Стихи для детей. Заметки пишущего человека

ГЛАВНОЕ – СТИХ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА.

Если мы хотим, чтобы стих понравился ребенку, он его захотел выучить и радостно поделиться с другими – стих должен вызывать в нем самом неподдельный интерес.

Дети стихи заучивают уже в двухлетнем возрасте.

Поэтому в это время текст должен быть предельно понятен им. Быть о том, что он видит кругом. Короток, не описателен, а динамичен, содержать эмоцию сюжет.

Желательно, чтоб рифмы были точными, а главные слова стояли в конце строф.

Неплохо, чтоб еще нес и скрытый смысл, например, учил нравственному поведению, воспитывал чувства: юмора, любви, бережного отношения к людям и животным и так далее. Но все это желательно, а не догма.

ГЛАВНОЕ – СТИХ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА.

Мне повезло – для присмотра часто стали оставлять внучку Женю, которой было два года девять месяцев.

Она уже лопотала какие-то вирши, и я видел, что значения в них отдельных слов Женя не понимает. То есть ее заставили заучить. С удовольствием она декламировала стихи бабушки Барто про Таню, которая громко плачет и мишку, которого уронили на пол. Тут все ясно – в этих произведениях есть и смысл, и эмоция. Но глазки ее от восторга не горели, особенно когда повторяла стишок про слона, который зачем-то шлет слонихе поклон и бычка, который вздыхает о том, что упадет. Помню, и я лет 60 назад недоумевал, зачем бычок идет по доске, когда наперед знает, что с нее упадет. Почему не желает шагать по ровному полу? Не говорю уже про сих-пустышку — самолет, который «построим сами, пронесемся над лесами, а потом вернемся к маме». Я видел в глазах внучки лишь некую даже не гордость, а гордыню за то, что ее кто-то похвалил, потому что она эти вирши заучила. Но не радостную, непосредственную реакцию на прочитанное.

Для детей я пишу давно – с тех пор, когда свои были лишь года на три постарше Жени.

Но вдруг понял, что в моем арсенале почти нет стихов, которые бы моя любимая кроха с удовольствием выслушала и заучила – потому что основная масса их была для детей от пяти лет и старше.

Зато было море детских считалок, которые я помнил.

В ответ на Бартовскую Таню, я прочитал внучке про Таню из нашего веселого детства:

Наша Таня громко воет,

Вниз по лестнице летя…

То, как волк она завоет —

То заплачет, как дитя…

Женя с испугом и интересом всмотрелась в мои глаза — как это я не боюсь такое галавить (говорить)? Я задумался над ее реакцией и понял, что она испугалась за меня, что получу нагоняй за фривольный стих от воспитательницы детского сада. Но воспитательницы, к счастью, у нас дома не было.

То, что в своих догадках я был прав, прояснилось на второй день, когда мы начали опять повторять вирши бабушки Барто. Едва дошли до Тани, Женя четко потребовала:

— Про другую Таню!

Я понял – что живая детская натура требует веселой эмоции, вызванной этим стихом. И начал экспериментировать. Так появились:

Уборка

С мамой делали уборку

И собрали мусор в горку.

Вылезает таракан:

— Мусор вам я не отдам!

Лиса

К нам во двор пришла лиса

Очень хитрые глаза:

— Заскучала я в лесу –

Можно куриц попасу?

Бабушка

Бабушка моя родная,

Ты, как солнце, золотая!

Ты живи и не болей,

Теплотой меня согрей.

Звездочка

В небе звездочка летит

И оттуда говорит:

— Я сияю и горю,

Потому что вас люблю.

Жук

Тук-тук-тук, тук–тук-тук!

Бьется к нам в окошко жук.

Говорит:

— Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Можно с вами посижу.

Бережок

Ты скажи нам, бережок,

Здесь зачем лежишь, дружок?

— Я не просто так лежу –

Воду в речке сторожу.

И другие.

Особенно Жене нравится стих про звездочку.

Конечно, она еще не сможет объяснить – почему? Но, когда я его писал – поставил задачу: дать ребенку возможность сказать про любовь прямым текстом и понятными ему словами и образами. И, похоже, это получилось.

На втором месте стих про бабушку. Сообразительная кроха сразу уловила радостную эмоцию бабули Маши на это четверостишие. И с выгодой для себя (не только эмоциональной) декламирует его, хитро вглядываясь в бабушкины глаза.

На четвертом месте — про лису. Ребенок понимает юмор, заложенный в нем, и, ясно, что, декламируя его, желает донести эту эмоцию до окружающих.

А вот таракан – лично мне смешной, Жене пока не понятен. Как мне когда-то бартовский бычок. Потому что тараканов она не видела. Как и я, деревянной игрушки, как теперь догадываюсь, про которую и был написан стих про бычка. Должен отметить, что все эти стихи далеко не шедевр. И соваться с ними куда-то в центральный журнал для детей, как говорится, себе дороже (имею в виду самолюбие).

Но ребенку нравятся. Потому что в них, как мне кажется, решил главную цель вызвать интерес ребенка к заучиванию. Женя сама их выбрала и запомнила.

А о высотах мастерства поговорим попозже.

среди множества других, которые читал ей я, ее мама, заучивали в детском садике. Подчеркиваю, что разговор в этом материале не о высотах мастерства при создании детского стихотворения, а о том, что вынесено в заголовок.

В следующих материалах буду продолжать разговор о том, что я думаю на эту тему.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

*

code