Культуртрегерский проект В.Кальпиди

SL3767281kkk

Статья Татьяны Николаевны Марковой, д.ф.н., профессора ЧГПУ.

Культуртрегерский проект В.Кальпиди в Челябинске

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался мощным культурно-цивилизационным сдвигом, последствия которого мы только начинаем осмысливать. Однако становится все более очевидным, что все прежние (знакомые, привычные) институты и парадигмы в радикально изменившихся условиях не работают; возникают новые, требующие серьезной интеллектуальной рефлексии. Это касается и проблем эстетических, и вопросов организационных. В частности, появляются новые виды культурной деятельности, новые способы позиционирования (присутствия) в литературном процессе. Новые практики, новый опыт вызвали к жизни и новое понятие – культуртрегерство. Этот термин ввел в обиход, обосновал, подкрепив личным опытом более чем четвертьвековой культуртрегерской деятельности поэт Виталий Кальпиди.

Приведем некоторые из его положений: «Культуртрегер – это не менеджер, не продюсер, не спонсор. Это частный человек, который на безвозмездной основе занимается тем, чем должна заниматься антропологическая реальность – формировать, созидать, контролировать, сохранять» [4:430].

Культуртрегер – это человек, созидающий литературное пространство¸ имеющий собственную, строго определенную стратегию и тактику. Культуртрегерство – это длительный процесс, вне длительности теряющее свой смысл. Журналы, студии, фестивали, разовые акции важны здесь не сами по себе, но как ступени к достижению поставленной цели, как составляющие длительного, протяженного во времени процесса формирования культурной среды уральского региона, приращения ее культурного слоя.

Проект «Уральская литература – новая реальность» начался в 1995 году и продолжается до сих пор. Цель проекта – интегрировать современную уральскую литературу в общероссийский контекст, создать литературную ситуацию, сделать ее культурным событием, довести событие до статуса культурного знака. Проследим некоторые этапы продвижения этого проекта.

С приездом В.Кальпиди в Челябинск был создан «Фонд Галерея», начато издание журнала «Несовременные записки», четко ориентированного на провинциальную ситуацию и провинциальных авторов. В 1998 г. вместе с Р.Валеевым, Д.Бавильским, Н.Болдыревым началось издание нового журнала «Уральская новь».

В 1996 г. фондом «Галерея» издана двухтомная антология «Современная уральская поэзия» и «Современная уральская проза», проведен первый фестиваль уральской поэзии в Перми, Свердловске и Челябинске.

В рамках двухгодичного фестиваля «Элита российской поэзии» Челябинск посетили с лекциями и выступлениями известные российские поэты И.Жданов, А.Парщиков, Д.Пригов, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Кушнер, В.Павлова, В.Салимон и др.

В Сети открылся унифицированный сайт по уральской литературе, в задачи которого входило обратить внимание общественности не на отдельных поэтов, а на современную уральскую поэзию как уникальное явление. Так, Айвар Валеев, обозреватель сайта МедиаЗавод, на протяжении 15 лет медийно поддерживал любые акции, генерируемые Кальпиди в рамках создания инфраструктуры УПШ. Владимир Абашев встал на позицию отстаивания безусловной ценности этого поэтического феномена, словом и делом демонстрируя свою точку зрения. Дмитрий Бавильский высоко поднял планку критики в журнале «Несовременные записки». (Его отъезд из Челябинска существенно снизил систему литературных оценок).

Через семь лет после выхода первого опыта «Антологии современной уральской поэзии» (1996 г.), появилась вторая книга в 2003-ем. Помимо всех прочих достоинств (содержания, представительства имен, эстетического уровня стихов), книга отличалась великолепным художественно-полиграфическим исполнением.

Второй выпуск «Антологии» по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки вошёл в тройку лучших поэтических книг 2004 года. Ее презентация с успехом прошла по всем городам уральского треугольника.

Третий выпуск, как было обещано, был осуществлен через семь лет. Презентации масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП) прошли в ноябре – декабре 2011 года в Челябинске, Екатеринбурге и Перми. Внушительный том с прекрасной полиграфией и дизайном составили стихотворения уральских поэтов (и поэтов, когда-то живших и творивших на Урале) за 2004–2011 годы. В «Антологии» собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по эстетическим пристрастиям и предпочтениям. Среди них немало челябинцев: И.Аргутина, Н.Болдырев, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, А.Поповский, А.Петрушкин, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова.

Третий выпуск, в отличие от двух предыдущих, содержит неожиданное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом. В условиях кризиса отечественной литературной критики новация, предложенная Кальпиди, представляет собой некое прямое высказывание поэта о поэте, которое, хотя бы отчасти, заменяет отсутствие профессиональной рефлексии.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что за несколько месяцев до выхода книги на интернет-сайте была организована беспрецедентная акция студенческого рецензирования еще не опубликованных стихов, отбираемых редактором для антологии. В этой акции приняли участие студенты уральских гуманитарных факультетов, в том числе 17 студентов Челябинского государственного педагогического университета.
Сами критические тексты размещены в конце книги. В каждом из них выражена определенная позиция, сосредоточен чей-то пристальный и заинтересованный взгляд, что неуловимым образом меняет и саму поэтическую работу. Так «Антология» становится своеобразной площадкой для выработки языка литературной критики. Структура книги задает и способ работы с ней, оставляя за читателем полную свободу выбора личных предпочтений.

Отметим еще одну важную особенность культурного проекта Виталия Кальпиди. Во вступлении редактор пишет о «моральной» и «материальной» «неустойчивости» Интернета: «Интернет беззащитен как дитя: случись маломальский катаклизм (даже не исторический, даже не социальный, а банальный энергетический) и – сливай воду. На наш взгляд, сейчас вновь особое значение приобретает именно книга как вещь. Почему? Потому что именно книга может быть (и – в данном случае становится) таким структурированным пространством, которое можно было бы назвать школой поэтической и критической мысли, а значит и школой понимания — за ней слышен голос того, кто в состоянии писать и читать. Книга противопоставляется неуемному потоку необработанной и непрожитой информации, информации, минующей человека, к которому она, казалось бы, должна быть направлена. Информация приобретает энтропийные свойства»[1:7].

В ситуации, когда почти не осталось школ, где учат понимать и проживать тексты в полном смысле этого слова, книга становится подлинно культурным актом, она показывает, как можно быть свободным благодаря способности мыслить и сопереживать.

К пред­ло­жен­ным Кальпиди иде­ям, ко­то­рые весь­ма по­лез­но взять на во­ору­же­ние, до­ба­вим со­зда­ние ви­део­кли­пов на сти­хи по­этов. По­каз по­эти­че­с­ких ви­део­кли­пов, сня­тых ураль­ски­ми ре­жис­сё­ра­ми на сти­хи ураль­ских по­этов, это то, что при­влек­ло молодых читателей и зрителей. Не­смо­т­ря на не­ко­то­рые тех­ни­че­с­кие труд­но­с­ти, са­ма идея очень ин­те­рес­на и пер­спек­тив­на. Это пре­крас­ная воз­мож­ность для по­вы­ше­ния ин­те­ре­са к по­эзии и по­эти­че­с­ким ме­ро­при­я­ти­ям, для уси­ле­ния вли­я­ния сти­хов на лю­дей, не все­гда го­то­вых к их вос­при­я­тию.

Говоря о содержании «Ан­то­ло­гии Со­вре­мен­ной Ураль­ской По­эзии», не­смо­т­ря на яс­ность и про­ду­ман­ность её кон­цеп­ции, на кре­а­тив­ность, со­про­вож­да­ю­щую этот про­ект и вы­хо­дя­щую далеко за его рам­ки, критики отмечают отсутствие в ней так называемой «поч­вен­ной», тра­ди­ци­он­ной по­эзии. В редакторском пре­дис­ло­вии сказано, что в антологии речь идёт лишь об «ак­ту­аль­ной по­эзии», однако представляется вовсе не беспочвенным суждение московского критика: «Суп, при­го­тов­лен­ный для чи­та­те­ля Виталием Каль­пи­ди, име­ет всё-та­ки весь­ма спе­ци­фи­че­с­кий вкус. В нём не­ко­то­рых спе­ций в из­быт­ке, за­то дру­гих про­дук­тов не хва­та­ет» [2]. Но против права и вкуса редактора возражать бессмысленно.

Следующим этапом развития проекта стало создание обобщающей энциклопедии. По данным интернет-сайта, с апреля 2012 по 6 января 2013 г. при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края была создана сокращенная версия книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» [3]. А уже осенью 2013 г. прошли презентации «Энциклопедии» в Екатеринбурге, на книжной ярмарке в Красноярске и в Челябинске (25 ноября в Камерном театре).

Это уникальное издание, помимо великолепного дизайна, потрясающих фотографий, представляет объемный информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, породивших такое уникальное явление, как современная уральская поэзия. Эта книга задумана и осуществлена как акция культурного опережения, снабжена богатейшим иллюстративным материалом [4]. В энциклопедии представлены более 130 авторов, он содержит более 850 снимков, большинство из которых прежде нигде не появлялось.

Историко-культурные и философско-поэтические смыслы такого уникального явления, как УПШ, открываются не только в стихах – и даже не в первую очередь в них, но в хронике культурных событий, происходивших на городских ландшафтах Уральского региона, в биографиях их инициаторов и участников – нескольких поколений поэтов, представляющих свободную уральскую поэзию на протяжении тридцати последних лет.

Уральское поэтическое движение (УПД) – уникальный историко-культурный и эстетический феномен, значимость которого диктует необходимость серьезного внимания и осмысления со стороны профессионального филологического сообщества. В сентябре 2014 года по инициативе трех уральских вузов (Уральского Федерального, Челябинского педагогического и Челябинского государственного университетов) в Екатеринбурге состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы». В настоящее время УПД находится на стадии осознания себя как культурного знака, чему способствует филологическая рефлексия со стороны академической науки. Мы имеем в виду, прежде всего, ученые доклады, сделанные на конференции, статьи, опубликованные в «Вестнике ЧелГУ», готовящуюся коллективную монографию. Уральские ученые филологи могут стать открывателями нового культурного феномена, имеющего все шансы войти структурным звеном в трехвековой контекст русской поэзии.

Литература:
1. Антология. Современная уральская поэзия 2004-2011 гг. Автор проекта и гл. ред. В.О.Кальпиди. – Челябинск: Издательская группа «Десять тысяч слов». 2011 – 352 с.
2. www. marginaly.ru;
3. http://kulturaperm.ru/projects?show_id=163
4.Энциклопедия Уральская поэтическая школа: информационый арт-объект. Ред. В.О.Кальпиди. – Челябинск: Издат. группа «Десять тысяч слов», 2013. – 607 с.

Фото Сергея ЖАТКОВА