Неделя поэта Алексея Александрова

5 — 11 апреля — Неделя поэта Алексея Александрова.

Каждый четверг будет посвящен одному из поэтов сюжет-проекта «»Русская поэтическая речь- 2016». 115 поэтов — 115 четвергов. С четверга по четверг будет проходить Неделя поэта. Каждый четверг будет появляться одно стихотворение поэта и ссылка на отзыв о его подборке в «Антологии анонимных текстов». Последовательность Недель — по мере поступления отзывов.
Все это — в рамках нового проекта «Русская поэтическая речь: опыт прочтения».

Проект «Опыт прочтения» – это подробное представление каждого из участников сюжет-проекта «Русская поэтическая речь-2016».
Все о проекте: http://mv74.ru/rpr/

Алексей Александров в проекте «Русская поэтическая речь: опыт прочтения»: ГЛАВА № 8. «Антологии анонимных текстов»

Отзыв № 1: Роман Япишин, поэт, музыкант, студент Литинститута. Челябинск. http://mv74.ru/rpr/glava-8.html/

Слушаем стихи героя «Опыта прочтения» Алексей Александров в исполнении Виталия Кальпиди. Сериал «Рупор», глава 8, как и в Антологии анонимных текстов. А потом изучаем поэтические вкусы Александрова-редактора http://magazines.russ.ru/volga/

У Алексея есть стихи на все случаи (дни, мгновения, века) жизни. Не верите — посмотрите его страницу на ФБ: каждый день, как в газете: https://www.facebook.com/aleksej.aleksandrov2

СТИХИ:

* * *
С нами граничат зима и зима,
Больше других не осталось соседей.
В крепости вновь опустел каземат,
Ходят по улицам юные леди

В чёрной, как кокон, своей парандже.
День распускается, словно клубочек.
Целится в ласточку на вираже
Снайпер в опушке берёзовых почек.

С юга опять прибывает орда,
Сдачу на рынке такою монетой
Нынче дают, что не знаешь, куда
Деньги вложить. Но молчи, не советуй –

Слушают гулкий эфир колдуны,
Дети колоннами ходят под дудку
Возле ворот обнищавшей страны.
Молодо-зелено, весело-жутко.

И не заметишь, что посох зацвёл.
Демон с плаката стоит, наблюдая
Яблочный дым из пылающих сёл,
Где за околицей ангел летает.

***

Братец апрель говорит: подвинься, —
В лужу садится и хлеб жует,
Грязными пальцами в книге ищет,
Чтобы узнать о тебе хоть что-то.

Бабочка, если проснется, тушит
Это нелепое солнце, где
Светодиоды горят весь день,
Сколько хватает обычной спички.

А в опустевшей казарме снег —
Белые простыни, потолки,
Чтоб не засыпало с головой
В тумбочке то, что должно лежать.

И выбегает на середину
Чья-нибудь музыка — ну руками
Громко размахивать, объясняя,
Что стороною зима прожгла.

Зайцы размером с мышей, людей
Вовсе не видно, одни тулупы
С валенками караульной службы,
Если всплывет тот случайный выстрел.

Стой, кто идет,
Кто молчит, ко мне.

***

Прячут гнезда пасхальные кролики,
Как вареные ходят птенцы
И тому, кто родился не голеньким,
Дарят ложку, стакан и щипцы,

И с пакетиком гречки отравленной
Из Саратова теплый привет —
Это всё хорошо и неправильно
Существует две тысячи лет.

Выцветают охранные литеры,
И великая рухнет стена,
Мы сюда прилетели с Юпитера,
Потому-то весь мир против нас

Запасается колой с попкорном и
Сундуком шоколадных яиц,
Чтобы слуги его непокорные
Научились прощать и любить.

В книге французской и русской поэзии «Воздух чист…», опубликованы подборки 8 поэтов-авторов Антологии анонимных текстов. Один из них — Алексей Александров.
«Воздух чист…» был презентован в Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Париже. 12 апреля мы покажем книгу в Самаре, 15 — в Тольятти, а 13 апреля ее презентация откроет фестиваль «Центр весны» в Саратове, где живет Алексей.

Вот вам по этому случаю стихотворение Алексея Александрова на двух языках из этой книги:

* * *
Рассыпавшись на тысячу смычков,
Под вежливой луною на ладони
Зелёный лёд крошился в темноте.
Копеечный Георгий
Над медным остановлен был драконом.
Пережидая стайку злых машин,
И облако, бегущее на нерест,
На цыпочки вставало и росло
Так, что неслышно становилось сердце.
Впусти нас в март, Создатель, ничего
С нас не собрав — мы будем тише тени,
Глупей скворца друг другу угождать…

* * *
Se divisant en milliers des archets,
Avec la lune courtoise sur la paume
La glace au noir s’ effritait de verdure.
Saint George d’une pièce à bon marché
Se dressait au-dessus du dragon de cuivre
Алексей Александров / Alekseï Aleksandrov
Laissant passer de mauvaises voitures,
Une nuée, pressée dans la fraicheur,
Se dressait sur la pointe des pieds
Et le coeur battait en douleur.
Laisse nous entrer dans le mars, Créateur,
Sans demander et l’ombre que nous sommes
Comme un étourneau se complaît en douceur …

(Перевод Т. Аллахвердян / Poèmes traduits du russe par T. Allahverdian)

Вот это стихотворение мы услышим в его исполнении на русском языке 13 апреля в Саратове на презентации книги русской и французской поэзии «Воздух чист…», а пока смотрите его на французском языке (из этой же книги). Иллюстрация Вячеслава Остапенко.

Bogdanov
Affreusement moustachu à peu près idiot,
certainement à mieux dire mot à mot,
dans la chambre 5 demeure Bogdanov
Il regarde ses amis d’un oeuil rigoureuх,
lit Karl Маrx et foule son service,
mange du riz et croit à Greenpeace,
il lance un ballon météo et surtout
joue du pique avec ses trois atouts,
boit de la vodka, mais sa tête n’a pas mal,
Il ne fait l’ajouter, c’est égal.
Il va chercher une bière à minuit
et se couche avant la matinée, lui.
il est un homme bon, mais étrange parfois,
cherche-t-il d’or dans un lourd poids,
le sciant et chantant l’ «International»,
regardant le cadran chinois oval…
Chez les lutteurs de style classique
le jour de repos. Le destin n’est pas chic.
En mettant son képi sur l’oreille pas du tout
Sania lui reproche sa misère d’ atout.
Alors prenons goutte, soulageons notre coeur!
Une bouilloire lance déjà sa vapeur.
Vidons nos coupes et suivons par hasard
des voies diffrentes à tous les égards.

Выступление Алексея Александрова на Десятом Всероссийском фестивале поэзии «Центр Весны» «Honky Tonk», Саратов, 16.04.2016:

Отзыв № 1:
Роман Япишин, поэт, музыкант, студент Литинститута. Челябинск.

Отзыв № 2:
Татьяна Пухначева, к.м.н., Новосибирск, автор второго тома РПР-2016.

Отзывы читать здесь: http://mv74.ru/rpr/glava-8.html/

Самое время с благодарностью вспомнить тех, кто читал Алексея внимательнейшим образом, а потом писал о его творчестве обстоятельно и с любовью: Геннадий Каневский, Илья Кукулин, Виталий Лехциер, Артем Верле, Катя Капович, Екатерина Симонова, а Линор Горалик включила Алексея в список своих избранных респондентов.
Вообще об Алексее еще очень много кто писал, но так совпало, что Алексей стал героем журнала «Воздух» № 1-2017, где можно прочесть и все эти профессиональные статьи и отзывы, и интервью, и стихотворения самого Алексея. http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2017-1/

Найдется ли идеальный читатель для Алексея Александрова, как нашелся он для Натальи Карпичевой? (Смотрите ВКонтакте страницу https://vk.com/paolo83).
Поживем-увидим, а пока прочтем, что сам Алексей думает про идеального читателя в разговоре с Андреем Пермяковым http://literratura.org/…/2577-aleksey-aleksandrov-esli-idea…

И, по традиции, Алексей тоже оставляет будущим своим читателям напутствие на тему: «Как читать мои стихи».

Дорогой мой читатель, племя знакомое и не очень! Честное слово, я не специально, чтобы запутать, сейчас попробую вам всё объяснить.

Вот идешь после работы через парк, за которым трамваи, как маленькие ненастоящие поезда, покачиваясь и спотыкаясь, выстраиваются в очередь к Крытому рынку. В парке каток с великим множеством людей, а другие в это время движутся по дуге к выходу, обходя церковь, поставленную у самых ворот. Ловишь чужой разговор, заглядываешь в новостной яндекс, стараешься забыть бред рабочего дня и понимаешь, что всё это складывается в некий текст, не обязательно написанный в столбик, с выдержанным размером и рифмами. Для того, чтобы это случилось, не хватает какого-нибудь пустяка — выпавшего винтика из сложного механизма, незапланированной искры, какого-то имени в подслушанном диалоге.
Думаю, что и при чтении обычно хватаешься за эту деталь как за спасительную соломинку — схема разрушается, начинаешь сам собирать пазл-картинку, выстраивать связи между всем и вся.

Или другой способ: бормочешь одну фразу с небольшими вариантами, словно крутишь в руках подобранную гайку, не зная, куда ее приставить. Вроде бы и без нее все работает, но когда найдешь, понимаешь, что да, работает, но это иллюзия, наложение слоев, не было цельного устройства. А в стихах оно существует, да так, что веришь ему.

То есть, окончательной формулы для понимания нет, но есть путь и есть ответвления от пути. Идти надо, размышлять по дороге — тем более, замечать крестики, метки, условные знаки. Доверяя прежде всего себе и языку, а не вывескам и плакатам, окружающим нас. Тропы выведут, слова подскажут.

Например, почему венгры и зачем яйцо? Ясно вижу этот огород, забор из разного железа и досок, угли с прокопчённой решеткой, мужчин без выражения на вечерних лицах. Наверняка у соседей сейчас играет радио эфэм, без пяти минут август, уже нет такой жары. Потому что это так и есть, другого объяснения у меня нет, вроде бы и так все понятно. Как у Мандельштама — «…И меня сравненьем не смущая, / Срежь рисунок мой, в дорогу дальнюю влюбленный, / Как сухую, но живую лапу клена / Дым уносит, на ходулях убегая.»

С уважением,
Ваш А.А.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

*

code