Стихи для детей

Стихи для детей
Стихи для детей

Игра словом и в слове – один из часто применяемых в детской поэзии приемов. К месту и с блеском употребленный он значительно украшает стих.
Но некоторые поэты такую игру ставят самоцелью.

И, в зависимости от таланта, добиваются успеха, или… противоположного результата.
Чаще – получается просто добротный дидактический материал.

Вот для примера стихи, наполненные игрой словами, нескольких авторов.
«Про зоопарк» Т.Крюковой:

Леф, леопарт, носорок и верблют
В моем зоопарке тетрадном живут.
Ребята узнали про льфа с леопартом,
И все покатились со смеха под парты.
Верблюты мои и мои носороки
Весь класс потешали вчера на уроке.
Жаль, нету в природе подобных зверей.
Ну что же, отныне я буду умней.
И, чтоб не смешить понапрасну народ,
Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.

Что-то особого юмора я здесь не вижу.
Несколько веселее «Грустные вести» А.Шибаева:

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я
запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть
и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…

Конечно, стихи дидактической направленности нужны, но, пишущим их, следует помнить про чувство меры. Ибо такие «обучающие» стихи, которыми мы начнем пичкать наших детей в большом количестве, могут только оттолкнуть детей от поэзии.

Вот, что пишет мне одна мама, подписавшаяся Ольга Акварельная: «К сожалению, сейчас в книгах для детей вместо стихотворений появляются банальные дидактические рифмовки, якобы «развивающие». Чего стоит один В. Степанов, чьи книжки заполонили прилавки.  А что делать?».

Согласны с такой точкой зрения и теоретики детской литературы.
В интернете прочел, к сожалению, без подписи – поэтому не имею возможности сослаться на автора, следующую мысль:

«На фоне усиления влияния телевидения и других медийных технологий на умы и сердца детей, катастрофически падает интерес к чтению. Эта ситуация усугубляется тем, что многие родители пассивно наблюдают за происходящим, государство не находит способа поддержать выпуск качественной современной детской литературы, а коммерческие книжные издательства, ориентированные на потребности рынка, не стремятся найти нравственно оправданный выход из сложившейся ситуации.

Между тем, с точки зрения воспитательной, литература по-прежнему остаётся не просто формой времяпрепровождения, но важнейшим элементом формирования вкуса, иерархии ценностей (представлений о красоте, добре и зле), образа подлинного героя, связей с Традицией и исторической памятью поколений. В этом плане, чтение является незаменимым, необходимым. Полное переключение внимания детей с книги на медиаресурсы не только дурно влияет на физическое и психическое здоровье детей и способствует дурновкусию, но и еще в большей степени разъединяет детей и их родителей, лишает семью возможностей того особенного общения, которое дает совместное чтение книг. Эта ситуация, в конечном итоге, ещё больше усугубляет кризис семьи и воспитания, который мы наблюдаем в последнее время.

Это не означает, что на книжном рынке вовсе отсутствуют детские книги. Напротив, существует целая индустрия детского книгоиздания. Однако, рассматривая ситуацию в этой сфере книгоиздания, мы приходим к нескольким принципиальным выводам:

— В книгоиздании отсутствует четкое целеполагание. Выбор авторов, сюжетов и создание издательских планов большинство издателей ведет, исходя исключительно из рыночной конъюнктуры, вне постановки задач воспитания и помощи семье.

— Книжный рынок не даёт нравственной, ценностно-ориентированной литературы, которая при этом отражает реалии сегодняшнего дня. Она тяготеет к безоценочности.

— Литературное качество новых книг, а в особенности метод художественного иллюстрирования в стилистике мультипликации, комикса и компьютерной графики отбивает художественный вкус у наших детей».

Ну, что тут добавить? Все верно. Рынок… Он предлагает нам красивую халтуру и в еде, и в искусстве.
Один лишь совет: не надо снимать с себя ответственность за воспитание своих детей и внуков.
Нет талантливых книг для детей – можно найти отдельные стихотворения в интернете и распечатать.
Я уже несколько десятилетий, как Диоген, ходивший днем с фонарем, ищу и нахожу настоящие детские стихи.
В свое время, когда был помоложе, вел в доме пионеров литературные студии для развития вкуса у ребят.
Видели бы вы их глаза, когда я читал им нечто высокохудожественное, сделанное с юмором, находками, с интересной игрой слов или смыслов.

Однако даже очень хорошие поэты, к которым я отношу, например, Тима Собакина, допускают серьезные проколы.
Привожу лишь малую часть его стихотворения про таблицу умножения, дочитать которое до конца так и не смог — от ужаса перед накрученными там сложностями. А что говорить про детей?

3Х6=18
У ТРЕХ свиноматок по ШЕСТЬ поросят
в свинарнике шумно резвятся.
Легко подсчитает любой из ребят:
Всего поросят — ВОСЕМЬНАДЦАТЬ.

3Х7=21
Шел пугливый Гражданин
через переход,
торопился в магазин
«Минеральных вод».
-Подскажите, Гражданин,
сколько ТРИЖДЫ СЕМЬ?
-ДВАДЦАТЬ, кажется, ОДИН…
напугал совсем.

3Х8=24
У каждой из ТРЕХ симпатичных букашек
хранится в чулане по ВОСЕМЬ рубашек.
Поэтому часто меняют букашки
все ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ нарядных рубашки.

3Х9=27
Бродит по лесу Олень
и бормочет целый день:
«ТРИЖДЫ ДЕВЯТЬ —
ДВАДЦАТЬ СЕМ-М-М…
Впрочем, это ясно всем».

Я не теоретик детской поэзии. Просто пишу стихи и пытаюсь в чем-то разобраться.
Но есть такое выражение: всякая идея, доведенная до логического конца, превращается в абсурд.
Да, хотелось бы иметь дома полезную и высокохудожественную книгу стихов для детей с красивыми и интересными рисунками.
Но их не будет до тех пор, пока издатели не почувствуют нашу потребность в таких произведениях.
Ибо их цель – прибыль, а не воспитание вкуса и духовности.
Сейчас мы включились в гонку за лидерство наших детей в жизни.
Плоды пожмем потом.
И тут есть о чем подумать.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

*

code