Нынешнее поколение россиян будет жить… Будет ли?

Иван-купала

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», — с трибуны XXII съезда КПСС торжественно провозгласил Н. С. Хрущев. Это было в 1961 г. Страна поднимала целину, решала квартирный вопрос и уверенно завоевывала космос.
Сегодня, спустя 60 лет после съезда и 20 лет после развала Советского Союза, можно провозгласить, что нынешнее молодое поколение россиян закончит жизнь инвалидами.

Это раньше советские школьники, одетые в стандартную форму (из натуральных, а не синтетических материалов), сидели на уроках, сложив руки на партах с наклонной поверхностью (правильная осанка и удобно читать и писать) и получали копеечные горячие завтраки и обеды из натуральных продуктов. Это они – после уроков – могли посещать бесплатные спортивные секции, музыкальные школы и кружки по интересам, которые существовали, как теперь говорят, «в шаговой доступности», почти в каждом доме. Лично я с 4-го класса бесплатно обучался в Челябинском музыкальном училище им. Чайковского (у глубоко почитаемого мною и, по-моему, неоцененного по заслугам выдающегося уральского хормейстера и дирижера и великого энтузиаста своего дела Владимира Митрофановича Македона), а попутно еще и посещал авиамодельный кружок, размещавшийся в оборудованном подвале многоквартирного дома. Для тех, кто по каким-либо причинам секции и кружки посещать не мог или не хотел, в каждом дворе существовали площадки и теннисные столы: ЖЭКи тогда выдавали не только квитанции по оплате жилья, но и мячи для футбола и волейбола и комплекты для тенниса. Бесплатно. Под честное пионерское.
Хоронясь от взрослых, кое-кто из ребят покуривал. Интерес к курению был строго возрастным, подростковым и – так сказать, дифференцированным по половому признаку: младшие школьники не курили вообще. Но и те, что постарше, курили с опаской. Девочки не курили ни в каком возрасте – опасались за репутацию. О Фрейде тогда мало кто знал, но девушка с сигаретой интуитивно воспринималась как что-то противоестественное: глумливое и паскудное.

Я не курил никогда, но однажды купил в газетном киоске (за 25 копеек!) модную шариковую ручку, сделанную в виде сигареты, и, шагая в школу, пристроил ее в уголке рта. Ах, каким интересным я себе казался тогда! Правда, любование собой продолжалось недолго – не больше минуты. Первый же встретившийся мужчина – совершенно незнакомый — решительным жестом вырвал «сигарету» из моих губ и швырнул ее в урну, а мне погрозил пальцем так, что я домчался до школы почти бегом.
И, конечно, речи не было о детском и подростковом пьянстве: об употреблении коктейлей, энергетических напитков (собственно, их тогда и не было), пива. Никто из ребят понятия не имел о специфических свойствах трав, грибов и лекарственных препаратов. Коноплю не выкашивали, мак выращивался на садовых участках, димедрол свободно продавался в аптеках.

Туман

Считанные годы понадобились для того, чтобы рухнуло всё нормальное жизнеустройство, нормальный благоустроенный быт.
В конце 1980-х, когда вся «социалка» начала быстро сходить на нет, сначала подростки, а затем и ребята помладше познакомились с алкоголем и наркотиками. По подъездам и школьным туалетам стали собираться компании «нюхачей». Нюхали всё, что пахло и вгоняло в транс: от бензина до синтетического клея. Постепенно «западный образ жизни», активно пропагандируемый и насаждаемый СМИ, эстрадой и кинематографом, охватил всю молодежь. Пить и курить, а еще лучше колоться стало круто и модно. «Жить настоящим» устремились все, на кого в нормальном обществе возлагаются надежды и упования. Процесс шел параллельно с оттоком из школ квалифицированных педагогов, которым государство просто перестало платить зарплату. Кстати, многие люди, инициировавшие эти процессы, живы и до сих пор не понесли наказания. Именем главного мерзавца (в насмешку, что ли?) назвали один из крупнейших уральских ВУЗов.
Именно тогда общество столкнулось не просто с точечным бытовым пьянством, а с самой настоящей пандемией разного рода химических зависимостей. И очень скоро то, что десять лет назад воспринималось как общественная патология, что болело и мучило, перешло в разряд нормы. Быстро перестали резать глаза молодые мамочки с колясками, курящие и распивающие пиво в шумных дворовых компаниях, шприцы, валяющиеся у аптек и в обшарпанных подъездах, пьяные и обкуренные школьники и школьницы с блудливой внешностью на молодежных дискотеках и выпускных вечерах. Алкоголь, табак и наркотики прочно вошли в повседневную жизнь молодежи, стали ее значимым элементом и своеобразным маркером «крутизны» и «продвинутости», весомым залогом нашего поражения в любой, самой незначительной войне.
Всё это – на полулегальном положении – существует в современной российской школе. Лишенные каких-либо прав в качестве воспитателей педагоги предпочитают закрывать глаза на «шалости» своих подопечных. Школьники – почти поголовно – курят и пьют. Объемы же потребления табачных изделий школьницами (девочками и девушками 11-17 лет) просто ошеломляют. Это не считается чем-то предосудительным, напротив: «Ведь я этого достойна»! Именно количеством выкуренных сигарет, выпитых бутылок пива и сексуальных партнеров определяется сейчас достоинство девушки. Чем больше, тем лучше.

Челябинский дворНе так давно – в качестве эксклюзивной «фишки» — среди челябинских (вероятно, и не только челябинских) школьников и особенно школьниц вошли в моду дорогие курительные, нюхательные и жевательные табачные смеси. Почти все они имеют более или менее выраженный психотропный, наркотический эффект, т. е. вызывают зависимость. Но употребление их означает принадлежность к кругу «избранных», и поэтому, когда речь идет о выборе между здоровьем своим, своего будущего потомства и самоидентификацией в группе, девушка выбирает принадлежность к группе и старается ориентироваться на групповые интересы и предпочтения. Крест аутсайдерства – даже в осознании собственной правоты – непомерно тяжел для хрупких девичьих плеч. А культура несения такого креста (как, впрочем, и многих других) – утрачена. Большинство девочек ориентированы на легкое, «стрекозье» существование.
Наша национальная традиция знает об этом и когда-то умела вырабатывать противоядия именно для податливой женской среды, не давая – особенно будущим мамам – опуститься до уровня подворотни.
Один из выразительных примеров такого противоядия – история появления на Руси теремов. До XIII века Русь не знала разделения домов на мужскую и женскую половины. Терема, т. е. женские покои, появились тогда, когда Русь на долгие 300 лет погрузилась в пучину перманентной войны с завоевателями-монголами. Неминуемое в военных условиях огрубление нравов, разумеется, коснулось и женщин, но совсем не в такой степени, как мужчин, участвующих в боевых действиях непосредственно. И главное: в теремах – в относительно спокойной, защищенной культурной среде, рядом с матерями – воспитывались и мужали будущие воины, защитники и устроители российской государственности. Именно их потомки победили на Куликовом поле, завоевали Сибирь и дошли до Тихого океана. Они создали империю, одни необъятные пространства которой вызывали суеверный ужас соседей.

Я всё надеюсь, что в нашем народе заработает, наконец, инстинкт самосохранения, включатся механизмы творческой защиты от захлестнувшего страну самоубийственного влечения к смерти, что перестанет сжиматься шагреневая кожа нашей государственности. Но, честно говоря, надежды эти угасают тем стремительнее, чем чаще приходиться мне сталкиваться с повседневностью средних российских школ, с ее недекларируемой изнанкой. Грустно и больно сознавать, что огромное множество современных школьников – всех этих юношей и особенно девушек, — не на Тихом океане закончат свой поход, как их героические предки, а в лучшем случае, в инвалидной коляске, в худшем же – где-нибудь в заплеванной коммуналке или возле ржавых канализационных труб, замордованными люмпенами или испитыми и прокуренными бомжами.

Константин ПУТНИК

фото Евгении ГЛУХОВОЙ

13-14 января 2012 г.

P.S. Какая новая напасть ждет российские школы в ближайшем будущем?

«07.11.2011. В Эстонии среди детей с катастрофической скоростью распространяется новая мода – нюхать газ из зажигалок. Это занятие, как пишет газета Pealinn, вызывает привыкание и может привести к стойкому поражению нервной системы.
Директор психиатрической клиники Таллиннской детской больницы Анне Клейнберг отметила, что речь не идет о чем-то новом, «в обществе всегда есть дети, которые нюхают разные вещества – сначала это был клей, потом бензин, теперь вот газ из зажигалок».
Обычно газ из зажигалок нюхают ученики начальных классов, в любом случае, не старше 13 лет.
Специалисты отмечают, что таких токсикоманов очень трудно выявить, никаких определенных симптомов нет. Но нужно насторожиться, когда у ребенка вдруг возникают головные боли, появляются приступы тошноты, раздражены слизистые оболочки.
Клейнберг отметила, что за такого рода поведением детей кроются социальные проблемы, а в группе риска находится и дети обеспеченных родителей». (http://www.dzd.ee/624884/shkolniki-njuhajut-gaz-iz-zazhigalok/).

Куда ведет эта дорога?
Куда ведет эта дорога?


комментариев 14

  • Анатолий

    16 января 2012

    Россия, так уж исторически сложилось, это полигон для испытания новых идей (и старых, но в новых условиях). Жертвоприношения были, есть, и видимо, будут. К сожалению…

    Ответить
  • Фаина

    17 января 2012

    В любом обществе есть хорошие и болото. Тревожит, что болото всё увеличивается. Куда попадёт человек зависит от среды, где и как он провёл детство. Сейчас много семей без отцов, а мать занята поиском партнёра в злачных местах. Дети такой женщины и сами не способны создать благополучную семью. Так и тянется череда бесхребетных. Если есть стержень у человека, его никакие трудности судьбы не сломят. В статье описана только одна часть общества, но есть и другая. Закон природы.

    Ответить
  • Нелли

    17 января 2012

    «множество современных школьников – всех этих юношей и особенно девушек, — не на Тихом океане закончат свой поход, как их героические предки, а в лучшем случае, в инвалидной коляске, в худшем же – где-нибудь в заплеванной коммуналке или возле ржавых канализационных труб, замордованными люмпенами или испитыми и прокуренными бомжами.
    Константин ПУТНИК»
    Статистика утверждает, что % скопытившихся граждан в России остается приблизительно одинаковым за последние годы и даже имеет тенденцию к уменьшению. Но увеличилась доля наркоманов.
    Кроме того, я считаю, не принято теперь стыдиться и скрывать дурные качества. То есть ханжества меньше стало, страха меньше, наглости больше. Не знаю, огорчаться или радоваться.
    По моим наблюдениям, как ни странно, дети и в школах и в «ПТУ» стали более культурными в целом. И в туалеты не так страшно заходить как раньше. Поговорить можно о чем угодно. Хотя «трудных» подростков меньше не стало, не спорю.
    Лет 10 тому назад стало заметным такое движение среди старшеклассников в продвинутых школах (теперь и не только в продвинутых): «не пьем и не курим, физкультурой занимаемся». Никем не организованное. Особый шик, принадлежность к избранному обществу. Мода своего рода. Такое есть даже в ПТУ. Просто никто из тех, кто не находится внутри самого процесса этого не знает и не замечает.

    Ответить
  • Челябушка

    17 января 2012

    Очень хорошо, что эта тема, наконец, поднята на сайте. Согласна с автором, очень уважаемым человеком  с широким кругозором и высокими нравственными принципами. Жить , как на зоне, видя изо дня в день, как опускается планка уже даже не культуры, а бескультурья, давно невмоготу… Миллион примеров, когда безнравственные поступки родителей переходят в кровь ещё не рождённых детей, дошколят, школьников!
    На общешкольном собрании, где директор говорит о том, что запрещают старшеклассникам курить и тем более возле школы, встаёт родительница и говорит жеманно:  А что плохого в том, если девочка умеет КРАСИВО курить?
    А вот ещё один пример: артисты в детском саду спрашивают у мальчика — какая у тебя любимая песня?  Он отвечает: «Владимирский централ»  Артисты подумали, ослышались либо он не понимает, что говорит… И попросили его спеть начало… И мальчик спел, и не только начало, а всю песню от начала и до конца!
    Всё идёт из семьи, а семьи некому создавать и беречь…  И надо говорить об этом, надо понимать, что давно стоим на краю пропасти!
    Сама завожу разговор об этом в школах, когда оказываюсь в среде старшеклассников. По глазам вижу, с какой жадностью они прислушиваются и впитывают каждое слово…  Всем, кому не безразлично наше будущее, наши дети и внуки, очень даже не мешало бы говорить об этом чаще и в любой удобоприемлемой обстановке и форме.
    Спасибо Константину Путнику.

    Ответить
  • Нелли

    19 января 2012

    Уважаемые Челябушка и Константин  Путник.
    Полностью согласна с тем, что новое время принесло много негативного для молодежи. Да, нужно говорить, вопить об этих безобразиях. Задача статьи в этом и заключалась.
    Но я глубоко убеждена, что одновременно нужно приводить примеры положительные. А для этого их надо вовремя замечать и обнародовать. Тем самым закреплять в сознании общественности, молодежи. Особенно во время прямых встреч с ними.
    Выигрывает не тот, кто говорит только о «плохом», а тот, кто одновременно противопоставляет «плохому» «хорошее».
    Сказанное мной не означает мнение по статье, а только высказывание навеянного этой статьей. Как бы в дополнение. Будем ждать разговоров и про положительные явления. А то совсем грустно станет.

    Ответить
  • Осип

    20 января 2012

    Бред какой-то…
    Константин насколько можно судить по нему — православный человек, и этот православный человек так ностальгирует по СССР, которое уничтожало любую религиозность, ибо «Бога нет, одна химия». А кружки в каждом дворе и наклонные парты были далеко не главным завоеванием этого режима. Главное, что он расстреливал священников, разорял церкви и увольнял (даже в 80-е) телеоператоров, если в репортаже новостной программы в объектив случайно попадала маковка Храма.
    Вы уж определитесь, Константин, в каком обществе хотите жить. В СССР вашего детства, где человека, тайком посещающего храм, могли уволить с работы, или при «проклятом капитализме», в котором есть место религиозной сфере, в которой вы так плодотворно последнее время самоутверждаетесь.

    Ответить
  • Путник

    20 января 2012

     
    Обычно я не отвечаю на комментарии, но на черно-белое мышление всегда реагирую, потому что оно очень опасно и ведет ко всяким перегибам: и вправо, и влево. Кружки и наклонные парты были именно одними из главных достижений «этого режима», как Вы говорите. Хотите Вы этого или нет. Ничего плохого я, православный человек, уже немолодой, в ностальгии по СССР не вижу. Ибо это — тоска не по системе, как таковой, в которой, согласен, было много плохого (да, и массовые расстрелы, в том числе и священнослужителей, и разорение храмов, и много чего еще), а по тому хорошему и полезному, что было в СССР и чего нет сейчас и наверняка уже не будет никогда. Было это благодаря или вопреки системе? Однозначного ответа у меня нет, как нет и зоологической ненависти к СССР. К слову, ее не было и у моего покойного деда – поповича по происхождению, глубоко верующего человека, вынужденного практически до смерти скрывать свою веру и происхождение. Я родился и вырос в СССР, в бедной семье, получил достойное образование, меня с детства окружали очень порядочные люди. Я признателен своим учителям – советским учителям, каждому конкретно и школе вообще, ибо эта школа, может быть, не всегда тактично, не давала голодать и помогла мне встать на ноги, воспитала достоинство. Моей веры никто не насиловал, и когда в 16 лет я отказался вступать в ВЛКСМ, а в 20 – в КПСС, меня никто не преследовал и не унижал, хотя никто и не восхищался моей «принципиальностью». Наверное, не везде и не со всеми так было. Возможно, мне просто повезло. Но даже если везения у меня было бы меньше, то и тогда я не стал бы швыряться грязью во всё советское только потому, что оно – советское. Империей зла, подобно Рональду Рейгану, я Советский Союз не считаю. Быть неблагодарным невеждой – не желаю.
    Если Вы помните, в романе А. Дюма «Двадцать лет спустя» есть такой персонаж – Мордаунт, сын миледи Винтер, — малосимпатичный субъект. Однажды четыре мушкетера пытались ему открыть глаза на его мать: она, мол, была проституткой. «Она – моя мать!» — отвечал Мордаунт. Она была убийцей, — говорят мушкетеры. «Она – моя мать!» — слышалось в ответ. Еще много чего припомнили молодому человеку благородные мушкетеры, но ответ получили только один: «Она – моя мать!». На мой взгляд, злодей Мордаунт в описанной ситуации нравственно много выше своих визави.
    Последнее: если бы я имел счастье родиться и возмужать до 1917 г., то имел бы возможность опытно сравнить докоммунистическую систему образования и воспитания с посткоммунистической. Уверен, что и в этом случае сравнение было бы не в пользу последней.
    …А вообще-то, моя статья была не об этом.
     

    Ответить
  • Осип

    20 января 2012

    Забавно, что человек, наваявший общепризнанный шедевр «Лженаука: союз заклинания и реторты», где может клеймить писателя оккультистом на основе того, что тот исследует дзэн-буддизм в мировой литературе и написал книгу «Пушкин и джаз», — так вот, этот человек размышляет здесь о чёрно-белом мышлении))

    До чего вы последовательная личность, Константин Путник! Вы признаёте СССР в его дуализме, противоречивости, «том хорошем», что в нём было, несмотря на надругательства над православием, убийства и расстрелы, — вы не отказываете (возможно, справедливо) тому строю в гуманных, человечных, важных вещах — при этом вы же, когда дело касается философов, писателей, учёных, гуманистов — самоуверенно, валя всех в одну кучу, малограмотно и одиозно припечатываете их «оккультистами» и «бесовщиной».

    Верно ли это? Задумайтесь. Ваш субъективизм в отношении советского строя можно понять и простить, но вы поступаете еще более «чёрно-бело», когда, отказывая живым людям в той же противоречивости, непростоте, рефлексии, , мучительному, самобытному пути к истине (а не следованию готовым клише), с восторженной готовностью поливаете их, ища среди них ведьм.

    Недаром именно на православном форуме вашу работу назвали «стремлением посредственности к всеобщему усреднению».
    http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=165048.0

    Не станем с вами больше ни спорить, ни дискутировать. Просто подумайте — Господь задумывающихся любит.

    Ответить
  • Нелли

    21 января 2012

    Господа верующие, вы в загробную жизнь тоже верите?
    Мне интересно, почему люди так нуждаются в гипотезе бога? Без этого они не могут выполнять 7 заповедей? То есть им обязательно нужен страх божьего наказания? Или дело в чем-то другом.
    До чего уже дошло — в приличном обществе не принято признаваться в том, что ты атеист. Смотрят как на человека, который считает возможным убить, украсть или уже совершил 7 смертных грехов.  Что странного в том, что тот или иной человек не нуждается в гипотезе бога, для того, чтобы не быть в плохих списках?
     

    Ответить
  • Путник

    21 января 2012

    Уважаемая Нелли, Вы немного запутались: вера в Бога и вера в посмертное существование души – взаимосвязаны, хотя и не тождественны. Если Вы имели в виду христиан – да, христиане веруют в посмертное существование. Высокий смысл человеческой жизни придает именно вера в ее бесконечность. Мы обречены на бессмертие, считают христиане. Атеисты, напротив, считают, что мы обречены на смерть. И в этом случае: «будем пить и веселиться, ибо завтра умрем». Или, по Достоевскому, если Бога нет и, соответственно, нет жизни вечной, то всё позволено.
    Я, конечно, не считаю всех атеистов людьми непорядочными и преступными. Просто атеизм дает нравственное право на преступление. Атеист никогда не сможет ответить на вопрос, почему совершать преступления, например, толкнуть падающего или добить умирающего, плохо? Совершить преступление, жить недостойно может и христианин, но нравственно оправдать этого он не сможет никогда. Об этом и говорил Достоевский.
    Страх Божий, конечно, существует, но Вы под страхом Божиим понимаете страх наказания, возмездия за грех, а христианин поднимает планку несравненно выше: страх Божий – это страх удалиться от Бога, потерять Бога (что и происходит, когда человек нарушает заповеди: их 10, а не 7, если Вы имели ввиду Моисеев декалог. Кроме этого существуют и «заповеди блаженства») – после того, как уже появился драгоценный опыт встречи и со-бытия с Ним.
    По поводу же того, что стало невозможно в приличном обществе признаваться о своем атеизме, позвольте с Вами не согласиться. Вера – в Бога или в то, что Его не существует, — очень личное, интимное переживание. Общественное неприятие атеизма (я, правда, с ним не сталкивался, но предположим, что Вы правы) связано, возможно, с тем, что некоторые не очень умные атеисты чрезмерно бурно, демонстративно свидетельствуют о своем атеизме там и тогда, где и когда такого свидетельства совершенно не требуется. Наше общество, безусловно, религиозно, но религиозность эта, увы, не всегда вполне здравая. Люди, по преимуществу, верят не в Бога, а в нечто таинственное, потустороннее, на что можно воздействовать магическими средствами. И, разумеется, остро реагируют на то, что кто-то посягает на их суеверия.

    Ответить
  • Фью

    21 января 2012

     
    Господа отклонились от темы. Наше государство пока еще светское, как и все цивилизованные государства, хотя церковь предпринимает попытки проникнуть в школу, армию и политику. А атеистам не нужно стесняться своих убеждений, т.к. они самые высоконравственные люди, потому что совершают хорошие поступки бескорыстно, не рассчитывая на вознаграждение после смерти.
    Я знаю, что есть много хороших детей и родителей, но они не видны на общем фоне, не бросаются в глаза, потому что ведут себя сдержанно, не кричат, не шатаются по улицам. Надеюсь, кто-нибудь напишет и о таких детях. Есть слабая надежда, что 4 марта придут к власти новый президент и новый министр образования и изменят ситуацию в школах.
     

    Ответить
  • Нелли

    21 января 2012

     
     
    «Мы обречены на бессмертие, считают христиане. Атеисты, напротив, считают, что мы обречены на смерть. И в этом случае: «будем пить и веселиться, ибо завтра умрем». Или, по Достоевскому, если Бога нет и, соответственно, нет жизни вечной, то всё позволено.»
    «Просто атеизм дает нравственное право на преступление. Атеист никогда не сможет ответить на вопрос, почему совершать преступления, например, толкнуть падающего или добить умирающего, плохо?» Конец цитаты.
    Примитивное противопоставление атеизма и веры в Бога. Такую характеристику атеистов давали в 19 веке. Нечестно такое утверждать. Это уже даже неинтересно обсуждать. Противостояние людей разных вероисповеданий и противостояние верующих и атеистов – средневековое мракобесие.
    С большим уважением отношусь к верующим людям. Независимо от того как они толкуют свою веру. Не приемлю только того, кто противопоставляет  одних другим.
    Кстати, Достоевский не был уверенно верующим человеком. На первый вопрос он отвечает (опосредованно в своем произведении) так: даже, если бога нет, то не все позволено.
     
     

    Ответить
  • Оксана

    8 июня 2012

    Пока в стране процветает культ алкоголя, что доказывает расширяющаяся сеть маркетов красное-белое-зелёный змий, никакой министр образования не повернёт вспять этого коня.

    Ответить
  • Ностальгия никогда не выйдет из моды.
     

    Ответить

Добавить комментарий

*

code