15 июня в редакции журнала «Урал» состоялась презентация выставки региональных издательских проектов из личного собрания Нины Ягодинцевой.
Из 500 изданий коллекции Нины Александровны до Екатеринбурга доехали 63 издания: книги, альманахи, антологии, журналы. Издания, при всей их разнородности, объединяет несколько общий черт. Во-первых, большинство из них представляют литературную глубинку, от Магадана до русского севера. Во-вторых, по мнению Нины, сам факт появления большинства изданий архива — свидетельство возрождения русской литературы, свидетельство выхода из творческого тупика «нулевых». В-третьих, на выставке представлены только издания, к созданию которых приложила руку (и душу) автор проекта выставки региональных изданий.
Собственно встреча в редакции журнала «Урал» сложилась из двух частей: запись для программы екатеринбургского телевидения (сюжет пройдет в программе «Вести-Екатеринбург» и будет продублирован в Челябинске в «Новостях культуры») и разговор о современном литературном процессе, месте в нем региональных литературных проектов и журналов.
Отличается ли литературная жизнь Челябинска и Екатеринбурга? Публикуются ли в журнале «Урал» челябинские авторы? В июньском номере «Урала» тексты Яниса Грантса, Николая Болдырева, в редакции «Урала» любят нашу Тамару Михееву, сама Нина Ягодинцева считает себя более близкой к екатеринбургским писателям, нежели к челябинским.
Литературная жизнь городов, может, и похожа, а вот инфраструктура у писателей двух городов разная. В Екатеринбурге литературная жизнь — обязательная часть культуры и в сознании горожан, и в сознании чиновников. Двухэтажный дом писателей в центре города, литературный квартал с целой чередой ярких мероприятий, журнал на полном «соцобеспечении» (тоже в центре города), обязательное (и весьма ощутимое) финансирование издательских проектов…
В Челябинске есть спорт, но не литература. Последняя присутствует только в жизни самих литераторов. Возможно, поэтому многие из них (говорю про себя как про «литературного продюсера») наглее и активнее екатеринбургских собратьев: полагаться приходиться только на себя, потому ноги в руки и вперед! В тот же Екатерибург, например, на Читательские марафоны.
Но в принципе географическая составляющая в разговоре о литературе неуместна и второстепенна. Есть и более важные темы, например, миссия литературного журнала. Что он сегодня: отчетный листок литобъединения, средство выживания узкого круга интеллигентов, индикатор литературного процесса или же он по-прежнему может и должен формировать общественное мнение?
Про современный литературный процесс рассуждать не берусь, не моя тема. А вот процесс, который разворачивался вокруг Нининой выставки вчера, можно назвать маркетинговым словечком «отстройка» — еще не самоидентификация, но уже желание быть другим, отличным от предъявленного.
В качестве «конкурента», точки отсчета, материала, от которого стоит отказаться, оттолкнуться, отречься и выступила Нинина выставка.
В этом, кстати, тоже отличие челябинцев от екатеринбуржцев: наши восприняли Нинину выставку как факт истории литературы, «фотографию» времени. Наши северные соседи отнеслись к ней как к реперу, относительно которого можно лишний раз обозначить собственные координаты. Впрочем, это мое совершенно субъективное восприятие, весьма далекое от вчерашнего вечера.
Поэтому лучше ещё фотки и небольшая экскурсия по редакции журнала «Урал«:
Ну и закончу обменом подарками (зря, что ли, ездили):
P.S. Да, Екатеринбург, — мы еще приедем! А журнал «Урал» приедет к нам!
Марина Волкова
29 июня 2012ЧГТРК о выставке и литературном поле наших городов: http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=617681&cid=7