Неделя поэта Веры Котелевской

Неделя поэта Веры Котелевской5 — 11 июля 2018 — Неделя поэта Веры Котелевской.

Каждый четверг будет посвящен одному из поэтов сюжет-проекта «»Русская поэтическая речь- 2016». 115 поэтов — 115 четвергов. С четверга по четверг будет проходить Неделя поэта. Последовательность Недель — по мере поступления отзывов.
Все это — в рамках нового проекта «Русская поэтическая речь: опыт прочтения».

Проект «Опыт прочтения» – это подробное представление каждого из участников сюжет-проекта «Русская поэтическая речь-2016».
Все о проекте: http://mv74.ru/rpr/

Веры Котелевской в проекте «Русская поэтическая речь: опыт прочтения»: ГЛАВА № 5. «Антологии анонимных текстов» http://mv74.ru/rpr/glava-5.html/.

Вера Котелевская, поэт, литературовед, арт-журналист, переводчик. Живет в Ростове-на-Дону. Читаем 5 главу и первый отзыв: http://mv74.ru/rpr/glava-5.html/

Последняя запись в хронике Веры Котелевской на facebook, героини пятнадцатой недели «Опыт прочтения», посвящена выходу журнала, который делает Gali-Dana Singer. В журнале и подборки героев предыдущих недель проекта Кати Капович и Ольги Брагиной, и будущих, в том числе и самой Gali-Dana Singer Вот этот номер https://dvoetochie.wordpress.com/
А вот страничка Веры Котлевской, на которой есть много интересного https://www.facebook.com/profile.php?id=100002289617743

«Котелевская и Бернхрад», — так следовало бы озаглавить этот пост.
Здесь монография Веры Котелевской о Бернхарде: https://clck.ru/DkKQT
Здесь доклад на одной из конференций: https://www.youtube.com/watch?v=jVeWWqo8rvY
Здесь некоторые статьи: http://mfk.spbu.ru/sites/default/files/kotelevskaya.pdf и docplayer.ru.
Наконец (и это, судя по постам Веры, самое главное для нее сейчас), это недавно вышедшая книга — фото со страницы Веры.
Неделя поэта Веры Котелевской

После знакомства с работами Веры Котелевской-ученого, начинаем подробно знакомиться с книгами поэта Веры Котелевской. Начнем с первой — «Оды промзоне» (2010).

«Вчера была в арт-галерее «Золотой жук», на презентации поэтического сборника «Оды промзоне» лектора-филолога и арт-журналиста Веры Котелевской. Шла домой и боялась растерять впечатление, пришла, села за комп, хотела написать пост, и чувствую, мне не хватает слов. Поругалась на себя за косноязычие и легла спать. Утром встала, скорее за клаву, с мыслью всё рассказать, и опять загнала себя в угол, имею ли право?
Давно не получала такой мощный заряд эстетического удовольствия от общения с проникновенной поэзией, предельно утончённым, скромным человеком»
— еще о книге, презентации здесь https://eliseeva-e.livejournal.com/132715.html (и стихи из книги, конечно же, есть).

Фотография тоже из этого ЖЖ.

Неделя поэта Веры Котелевской

«Название сборника – «Оды промзоне» — лишь на первый взгляд иронично. Промзона — метафора оголённой до физического геометризма среды существования современного человека, его исток и его удел. Реальный ли город Шахты, откуда родом Вера Котелевская, взгляд ли с высоты «голодных до неба новостроек» Ростова-на-Дону, или превратившийся в промзону ежедневный трудовой конвейер жизни, — ритм движения будто заранее задан, так «тайга упакована в рельсы» — из предисловия к книге, сделанного Ольгой Джумайло (весь текст здесь http://www.rostovnews.net/2010/12/03/odipromzone/).

Для неспешного чтения: стихотворения Вера Котелевская из «Книги фигур»:
http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2017-1/kotelevskaya/
http://magazines.russ.ru/nov_yun/2013/4/2k.html

Как звучат стихи Веры Котелевской?

В исполнении Виталия Кальпиди из сериала РуПоР —

(прочесть всю главу — http://mv74.ru/rpr/glava-5.html/)

и Веры Котелевской:

Что читает героиня пятнадцатой недели «Опыт прочтения» Вера Котелевская?
Точнее, что она рекомендовала прочесть осенью 2014? Ответ — в рубрике «Книжная полка» журнала Новый мир http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/9/15knp.html

Самое полное собрание стихотворений (и некоторых других текстов) Веры Котелевской, выложенных в сети:
Журнальный зал — http://magazines.russ.ru/authors/k/kotelevskaya
Журнал «Воздух» — http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2017-1/kotelevskaya/
и http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2016-1/kotelevskaya/
45-я параллель: https://45parallel.net/vera_kotelevskaya/vzroslaya_pamyat/
И, конечно, сайт РПР-2016: http://mv74.ru/rpr/glava-5.html/ (но отзыв можно писать по любому стихотворению поэта).

Вера Котелевская (как и герой предыдущей недели «Опыт прочтения» Василий Бородин) тоже пишет о других поэтах. Вот, например, что она пишет о книге Таны Скарынкиной «Книга для чтения вне помещений и в помещениях:
«Поэзия Тани Скарынкиной — феномен такой интенсивной изобразительности, что, если бы не композиционное чутьё автора, читатель не смог бы справиться с переполохом чувств… «(далее читать здесь http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2014-1/hronika/)
Таня Скарынкина, кстати, тоже автор «Антологии анонимных текстов», глава 100 — http://mv74.ru/rpr/glava-100.html/
Сегодня предлагаем сравнить два несравнимых текста Веры Котелевской — рецензию на книгу Тани Скарынкиной и подборку стихов Веры в Антологии http://mv74.ru/rpr/glava-5.html/ По какому принципу сравнивать? По степени важности для автора тех или иных черт поэзии.

И еще одна рецензия Веры Котелевской — на книгу Ольги Логош «В вересковых водах. Книга стихотворений» http://www.reading-hall.ru/publication.php?аid=8077
И снова крайне любопытно сравнить этот текст и стихотворения самой Веры: http://mv74.ru/rpr/glava-5.html/

Проект «Опыт прочтения» нацелен прежде всего на вербовку новых читателей современной русской поэзии. Особо ценные агенты в этой работе — библиотекари (только большинство из них еще самих надо завербовать). Потому я смотрю фонды библиотек, ищу книги героев недели-авторов «Антологии анонимных тестов». Увы, результаты почти нулевые: книг меньше, чем поэтов. На этом фоне лидером по количеству книг (публикаций), имеющихся в библиотеках стала Вера Котелевская и библиотека Амурского государственного университета https://clck.ru/DnEzG
(да, книги не поэтические)
На фото типичный набор поэтических книг большинства библиотек страны. Фото отсюда (текст тоже типичный) http://www.mezhgorie.ru/?part_id=195,1117,1118,1591

Неделя поэта Веры Котелевской

Ох, как трудно было найти хоть какие-то заметки о творчестве Веры Котелевской! И это несмотря на то, что читают и любят ее многие! Евгений Степанов писал: «Значение целого ряда имен преувеличено, а многим первоклассным поэтам (прежде всего, из регионов России) внимания уделено не много.
До сих пор нет обстоятельных литературоведческих статей, посвященных творчеству наших талантливых современников: Ольги Подъемщиковой, Сергея Белозерова, Валерия Прокошина, Нины Огневой, Веры Котелевской, Марины Саввиных, Юрия Беликова, Владислава Дрожащих, Андрея Санникова, Сергея Ивкина …»
(http://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/030_isachenko.html)
Удалось найти только два текста: в журнале «45-я параллель»:
«Для поэзии Котелевской характерно сочетание самоиронии и прозрачности – прозрачности тона и взгляда на вещи, которые автору куда интереснее, чем собственное «я». Личностное зрение здесь – всего лишь инструмент, весьма приблизительный, для вглядывания в Другого» (эта цитата растиражирована примерно на двадцати сайтах) и замечательной Натальи Пинежаниновой (автора второго тома РПР-2016!), тезисы доклада, посвященного аспектам поэзии Веры Котелевской: http://conference-spbu.ru/conference/38/reports/8908
К сожалению, сборник материалов конференции еще не опубликован, попросим Наталью дать знать, как доклад появится в сети. А пока одна цитата: «В поэзии В. Котелевской, находящейся в процессе развития, лирический субъект неоднороден и динамичен».

На фото Евгений Степанов (фото их хроники Евгения) и Наталья Пинежанинова (фото сделано на круглом столе по РПР в Санкт-Петербурге, «Порядок слов»).

Неделя поэта Веры Котелевской

Неделя поэта Веры Котелевской

Марина Волкова пишет:
«Честно сказать, я долго думала, как в «Опыте прочтения» представлять тех поэтов «РПР-2016», которые до сих пор не открыли свои имена. Ответ-то очевиден: читать их стихотворения, на что, собственно, и был направлен проект – читать всю книгу как единый текст. Но собственные шаблоны мешают (а как же план? А рецензии? А фоточки запостить? А видео выложить? А сплясать?) Вера Котелевская, хоть и поставила свою фамилию под пятой главой, — идеальный анонимный поэт. И тексты ее можно читать без шума имени и званий. Вот так:
* * *
и вот он стоит мельница мельницей
цензор – здоровый детина
на перекрёстке
он окликает всякого
кто распахнут
и ветки намокшие снов
тяжелеют во рту
подноси меня
ко лбу
не спрашивай ни о чём
не пригибай голову
видишь как мы прозрачны
галочий топот
брызги вискозы
расхватаны воздухом
стыдно как папа с кондуктором
препирался
багаж невелик – лишнего
платить не стану
(клетчатый чемоданчик –
меня забирают из лагеря –
с бурым от утюга
галстуком
исписанным песенником)
не слышать этого никогда (куда
там!)
ступайте
ступайте же
цензор отчалил на юг
в заслуженный ад
пляжей
мельница – это не трубка
а трубка – тем паче

* * *
не знаю как
обучилась же легкости
сытости птицы
язвительности
изогнутого листка
вот он падает
и что ты поделаешь?
приходят один за другим циркуляры
«доченька, они могут убить!» –
и ничего не делаешь
сворачиваешь самолётик –
с ним
отправляешься в гастроном
за тортом
«у вас день рождения?»
«глупости, просто хочется торта!»
это длиннее исхода за спичками:
шёпотом
отсчитаешь кирпичики свежей стены
захрустишь
по одуванчикам и стрекозам
и каспаром хаузером
все позабудешь:
дом
речь
рану
дойдёшь и до самого края –
белой мороженщицы

* * *
каменеешь
вытягиваешься от имён
душистый горошек
преступление с отягчающими
и киноварь
особенно это последнее
вот бы
произносить его на два голоса –
и хохотать
дождёшься вот этого:
«дурочка»
чай застыл
поналетело
хлопьев с кривой абрикосы
тут бы и умереть
(скорей бы уже!)
но стариться – это медленно
в мыльных оранжереях
клиник
под взглядом племянников

* * *
прижав палец к бумажным губам
следует наконец признать:
ничто не стоит сожранного времени –
только письма мадам де севинье
к дочери
купив дом на холме
велю
не посещать меня пока
не окончится переписка
может быть
уйдёт
(и) вся жизнь

* * *
маленький чёрный автомобиль
люлька для паука –
на стекле
сонный его пасьянс
хлопнув дверцей
выходишь на воздух
морозно – вот два
облачка пара
шумеро-аккадская шушера под ногами
(вброд,
в отвороченной коже листвы)
распад пластика
долог
этой горбатой бутыли
жить и жить
апокалипсис –
не для таких
неодушевлённые ведь
непричастны?
изменится разве что форма горба
объём талии
абрис рта
сама себе
plot и рассказчик
тусклое око
истёкшего пикника
отсюда
с мусорной тризны
я вижу
вижу
и вижу
и не насытиться

* * *
я ничего не помню
о себе
кажется
мы сидели здесь полные сутки
ссутулившись
или же
полные годы сирени
пригоршни
яблочного шампуня
слушали как рассказывают за окном
о ярости
нет: старости
с яростью
пригодной для отроков и особливо
отроковиц
снова кто-то ругал
графа толстого
аферы грефа
коррупцию в ЖКХ
(ворд правит мои прописные
на строчные)
мелкий жулик
харкает кровью в суде
полные брови
каштанов
зла
(или нет: меди?)
вот за кого мне
больно, оказывается…
это и есть (такая-сякая)
картина мира
но я-то предпочитаю
звук

* * *
что это как не
трава вставшая из-под ногтей
ребёнка
схороненного поодаль?
как незаметно луг поднялся!
саблезубый
шёлковый
ты стареешь – я
молодею
того и гляди разминёмся
комиксы мастурбация крик
о бессмертии
складка между бровей –
что тут чьё?..
я засыпаю с вами троими
но никто уже
не говорит со мной
вполглаза вижу (зачем?)
как механически птица отщипывает
от плода
в проволоке дерева

* * *
а вот тут
пускай растёт папоротник
под навесными рёбрами
зароится тропически жизнь
и рама велосипеда
пропустит наверх
нетерпеливых –
и будет цвести
каждый апрель
наподобие ржавого торта
тайно выпрастывая
по стреле
изумрудного лука

* * *
может быть ничего
больше не скажешь
выпростаешь на худой конец
зрение
впопыхах поймаешь
жан-поля жан-жака
ботанические прогулки
душат
когда не произнести
ни латиницей ни кириллицей
всякое зеркало
обучало меня словам
даже когда
даже тогда
а теперь
сбившись в бомбоубежище насекомых
пробуешь то и дело кнута
сбиваясь на человека

Тем, кто не верит, — вот можете про Веру Владимировну прочитать: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=UNI/s1/D&params=(p_per_id=%3E2351)

Но что это даст для чтения стихов?»

Заканчивается Неделя Веры Котелевской. Традиционное «последнее слово».

Вера Котелевская:

Поэт – что-то вроде ярмарочного медведя. Тебя водят по ярмарке (издатель), зеваки с радостью (читатели) потчуют тебя конфетами, когда ты выделываешь особенно душевный кунштюк, полицейский (критик) одаривает поначалу сдержанной, а следом уже и панибратской улыбкой (хорошо, брат, танцуешь, только не балуй мне!). Газетчики (медиа), унюхав хоть немного скандальной поживы (этот медведь с непростой судьбой – уже в шесть месяцев он умел безутешно плакать под Шопена!), берутся за раскрутку феноменального зверя. Надо крутиться, вертеться, грамотно и в свой срок делать па. Ярмарочному медведю не полагается в себе сомневаться. Чем простодушнее вера в свою призванность, тем лучше для зрелища. Рефлексирующий медведь мало пригоден для нужд ярмарки.
А между тем стихи только и пишутся затем, чтобы произвести на свет сомнение. Это всякий раз ходатайство перед бог весть кем за всё своё (и любое) сомнительное существование. Ты делаешь дневные дела, которые по большей части любишь, с нежностью гладишь кого-то по голове, пьёшь вино и радуешься, что ты жив. Но когда всё стихает, а утро ещё не пришло (придёт ли оно?), ты остаёшься один. Этого театра никто кроме тебя не увидит: детство, постыдное, родители, любовники, соседи, пушкины и державины, путины и распутины, травинка и соринка выступают с назойливой марионеточностью, как в рукодельных рождественских вертепах. Есть слова, есть что-то внутри, помогающее тебе говорить с твоими собеседниками обо всём этом – собеседниками живыми, мёртвыми, прошлыми и грядущими.
Что делать после ярмарки? Говорить с ними – неслышимыми и невидимыми. С ними не надо вертеться, производить эффект, нравиться. Разговор этот никогда не окончен, но он и едва начат. Можно выбирать наречия, ритм, обмениваться цитатами, останавливаться, замирать, покашливать, давать слово собеседнику, молчать вдвоём и втроём… Поэзия – всё, что не может быть произнесено вслух. Кривая речь, записанная наспех, чтобы тут же быть забытой записавшим.

***

не сразу сбрасывай

привыкни к чёрному
теплу
к чернильной крысе

как солод ледяной
как сад зеркальный

как всё, что
не должно быть вслух

/июнь 2018/


Добавить комментарий