В сентябрьской номере журнала «Культура Урала» опубликовано интервью с Мариной Волковой.
Интервью подготовила Елена Соловьева. Фотографии Рустама Бикбова.
«ГУЛ» — реальный поэтический кластер
1) Марина, вы один из идейных вдохновителей проекта «ГУЛ» — опишите вкратце его концепт.
Проект «ГУЛ» (Галерея уральских авторов) состоит из двух пластов – издательского и продвиженческого. С 15 февраля этого года каждую неделю выходит книга серии «ГУЛ». Уже сам по себе такой темп книгоиздания – своеобразный рекорд. Проект «ГУЛ» логично продолжает ту огромную работу по отслеживанию и фиксации литературного процесса на Урале, которой поэт и культуртрегер Виталий Кальпиди посвятил не одно десятилетие: издал три Антологии уральской поэтической школы и Энциклопедию уральской поэтической школы. В антологиях и энциклопедии представлено творчество и биографии 135 уральских поэтов последнего тридцатилетия. В «ГУЛ»е выйдут книги тридцати самых ярких представителей уральской поэтической школы.
Вторая часть проекта «ГУЛ» — продвижение книг и поэтов уральской поэтической школе. Главная задача проекта «ГУЛ» — создание на Урале поэтического кластера, т.е. сообщества людей, осознающих, что на Урале есть поэзия, что это поэзию можно и нужно читать, а поэтические книги можно и нужно покупать. Такая, казалось бы, романтическая задача имеет совершенно конкретные индикаторы: к концу 2014 года о проекте «ГУЛ» узнают не менее 300 тысяч уральцев, не менее десяти тысяч человек услышат стихотворения «ГУЛ», не менее тысячи будут читать уральскую поэзию, продано будет не менее 600 книг. Как это делается – подробно описывается на сайте проекта http://mv74.ru/gul/, а все про уральских поэтов и поэзию можно прочесть на сайте http://marginaly.ru/
2) Чьи книги уже выпущены, какие на подходе?
В сентябре в Екатеринбурге прошла конференция «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы», к ее началу мы издали все тридцать книг серии «ГУЛ»: Елена Ионова, Вера Киселева, Вадим Балабан, Андрей Санников, Александр Самойлов, Антон Колобянин, Роман Тягунов, Алексей Сальников, Майя Никулина, Вадим Дулепов, Сергей Ивкин, Юрий Казарин, Евгений Туренко, Евгений Ройзман, Алексей Решетов, Евгения Изварина, Аркадий Застырец, Виталий Кальпиди, Янис Грантс, Дмитрий Кондрашов, Александр Вавилов, Константин Комаров, Антон Бахарев-Черненок, Ольга Исаченко и другие. Интригу, чьи книги войдут в серию, держали до последнего.
3) Я слышала, вы решили применить к продвижению литературного проекта разработки, усвоенные в тот период, когда вы работали на уральских заводах? Эффективно ли это?
Да, общие принципы продвижения чего бы то ни было в общем одинаковы. Меняется сам продукт, меняется время и мода, в какой-то степени меняется сложность задач. Поэтому в продвижении «ГУЛ»а используются и разработки из моей «производственной» жизни (в свое время я делала проекты по увеличению объемов производства в два раза, проекты по созданию новых производственных бизнесов, по региональной субконтрактации и т.п.), и разработки из общественно-политических проектов, и кое-какие ноу-хау из издательской деятельности. Решающим в продвижении «ГУЛ» (как и в любом продвижении) являются идеи и собственная энергия. Все остальное (в том числе и деньги) – вторично. А об эффективности можно говорить, сравнивая запланированные показатели с достигнутыми : пока проект идет успешно.
4) Расскажите подробнее о ваших знаменитых автопробегах и читательских марафонах, что это за форма общения с читателями такая?
Сегодня самая большая потребность не в текстах, а в поступках. Потому, когда куда-нибудь привозишь поэтов – за свой счет, на своей машине, без всякой поддержки государства – сам этот факт обрекает автопробег на успех. Просто потому, что выходит за грани обыденного, за грани извечного рабского «а что я могу, я один ничего не могу». «Стержень» и автопробегов, и марафонов – человеческое общение. Общение авторов с читателями по поводу книги, общение «за жизнь». В каждом автопробеге два пласта работы: мероприятия на местах и работа в салоне автомобиля. Во время пути в салоне автомобиля невольно возникает литературная и актерская мастерская, идет обсуждение уже состоявшихся встреч, подготовка к новым, разбор произведений, разговоры о литературе.
Читательские марафоны «Издательства Марины Волковой» мы проводим с 2006 года, и по самым скромным оценкам, через читательские марафоны прошло более 120 тысяч детей нескольких стран.
Логика разработки этого формата продвижения чтения проста: любовь к чтению и книге передается только от человека к человеку. Поэтому берем человека, который любит книгу, учим его этой любовью делиться с другими – и вперед! А кто у нас больше всего любит книгу? Конечно, ее автор! Потому берем детских авторов, издаем их книги, обучаем авторов вести диалог с ребятишками (через систему стажировок), разрабатываем правила этих встреч – вот марафоны и получились!
Кратко: читательский марафон – это встреча ребенка с книгой, полюбить которую ребенку помогает автор. Особенно такие встречи важны для поэтических книг: поэзию надо сначала услышать, а потом почитать (это справедливо и для наших мероприятий по «ГУЛ»у). Только в прошлом году мы провели 204 марафона, в которых приняли участие 12577 читателей. (А на счету «ГУЛ» уже более шестидесяти мероприятий в десяти регионах России).
5) Над проектом вы работаете в паре с известным поэтом и культуртрегером Виталием Кальпиди, легко ли вы находите общий язык, какая у каждого функция?
Для меня в проекте «ГУЛ» общение с Виталием Олеговичем – самая важная и значимая часть. Проект «ГУЛ» в наших разговорах с Кальпиди занимает не более 1,5% времени. Потому, наверное, проект и идет так легко. И по нашим функциям в рамках проекта все просто: Кальпиди – редактор, составитель, оформитель книг. Я отвечаю за изготовление книг и за продвижение книг и авторов.
6) Какие ГУЛовские мероприятия нам ждать в этом году?
До конца 2014 года пройдут три автопробега «ГУЛ» (север Свердловской области-ХМАО; юг Челябинской области-Оренбургская область; Дагестан-Чечня-Беларусь-Центральная Россия-Поволжье). В Челябинске и ряде других территорий запускаем проект «Вернем поэзию в библиотеки» (подпроекты по книжным фондам, выставкам, Недели «ГУЛ»а, «Звучащее слово»). Продолжатся уже проверенные мероприятия: Дни поэта, литературные салоны, лекции. В сотрудничестве с ЧГАКИ планируем производство поэтического видеарта. Главное для развития уральской поэтической школы в этом году – конференция «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы» и последующая за ней работа по созданию монографии.