Неделя поэта Яниса Грантса

10-16 мая 2018 — Неделя поэта Яниса Грантса.

Каждый четверг будет посвящен одному из поэтов сюжет-проекта «»Русская поэтическая речь- 2016». 115 поэтов — 115 четвергов. С четверга по четверг будет проходить Неделя поэта. Последовательность Недель — по мере поступления отзывов.
Все это — в рамках нового проекта «Русская поэтическая речь: опыт прочтения».

Проект «Опыт прочтения» – это подробное представление каждого из участников сюжет-проекта «Русская поэтическая речь-2016».
Все о проекте: http://mv74.ru/rpr/

Янис Грантс в проекте «Русская поэтическая речь: опыт прочтения»: ГЛАВА № 12. «Антологии анонимных текстов» http://mv74.ru/rpr/glava-12.html/.

Когда в проекте «Опыт прочтения» встречается поэт УПШ, не знаешь, что и выкладывать. Потому что, во-первых, стратегические ссылки уже собраны в Информационном депозитарии УПШ, т.е. сюда достаточно дать одну ссылку — и все, добросовестному читателю как раз на неделю хватит изучать материалы депозитария. Но, во-вторых, столько всего собрано про поэтов УПШ, что Недели поэта явно не хватит.

Вот, например, в некоторых уральских библиотеках и школах идет Год Яниса Грантса (и правильно идет!)
Ссылка на страницу Яниса Грантса http://mv74.ru/upsh/yanis-grants.html в информационном депозитарии УПШ: http://mv74.ru/upsh/.

Неделю Яниса Грантса в проекте «Опыт прочтения» начнем с события трехлетней давности. К 70-летию Великой победы вышла книжка с автографами двенадцати поэтов-участников Великой Отечественной войны и двенадцати наших современников. (Полевая книжка: издание подготовлено к выставке «“Долго пахнут порохом слова…” Поэты на войне». РГАЛИ, Государственный музей современной истории России. – Москва, 2015).

В сборник вошли стихи: Всеволода Багрицкого, Николая Майорова, Василия Лебедева-Кумача, Евгения Долматовского, Александра Твардовского, Константина Симонова, Михаила Исаковского, Семена Гудзенко, Ольги Берггольц, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Владимира Высоцкого.
Современные поэты: Сергей Бирюков, Янис Грантс, Егор Белоглазов, Руслан Комадей, Дмитрий Воденников, Виталий Пуханов, Мария Степанова, Данил Файзов, Андрей Родионов, Николай Борский, Марина Палей, Александр Кабанов.

Вот стихотворение Яниса, включенное в эту книгу, а здесь фотографии страниц книги http://mv74.ru/blog/archives/kniga-so-stixami-grantsa/

О чём пишет Янис Грантс? Автор второго отзыва, Юрий Фофин, считает, что о любви; об абсурдности окружающего мира; о маме; о жизни и немного о христианстве. Во всяком случае, именно по таким темам он распределил стихи Яниса из 12-й главы «Антологии анонимных текстов»: http://mv74.ru/rpr/glava-12.html/. Каждый из читающих эти строки тоже может прочесть главу и поделиться своим мнением — urma@bk.ru
(На первом фото — Янис Грантс, за ним — Дмитрий Фомин, виртуальный библиотекарь ЧОЮБ. Дмитрий пишет отзывы по стихам наших поэтов просто так, без всяких проектов, и это правильный поступок! Вот его статья о Янисе, в ней и мотивы написания изложены http://mv74.ru/gul/5557.html

На стихи Яниса Грантса, героя седьмой недели «Опыт прочтения», не только видеоклипы снимаются, но и песни пишутся. «Экологическую» песню «Розмарин» написал и исполнил Константин Рубинский, тоже автор РПР.
(«Экологическую», потому что речь в ней идет о Челябинске, #самизнаетекакомгороде, и назван в ней ЧЭМК — комбинат, укрепляющий неблагополучную славу Челябинска. А еще эта песня была исполнена на открытии Года экологии в Челябинске — не путинского года, а именно челябинского, инициированного Юрием Черкасовым). Но съемка с концерта «Голоса УПШ», подготовленного Еленой Оболикштой, автором РПР, в рамках первого фестиваля ГУЛ.

Третий день Недели Яниса Грантса в проекте «Опыт прочтения». Пора сказать, что Янис много сделал для уральского видеоарта. Начнем просмотры с видео Анастасии Богомоловой «Дрель»6

Серия «Рупора», в которой стихи Яниса Грантса http://mv74.ru/rpr/glava-12.html/ читает Марина Волкова:

Марина Волкова:
«У меня здесь температура 39, но я не про свои болячки, а про терпение Грантса. Это самый терпеливый поэт из всей УПШ. Он разучил со мной подборки 40 уральских поэтов при том, что память у меня нулевая. Чтоб вы поняли масштаб первоначального бедствия: первым мы учили стихотворение Романа Тягунова из 4 строк, на это ушло 4 часа.
Конечно, Янису некуда было деваться (все стихи мы учили в автомобиле во время автопробегов), но я б так все равно не смогла. А еще он поделился со мной рецептом заучивания стихов (сам он их знает невероятное количество и всегда на встречах читает чужие стихи по памяти, а свои — неизменно по бумажке). И, чтобы компенсировать мое гнусавое чтение, послушайте-ка лучше Яниса:

А фото сделал в Минске Михаил Придворов , как раз во время автопробега с разучиванием стихов.

А за видеогалерею «ГУЛ» спасибо Анатолию Баскакову«.

Герой седьмой недели «Опыт прочтения» Янис Грантс еще и детский поэт. На его счету — сотни (если не тысячи) Читательских марафонов по всей России и в Минске. Вот репортаж об одном из них (на детей смотрите!) https://www.youtube.com/watch?v=xUSaxbxmqBc
Фото после встречи в библиотеке им. Мамина-Сибиряка, дети держат книги с детскими стихами Грантса, обратите внимание на первый ряд! Кстати, в ряде библиотек и школ сейчас идет Год Яниса Грантса.

Отзывы разные:

Один из комментариев под постом ВКонтакте:
«А я ничего так и не написала о Янисе. Посмотрела, какие умные научные слова в критических статьях и передумала. А здесь напишу! Янис действительно очень интересный поэт! Великолепные стихи! Общение с детской (и с любой возрастной) аудиторией просто мастерское! Счастлива, что время от времени пересекаемся на общих встречах! Детей обмануть невозможно! Они не профессиональные критики, они критики от природы! С юбилеем, дядя Янис! Ждём юбилейной книжки!!! Елена Сыч»

Лариса Сонина: «Плохая подборка. Чувствуется, что у Яниса серьёзный душевный кризис: так плохо он никогда не писал. Единственное стихотворение более-менее — это «На Прокла». Судя по этой подборке, автора нужно не обсуждать, а спасать, иначе превратится в слабоумного графомана. Меня сложно упрекнуть в предвзятости, я Яниса по-прежнему считаю лучшим челябинским поэтом, и всегда писала ему комплиментарные рецензии, но в данных текстах — это уже не он, увы! Ну, или если так хочется обсудить, давайте поговорим о его прошлых заслугах.»

Читаем отзыв Александра Самойлова на книгу Яниса Грантса в серии «ГУЛ»: http://mv74.ru/gul/samojlov-o-grantse.html.

Кто победит: непрофессиональный читатель или профессиональные критики и коллеги?
За обычных читателей выступает Алексей Чердаков, его отзыв о подборке Яниса Грантса идет под номером 3: http://mv74.ru/rpr/glava-12.html/
Против Алексея играет команда профессионалов: Данила Давыдов, Лариса Сонина, Елена Оболикшта, Сергей Ивкин. Их мнения о стихах Яниса здесь — http://mv74.ru/blog/archives/o-grantse-ego-stixax-i-knigax/ (да, это не стихи из Антологии анонимных текстов, но кто мешает написать про них)?

А сам Янис Грантс о своих стихах думает вот что:
Опыт самопрочтения

Не знаю, как у других, но я люблю далеко не все свои стихи. Зато в любой период у меня есть самое главное (программное, любимое, судьбоносное) на данный момент стихотворение. И оно держится «на вершине» месяцы, а то и годы.
До недавнего времени это был текст «Тик-так». Но после выхода в свет антологии «РПР – 2016» я понял, что всё моё многолетнее творчество (без кавычек и в кавычках) оправдывает, может быть, одно короткое стихотворение «Ногти растут». Но сначала – о «Тик-так».

Когда старшеклассница Галина Колганова обратилась ко мне с просьбой что-то рассказать об одном из своих стихотворений, то я выбрал «Тик-так», самое любимое из написанных на тот момент. Галина под руководством профессора Марины Загидулиной готовила тогда работу по стихам уральских поэтов.

ТИК-ТАК

день промок.
и ты промок,
добираясь вплавь.
закрывайся на замок.
сковородку ставь.
жарь яичницу из трёх.
кофе заваргань.
(просто дура! дура, Лёх!
дура, а не дрянь!)

ты излечишься (тик-так).
справишься (тик-так).

только это всё не так,
даже если так.
20.08.13

Впервые опубликовано: журнал «Дети Ра», №9 (107)\2013 (подборка стихотворений «Даже если так»). Также вошло в книгу «Стихи 2005-2014 г.г.» / Янис Грантс. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014. – 60с. – (Галерея уральской литературы. Кн. 19-я).

Замысел:

Никаких замыслов у моих стихов никогда (кажется) не бывает. Отправной точкой всегда является какое-то слово или словосочетание: подслушанное, прочитанное, всплывшее в голове, придуманное и т.д. Я называю это слово (или словосочетание) паролем стихотворения, хотя в процессе работы этот пароль может отойти на второй план или вообще исчезнуть из черновика. В данном случае мы просто беседовали с одним моим товарищем о том и сём, и он в какой-то момент сказал «а время-то – тик-так, тик-так», имея ввиду, что некие возможности вот-вот накроются медным тазом, поскольку в следующем месяце «провернуть» кое-какое дело не представится возможным. Такое мы, возможно, слышим ежедневно. То есть это общепринятое выражение. Я вдруг подумал тогда (отчётливо это помню), что ни разу не использовал в стихах этого прекрасного «тик-так». И, придя домой, просто накатал это самое «тик-так» в тетрадке.

Идея, образы:

Идея появилась уже, наверное, на шестой строке стихотворения. Некая неуютная (всегда у меня так) ситуация разлуки, ссоры, ну, чего-то подобного, что то и дело происходит между любящими людьми. Тут, правда, всё под вопросом: ссора ли это? Любящие ли это люди? И кто, собственно говоря, кого тут любит? Ага, кто-то возвращается домой, жарит там что-то себе, но в какой-то момент всё равно его обжигает мысль, которая и так преследовала его весь день: почему она ушла? (почему мы поссорились? почему я ушёл?) Впрочем, есть уточнение: герой, который упоминается в этом стихотворении, может говорить и о себе, то есть он и есть этот самый Лёха. Но, может, герой просто говорит о каком-то своём друге Лёхе. При этом почему любимая (любимая ли?) «дура, а не дрянь» – понять невозможно. То есть сути конфликта (ну, сути случившейся жизненной ситуации) мы не знаем. Так вот, вырисовалась такая идея: надежда человека на лучшее при полнейшем (осознанном – я бы сказал) понимании, что это невозможно.
Образов в этом стихотворении, как мне кажется, всего-ничего: один. Затрёпанный-заезженный образ дождливого дня («день промок», «добираясь вплавь»).

Стиль:

Ну, синтаксис тут самый что ни на есть примитивный – без разрывов и завихрений. Лексика – разговорная. Я бы сказал – бытовая (заваргань, Лёх, дура). Сплошные глаголы. То есть ничего особенного – простейшие действия.

Строфика:

Помню, что долго размышлял над тем, не выделить ли двустишие «просто, дура! дура, Лёх! // дура, а не дрянь!» в отдельную строфу, чтобы создать ситуацию неожиданности: героя опять накрыла эта мысль, никак не связанная с тем, что было до двух этих строчек. Но потом ограничился заключением этих строчек в скобки. Мол, то, что происходит наяву, скобками не запирается, а то, что происходит в голове героя – заключено в скобки.

Напоследок:

Это стихотворение, как я уже упоминал, я любил больше других своих текстов. Тут, как мне кажется, получилось совершенно банальную ситуацию, банальные слова и т.д. «приподнять» до уровня, эээээээ, философии жизни (сказано, однако).
Является ли теперь это стихотворение «серебряным призёром», поскольку «Ногти растут» вытеснило его с первой строчки? Не знаю. Спортивный подход в этом случае, похоже, не работает.

НОГТИ РАСТУТ

стригу ногти на ногах.
маме.
мамочка. мамочка.
детство твоё всё ближе.
скоро я буду мыть
голову твою белую
и укладывать баю-бай.
страшно-то как.
хочется спрятаться под стол,
как в детстве,
когда дед мороз
ещё настоящий.
только что ж это будет:
два малых дитя,
а ногти растут и растут
на ногах
и руках.
03.11.15

Впервые опубликовано: Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. – Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. – 568 с. (Подборка стихотворений, глава №12).

Замысел:

Никакого замысла. Стихотворение родилось из быта. После душа (а это целая войсковая операция) мама расчёсывала волосы, а я принёс ей новые носочки и… практически покрылся испариной: ногти на ногах, оказывается, растут самым бессовестным порядком и у людей почтенного возраста. До этого момента мама сама заботилась о себе, во всяком случае – в этом вопросе.

Идея, образы:

Идея стихотворения выражена четвёртой строчкой: детство твоё всё ближе. Вряд ли это открытие. Скорее, это перепев известного выражения: что млад, что стар. Вот-вот маме исполнится 87 лет. Она становится всё беспомощнее. Даже со времени написания стихотворения кое-что уже произошло. Скоро я буду мыть // голову твою белую // и укладывать баю-бай. Так вот, сейчас я мою ей голову, а в десять вечера у нас проходит что-то типа церемонии «спокойной ночи». Странно, когда какая-то жизненная функция отпадает наяву (перестала стричь ногти, поливать цветы, разучилась заваривать себе чай), то это не производит ощущения катастрофы. А в стихотворении, кажется, вот этот ужас происходящего, эта неминуемая катастрофа – самый что ни на есть главный мотив: страшно-то как. // хочется спрятаться под стол…
Единственный образ текста – это, наверное, Дед Мороз. Он списан с реального факта. Когда-то мне поручили роль Деда Мороза, и мы со Снегурочкой поехали по квартирам сослуживцев. Двухлетняя дочь одного из них зарыдала в три ручья от страшных незнакомых людей, спряталась за маму, на этом представление было окончено.
Итак, сверх – я бы сказал – идея стихотворения «Ногти растут» – призыв к любви и сопротивлению. Не исключено, что если я буду стричь ногти маме на руках и ногах, варить ей вкусные обеды, рассказывать о всяких пустяках и внимательно слушать её истории (хоть я знаю их наизусть), то она опять начнёт поливать цветы и заново научится заваривать себе чай.
Мать – это сверхъестественное. Я просто не желаю думать о том, что будет после её ухода. Здесь уместно сказать о вымысле. Да, стихотворение списано с натуры. Но это вовсе не означает, что все мои тексты – такие. Потому что если я всегда делился бы с бумагой лишь сокровенным, то я давно сошёл бы с ума. Выдумывать сокровенное, выдавать фантазию за болевую точку – может быть, самое прекрасное, что дарит мне поэзия. Враньё, которое на каком-то вираже вдруг становится важнее, откровенней, нужнее, правдивее самой правды – это ли не чудо искусства?

Стиль:

Синтаксис и в этом стихотворении явно не изобилует разнообразием и изяществом. Лексика – разговорная. Доверительная, я бы сказал. Дважды произносится слово «детство» (и один раз «дитя») как начальный и конечный пункт земного пребывания.
Во втором томе «РПР – 2016» об этом стихотворении душевно и трогательно написал Андрей Пермяков. Спасибо ему большое. Надеюсь, его размышления тоже появятся здесь».

Итак, на главу Яниса Грантса из «Антологии анонимных текстов» имеем следующие отзывы:
(считайте, что все маркировки закавычены):
1) типично-привычная,
2) квазианалитически-тематическая,
3) текст отчаяния и непонимания,
4) уничтожительная,
5) самопрочтение,
6) пронзительная.
Про последнюю Грантс написал: «Я аж испариной покрылся. Как-то всё у неё… по-настоящему.»
Читайте шестой отзыв на главу Яниса Грантса в РПР-2016: http://mv74.ru/rpr/glava-12.html/

Янис Грантс сначала был а) поэтом, потом б) писателем, потом в) журналистом. Теперь он а) детский поэт, потом б) взрослый поэт, потом в) писатель. И еще всегда — литературтрегер.
Вчера он работал детским поэтом. Фото с Читательских марафонов в Кусе и Магнитке: http://mv74.ru/blog/archives/chitatelskij-marafon-v-kuse/, http://mv74.ru/blog/archives/chitatelskij-marafon-v-magnitke/.

А это видео с одного из марафонов: https://www.youtube.com/watch?v=AGMweFYWJyo. И клип, который одинаково любят и подростки, и взрослые:

Фильм-интервью «Сверкая искоркой бесстыдства». https://www.youtube.com/watch?v=kjelKDWWkXU&t=139s
В фильме — Янис Грантс и голос Виталия Кальпиди.

Заканчивается Неделя Яниса Грантса, седьмая неделя проекта «Опыт прочтения». По традиции — его «последнее слово»:
«Одновременно с приглашением к участию в антологии «Русская поэтическая речь – 2016» я получил импульс небывалой работоспособности и творческого полёта. Задвинув остальные дела куда подальше, я самозабвенно сочинял стихи и за короткий срок (значительно меньший, чем условленный) написал около пятисот строк. Такого подъёма, энергии, воодушевления, производительности и озарений я никогда раньше не испытывал. В результате получилось, как мне кажется, реализовать давние наброски, которые годами не давались и никак не желали превращаться в стихи. Это «Окно. Полина», «Сон». В результате вырвалось наружу не просто личное и важное, а сокровенное, тайное и оберегаемое от посторонних глаз и ушей: «Ногти растут», «Сын астронавта», «Серёжа Арешин и его странная привычка». В результате я сделал попытку ступить на неизведанные ранее земли («Джеремайя», «На Прокла», «Ихитс»).

Я уже лично выражал Виталию Кальпиди и Марине Волковой свою искреннюю благодарность за возможность публикации в «РПР – 2016». Повторяю эту благодарность письменно. Опыт участия очень помог мне не только как сочинителю стихов, но и открыл что-то новое во мне – человеке. Вот так. А что касается самой книги, то я сделал в ней более двадцати закладок – многие подборки показались мне совершенно великолепными. Есть и самая любимая глава — № 21: Константин Кравцов, «Зеленая горлица с острова Отаити».

И – предпоследнее. Почти два года я живу с ощущением, что главное стихотворение всей своей жизни я уже написал. Это «Ногти растут», впервые появившееся именно в анонимной антологии. Это ощущение раскрепостило меня (вышла подборка экспериментальных стихов в журнале «Волга», в «Новом мире» готовится к печати цикл коротких рассказов, есть и другие примеры). Да, раскрепостило, но…я радуюсь и нервничаю попеременно. Невроз то и дело съедает меня, потому что нельзя мириться с утверждением «Свои главные стихи я уже написал». Ведь главное стихотворение – так должно быть! – ещё не написано.

И – последнее. Спасибо тем, кто откликнулся на стихи из главы № 12. Спасибо всем, кто ещё откликнется».

Книга Яниса, которую можно прочесть вот здесь: http://www.mv74.ru/kniga/gul-yanis-grants/


Добавить комментарий

*

code