«ГУЛ»: возможно ли повторение?

2
Продолжение статьи ««ГУЛ»: возможно ли повторение?».

Вопрос «что хотим сделать?» имеет  ответ, находящийся за рамками развития (похорон, существования, разрушения и пр.) региональной литературы. И именно от масштабности ответа и будет зависеть жизнеспособность проекта в целом (и появление-развитие или умирание-прозябание региональных литератур — как следствие этого ответа, а не наоборот).

Из всех регионов России и Беларуси, где мне удалось побывать (и пообщаться с поэтами), самой перспективной площадкой для ускоренного развития региональной литературы мне представляется Орел.

Во-первых, тут богатая литературная история. Но, если на литературном поле Москвы или Питера взошла и всходит литература новых времен, то литературные запасы Орловщины еще и не освоены в полной мере, и освоение их идет очень робко. И главное даже не в текстах писателей, которые родились и творили в Орле (хотя и это — мощнейший ресурс!) Роскошь Орла в том, что городу удалось сохранить ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИТЕРАТОРОВ. Законсервировать или сочинить, — неважно; важно, что в Орле целая коллекция образов жизней литераторов. Не как образцов для подражания, а как материализации простейших в своей очевидности утверждений: «Можно просто писать книги. Можно просто быть литератором. Можно просто посвятить этому всю свою жизнь». Такое своеобразное «бронирование» места в культуре для современных и будущих талантов: «Есть простая профессия — книги писать». Музеи Орла ориентированы, слава Богу, вовсе не на праздных туристов, не на школьников-студентов, а на серьезных литераторов, профессионалов, которые могут прийти сюда за советом, поддержкой, идеей; могут в музее построить параллель между собой и им, ушедшим из жизни физической, но оставшимся в литературе, — Лесковым, Буниным, Андреевым, Тургеневым… В музеях Орла — прецеденты литературного творчества, материально воплощенные в вещах и документах. Все для профессионального самоопределения нынешних и будущих литераторов.

Вторая составляющая возможного орловского взлета — люди. В Орле есть Марина Алексеева с ее безудержной энергией и жаждой перемен. Готовая поддержать, одобрить, организовать, пробить…И ее верный Алексеев, уравновешивающий Марину мужской импозантностью и значимостью. А вокруг них целое сообщество интеллигентных, начитанных, и, кажется, готовых к действию.

(И мы вовремя с «ГУЛ»-ом приехали — всколыхнули местное сообщество, раззадорили).

Все есть, нет только одного — Поэта, Личности. Потому, как ни говори, а проекту нужен идейный и содержательный лидер.

Главный дефицит (не только в Орле, по всей России) – «развитый, эстетически эластичный литературный вкус (компетентность по всему спектру современных литературных смыслов)».

И еще — незаметная ручная работа с каждым автором по составлению, редактированию, удержанию (а то и созданию) внелитературных рамок, внутри которых идет собственно литературная работа.

А вкус этот, и работа, и еще много-много чего (в чем главное — все тот же образ поэта и — обязательно! — адекватные образу тексты) привязаны к конкретному живому человеку, который, мало того, что поэт, еще и другим готов отдать часть своей жизни. Безвозмездно и безвозвратно. И при этом не опуститься до человеческого (не жалеть, не любить, не привязываться): люди — отдельно, тексты — отдельно. Задачка для атлантов: удержать планку.

(целиком о культуртрегерской деятельности ЗДЕСЬ)

Короче, Орлу нужен некто, кто сыграет такую же роль, как Кальпиди в УПШ. И это при том, что роль Кальпиди в становлении УПШ не понята и вряд ли когда будет понята полностью.

Какие сценарии могут развернуться в Орле:

1) Виталий Кальпиди возьмет на себя роль лидера ОПШ и повторит путь, который проделан им по отношению к УПШ;

2) некто из УПШ попробует повторить технологию Кальпиди (которую, собственно, до технологии еще довести надо, но это вопрос решаемый) по отношению к орловской поэзии;

3) роль Кальпиди выполнит «коллективное культуртрегерское сознание» участников УПШ;

4) в Орле найдется кто-то, кто озаботится задачей и признает ее делом своей жизни. В конце концов, из болота можно вытащить себя и за собственные волосы.

Мне лично нравится третий сценарий. Хотя бы потому, что факт существования чего бы то ни было подтверждается только актом создания.

P.S. Сегодня, 2 ноября, в Орле пройдут масштабные поэтические чтения. И?

 

Марина Волкова