Стихи для детей

ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ
ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ

Вы, конечно же помните, как в детстве носились по комнате и от буйства энергии и радости жизни кричали нечто подобное: бала-кала-деме-кетяки-лаб!!!
Или еще более забугористое.
Это ваш мозг включал программу освоения языка. Интеллект еще не умел подбрасывать вовремя необходимые слова, но сигналы действия в языковой центр уже шли – и тот отвечал буйным словотворчеством.
Игра словом и в слове не только украшает детское стихотворение, но и учит детей переходить от бессмысленного набора звуков к осмысленному изменению слов, чтоб передать такие тонкости мысли чувства, которые обычной речью не выразишь.
Эти приемы используют многие поэты, пишущие для детей.
Например, Борис Заходер:

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

Или Александр Шибаев

Норка у норки

Норка
Вылезла из норки
И пошла
К знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка —
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка — здесь,
А норки — нет!

При этом надо отметить, что прием игры словами и в словах очень сложный.
Поэт сознательно берет на себя обязательство и ограничение говорить словами или с одним корнем, или с похожим звучанием. Это подобно тому, как набрав в рот камешков, пытаться произнести внятную речь. Именно поэтому у большинства, использующих этот прием, такая игра чаще кончается НЕ созданием произведения искусства, а сочинением обыкновенного дидактического материала для работы по русскому языку. К этой категории стихотворчества я отнес бы и Южного Ктототама Заходера, да и Норку Шибаева. Хотя, безусловно, другой стих А.А.Шибаева я считаю блестящим:

Вот ива у дорожки.
А на ветвях сережки.
А почему не Сашки?
А почему не Лешки?

Вот камешки под нами,
Омытые волнами.
Их называют галькой.
А почему не Валькой?
А почему не Машкой?
Не Дашкой?
Не Наташкой?

Здесь есть не только игра словами и понятиями, НО и образ!
Чувствуется мудрое лукавство поэта и его легкий юмор. Стихотворение вызывает стремление заучить его и поделиться радостью от прочитанного с другими. Лично я вижу и юное деревце с зелеными сережками на его ветвях, и, в то же время, прекрасную девушку с алмазными подвесками из холодной росы, а сквозь ветви просвечивают лукавые лица мальчишек Сашки и Лешки, которые, заливаясь от радости, хохочут, словно небесные ангелы. А у подножия ивы в хрустальном ручье, просвеченном солнышком до дна, зрю разноцветные отполированные гальки. И еще золотистого малька, парящего над ними, который смотрит на меня черной бусинкой глаза в красном ободке. В журчании воды слышу голоса Гальки, Вальки и Машки, с которыми был знаком еще в дошкольном детстве, и которых нежно любил, еще не зная, что это такое.
В этом стихотворении поэт А.А.Шибаев сумел решить сложнейшую задачу любого художественного произведения – преодоление материала.
Но такое посильно не многим. Чаще игра словами превращается в самоцель, то есть не решается задач по более тонкому подходу к смыслу, или, что совсем плохо! — отдает душком безвкусия или черного юмора.
В этой связи, например, запомнилось стихотворение, созданное Ренатой Мухой в соавторстве с Владимиром Левиным – что уже по себе нонсенс! Стихотворение про спортсмена-пловца.

Толпа у причала Спортсмена встречала
И долго качала. Но не откачала.

— Гы! – скажет ребенок. – Утопленника качала.
А ведь это «Гы!» — запавшее в душу в малолетнем возрасте, отзовется когда-то холодным равнодушием к беде ближнего. Жаль, что авторам этого стихотворения не хватило такта и вкуса, и что они забыли Пушкинскую заповедь «чувства добрые лирой пробуждать».

Или еще один опус, явно не для юных ушек:

На вершине два Орла
Пили прямо из горла.

Хотя, к чести Ренаты, есть у нее отдельные стихотворения, которые я бы тоже отнес в категорию «Избранное для детей». Например, это:

***
Дождик тянется за Тучкой,
Шепчет Тучке на ходу:
“Мама, скучно,
Мама, скучно!
Мама!
Можно я пойду?”

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


комментария 3

  • Нина Пикулева

    29 октября 2013

    Да, Геннадий, действительно, у Ренаты Мухи  стихи зачастую не детские, и она не относила себя к детским поэтам, да и к поэтам вообще — она каламбурила «нечаянно», как бы между делом. И нужно было строже отбирать для детских книжек стихи и каламбуры, а это  задача хорошего, профессионального редактора.
    А вот у Шибаева столько хороших стихов, что приведённая «норка у норки» даже не показательна :)) Он столько души в свои стихи вкладывал и так мастерски обыгрывал суперзадачи (обучающие), что можно всю жизнь  у него учиться, ей Богу. В работе с алфавитом и словом — это один из редчайших искусников :))
    Мнение моё тоже субъективно.
    А Вам за тему разговора — спасибо.

    Ответить
  • Геннадий Кодиненко

    30 октября 2013

     
    И Вам, Нина, спасибо за включение в разговор. Много лет назад, Вы были первый серьезно беседующий о детской поэзии человек, с которым я встретился. К сожалению, из-за моей отдаленности от Челябинска и иных обстоятельств, чаще видеться с Вами не получилось. Но, думаю, здесь на портале мы продолжим нашу беседу. Уверен, она поможет людям, работающим в детской поэзии, более профессионально относиться к своему творчеству.
     

    Ответить
  • Нина Пикулева

    4 ноября 2013

    Рада и я завязавшейся переписке и возобновлению добрых отношений. Поздравляю Вас с днём рождения сразу двух детских поэтов — Михаила Пляцковского (песню про улыбку помните?) и Самуила Яковлевича Маршака (2 и 3 ноября) — я выложила поздравления на своём сайте, можете заглянуть:

    С тобою будет лучшее во мне» — (3 ноября 2013г) :
    http://pikuleva.ru/novosti/s-toboyu-budet-luchshee-vo-mne1.html
    Приглашаю и всех желающих, здесь есть документальный фильм о Маршаке с участием Корнея Чуковского и других интересных людей, в том числе актёра Сергея Юрского, великолепно читающего стихи Роберта Бернса в переводе Маршака.
    С уважением, Н.Пик.

    Ответить

Добавить комментарий

*

code