Юлия Подлубнова о книге Вадима Балабана, вышедшей в серии «ГУЛ», а также о самой серии и о Кальпиди.
Балабан Вадим. Стихи, 1998–2013. Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014. (Галерея уральской литературы, кн. 4).
«Поздравим Виталия Кальпиди с очередным успешным этапом моделирования «уральского поэтического кластера», как он сейчас предпочитает называть Уральскую поэтическую школу (УПШ). Серия сборников «Галерея уральской литературы» или «ГУЛ» (разумеется, поэтический), в которой запланировано выпустить избранное целого ряда представителей УПШ в формате, предполагающем дешевое исполнение и ценовую доступность, уже запущена в производство и частично осуществлена: каждую неделю выпускается по одному сборнику, и такая ситуация продлится вплоть до кульминации: назначенной на сентябрь конференции «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы» и возможного поэтического фестиваля вокруг нее. Надо сказать, Кальпиди придает большое значение проекту. Как указано в аннотации: «ГУЛ» – это «единственная в своем роде демонстрация самодостаточности региональной литературы»; «лавина звуков, породившая “иную” речь, которая в свою очередь не может не породить “иную” жизнь».
После некоторого анализа уже выпущенных сборников я так и не смогла определить основные принципы отбора авторов для «ГУЛ» кроме их очевидной принадлежности к «уральскому кластеру», который, как известно по предыдущим проектам Кальпиди, огромен. В «ГУЛ» попадают и фигуры масштабные (вроде М. Никулиной, А. Санникова, Р. Тягунова), и поэты молодые, еще не прочитанные на самом Урале (как например, Е. Ионова), и о каких-либо художественных доминантах говорить не приходится – все авторы разные. На этом фоне Вадим Балабан принадлежит, скорее, к категории «молодых и непрочитанных», хотя молодость его в контексте целого ряда представителей УПШ относительна (из включенной в сборник автобиографии узнаем, что рожден он в 1978 году). Балабана нельзя назвать прочитанным, т. к. физически он пребывает вне уральских миллионников, где идет бурная литературная жизнь и где создаются репутации – живет в Троицке Челябинской области; да и сам по себе это человек скромный, что оставляет много пространства для творчества, но не всегда позволяет широко использовать инструменты его продвижения.
В сборник вошли стихотворения 1998–2013 гг., иначе говоря, лучшее – как его видит составитель. По сути, перед нами «визитная карточка» поэта, созданная профессиональным дизайнером и манипулятором. Кальпиди, взявшийся за этот проект, формирует и «кластер» в целом, и каждый его элемент. В случае Балабана, как мне показалось, Кальпиди в сборнике чересчур много, и дело здесь как в самом составлении книги, отборе произведений, так и в сильном влиянии мэтра на поэтику «молодого» автора.
Конечно, Балабан ориентируется на разных авторов, уже упомянутого А. Санникова:
в час когда зрачки у сна
шире пятаков
боль щемящая вкусна
на и будь таков
Но все же Кальпиди в его стихах вытесняет другие возможные влияния на второй план. Здесь многое узнаваемо: от характерной расфокусировки зрения, позволяющий наблюдать одновременно за множеством предметов и их движением, до игровых стратегий и примата звучания над смыслом.
где поезд выгнутый направо
уводит хроники состава
кричат грачи как басмачи
свой ахтунг-ахтунг из ночи
Однако в балабановском случае все-таки нельзя отказывать поэту в наличии собственного голоса. Он более серьезен, чем Кальпиди, менее многословен, его предметный мир не столь обширен: поэт не стремится за пределы личностного пространства, а исповедальные интонации, которые иногда используются, нивелируют иронический дискурс и заставляют иные высказывания воспринимать как откровения.
пройдя до половины реки встали
застыв прозрачной головой во льду
…он «ох» поет кровавыми устами
в две тысячи пятнадцатом году…»
Полный текст статьи опубликован в № 59-2014 «Новая реальность» (портал «Мегалит» А.Петрушкина) и содержит отклики на ряд книг.