Вспоминаем задачи и корректируем планы

08.10.09 прошла первая встреча авторов, издателей, полиграфистов, издателей, книготорговцев, библиотекарей и представителей науки Челябинской области.

После встречи были собраны предложения к Программе поддержки чтения и развития издательской деятельности Челябинской области.
Сейчас в области наблюдается всплеск активности в поддержку чтения и книги, потому особенно полезно посмотреть на задачи и мечты четырехлетней давности, отметить, что получилось, к чему стоит вернуться, а от чего отказаться.
Полный последовательный текст тогдашних предложений можно посмотреть ЗДЕСЬ (надо прокрутить вниз), а в этом посте я поделила тогдашние мечты на два блока: 1) то, что мы сделали и делаем с нашими единомышленниками, 2) то, что не сделали и на что у нас нет единомышленников. Мои комментарии выделаны желтым.
Интересные получились списки 🙂

Что мы сделали и делаем с нашими единомышленниками

Цель: войти в тройку лидеров РФ по издательской деятельности. По количеству точно не вошли, а вот по некоторым именам, событиям, книгам стали очень даже заметны на фоне литературно-издательской жизни РФ.
Задачи:
— повысить уровень качества издательской деятельности в регионе; Заметно! Но еще есть, куда расти, много райцентровского самиздата.

— сделать чтение и связанные с ним процессы одним из популярных способов организации досуга. Там, где мы активно работаем, получается!

9. Сбор информации о состоянии книгоиздательской отрасли в регионе и ее анализ. Создание реестра предприятий отрасли, действующих лиц отрасли и проводимых мероприятий. (Волкова М.В.) Сделано. Реестр за эти годы значительно сократился 😐

18. Оказание поддержки издательствам, выпускающим книги и периодическую продукцию для детей и семейного чтения. (Волкова М.В.) Моральную поддержку от читателей и единомышленников мы получаем мощную! 😛

21. Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие издательского дела (конкурсы в области книгоиздания, фестивали, ярмарки и т.п.) в соответствии с «Программой поддержки и развития издательской деятельности в ЧО».(Волкова М.В.) Два областных фестиваля «Время читать», два конкурса в области книгоиздания, сотни мероприятия — но большая часть за собственные деньги собственными силами.

23. Разработка системы комплексных мероприятий по повышению заинтересованности издательств и авторов в выпуске книг для детей, для семейного чтения, краеведческой литературы, литературы патриотического содержания, литературы высокого художественного уровня.(Волкова М.В.) Самым мощным стимулом оказались совесть и профессиональные компетенции.

24. Разработка системы комплексных мероприятий, направленных на повышение качества издательской деятельности в ЧО. (Волкова М.В.) Проект «Хорошая-плохая книга» идет не только в Челябинской области, но и в других регионах РФ, и даже в Беларуси.

— участие в мероприятиях российского масштаба, посвященных пропаганде чтения и издательской деятельности (участие в выставках, конференциях, конкурсах, грантах и т.п.); Еще как участвуем!!! Заметно, мощно и под аплодисменты!

— взаимодействие с общественными организациями области по вопросам пропаганды чтения и издательской деятельности, проведению совместных мероприятий; Появился некоторый опыт взаимодействия, но мало у нас общественных организаций с культурным, а не политическим уклоном.

— взаимодействие со СМИ по вопросам пропаганды чтения и поддержки издательской деятельности; Получается плохо. Только с читающими редакторами и журналистами, а таких в наших СМИ немного, особенно на ТВ.

6. Создание фонда книг-подарков для победителей конкурсов, фестивалей, других мероприятий, проводимых некоммерческими организациями города. (Волкова М.В.) Книги мы дарим постоянно, иногда кажется, что дарим больше, чем продаем.

10. Проведение лекций по чтению в школах и высших учебных заведениях, встреч с писателями и поэтами. Постоянно!
11. Проведение систематичных Читательских марафонов издательства Челябинской области. Постоянно! Уже более 90000 тысяч участников в 700 марафонах!

1. Создание электронной газеты «Книжное обозрение Челябинской области» с такими разделами, как Книги, Авторы, Читатели, Мероприятия, Критика и отзывы, Мнение (о процессе), он-лайн обсуждения книжных новинок (Волкова М.В.)

3. Поддержка в первую очередь не издательства, а читателей. Первостепенная задача – формирование интереса к чтению (Шмидт Н.С.) Курс держим именно на это!

4. Превратить «Читательские марафоны» в культурную традицию Челябинской области (Волкова М.В.) Сделано, и не только Челябинской области.

5. Проведение ежегодного фестиваля «Южноуральская книга». Пока раз в два года.

6. Составить реестр книжных фестивалей, выставок, ярмарок. Сделано. В ряде мероприятий участвуем.

7. Составить реестр творческих объединений. Сделано.

8. Составить реестр «книжных» конкурсов для читателей. Обновляем время от времени.

9. Проведение систематических выставок полиграфической продукции. Раз в два года.

10. Популяризация в библиотеках ЧО книг региональных издательств (стенды с новинками). Сделано, но не во всех библиотеках.

11. Систематичные встречи экспертов книжного бизнеса для обсуждения книжных новинок региональных издательств. Постоянно действующая тусовка.

14. Книжная торговля может использоваться как механизм быстрого продвижения молодых авторов. Получилось на ряде проектов.

17. На областном радио и телевидении проводить передачи о книгах и русском языке. Удержалась одна-единственная программа «Брось все и читай!» ТВ игнорирует чтение и книги.
18. Составить список информационных поводов для рекламы книги. Перед Днем Победы проводить рекламную акцию по книгам о войне, в день знаний проводить выставки учебной книги, как в этом году возле ЧОУНБ. Активно использовать информационные поводы. Учимся, делаем, ошибаемся, побеждаем.

19.Создание образцов высокохудожественной книги ,которую приятно взять в руки и которая сама побуждает к чтению. Можно гордиться книгой «Если ветер запереть».

20.Привлекать политически значимых и харизматичных людей для пропаганды чтения. Нашу харизму еще никто не перехаризмил 😛

7. Активизировать работу издателей по продаже своих книг, по взаимодействию с книготорговыми организациями (Богдановская Л.Ф.) Активизируемся-активизируемся, а денег все нет 😥

13.Ввести в программу экономического развития Челябинской области для целей оказания финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетные виды деятельности на территории Челябинской области книгоиздание и книготорговлю . Издательская деятельность относится к обрабатывающему производству, а оно для Челябинской области — приоритет.

3. Местным издательствам активнее контактировать с библиотеками, выходить с инициативой по организации запросов котировок. (Сабашвили О.В.) Активные контакты растут, запросы котировок — нет.

7. Проведение конкурса среди типографий и издательств на лучшее исполнение общественно полезной литературы. Частично, в конкурсах издательской продукции раз в два года.

А остальное из списка не сделали 😥
Для сравнения предлагаю ознакомиться с одним из проектов наших соседей — Свердловской области. Осенью 2013 там стартовал проект «Открытая книга«. Мы участвовали (и будем участвовать) во многих мероприятиях этого проекта.
И один из главных выводов четырех лет: не стоит биться лбом об стену, пытаясь пробить непонимание, непринимание и просто необразованность многих чиновников Челябинской области. Надо идти туда, где понимают, принимают и поддерживают.


Добавить комментарий