всем-всем причастным!


Добавить комментарий