О конференции по УПШ глазами челябинских журналистов

2
26 сентября состоялась пресс-конференция в Гранаде-пресс, организованная Олегом Синицыным.

1
Она была посвящена завершившейся накануне в Екатеринбурге научной конференции по УПШ и фестивальной программе ГУЛа.

В пресс-конференции принимали участие доктора филологических наук, профессора университетов Челябинска Марина Загидуллина, Татьяна Маркова, Татьяна Семьян и издатель Марина Волкова.
5

Публикуем один из текстов по итогам пресс-конференции. Автор текста — Алла Шкерина. Фото — Анатолий Баскаков.

3
Уральское поэтическое движение. Автор умер, да здравствует проект!
Уральское поэтическое движение — понятие, не имеющее особой ясности для большинства челябинцев. А между тем это явление существует и развивается, ни мало не спотыкаясь на своем пути из-за наличия или отсутствия научного признания.

Но сама наука проявила к уральской поэзии беспрецедентный интерес, и в Екатеринбурге была проведена конференция «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы» — первая научная конференция, посвященная региональной поэзии. Московская и Санкт-Петербургская поэтические школы не были удостоены такого пристального внимания ни разу. Челябинские участники встречи рассказали о ее результатах на пресс-конференции «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы» в медиа-холдинге «Гранада Пресс» 26 сентября.

Первый вопрос, который мы задаем участникам конференции: «Что же такое Уральская поэтическая школа, Уральское поэтическое движение?».

Доктор филологических наук Марина Викторовна Загидулина объясняет: «УПШ — это поэты, имеющие отношение к «Большому Уралу», то есть треугольнику Екатеринбург — Пермь — Челябинск». Она особо отмечает материальную воплощенность явления: три антологии уральских поэтов и монументальную «Энциклопедию УПШ». «Это, — говорит Марина Викторовна — уникальный проект, создание культурной ауры…». Так впервые звучит на пресс-конференции важное, ключевое слово — проект.

«УПШ — это в первую очередь проект! — подхватывает доктор филологических наук Татьяна Николаевна Маркова. — Он направлен на наращение культурного слоя». И издатель Марина Владимировна Волкова уверенно подтверждает: «Это искусственный проект ускоренного — буквально молниеносного — развития региональной литературы».

Ученые и издатель сходятся во мнениях: деятельность УПШ направлена на изменение положения поэзии, приобщение к ней широкого круга читателей и авторов, создание новой, живой и активной культуры. С ними соглашается и Олег Николаевич Синицын — представитель Уральского поэтического движения. «Нужно разрушить стереотипы, приблизить поэтическое слово к человеку, — добавляет Марина Викторовна. — Именно об этом мы и говорили на конференции».

Однако как же возникла идея научной конференции? По словам Татьяны Николаевны, книга «Энциклопедия УПШ», собравшая сведения об основных элементах движения и его представителях, стала той точкой, после которой научная общественность уже не могла молчать о таком явлении — феномене — как Уральская поэтическая школа. Появилась насущная необходимость осмыслить это поэтическое движение — и была организована конференция. Материальную базу взял на себя Екатеринбургский союз писателей, но по части организаторской деятельности отличилась челябинская сторона.

Доктор филологических наук Татьяна Федоровна Семьян отмечает необычность подобного литературоведческого опыта: «Изучение такой живой литературы — огромная редкость». По словам филологов, в подобных случаях ученый становится частью общего процесса: буквально следит за появлением строчек в блокноте поэта и сам оказывает на него влияние. В целом специалисты находят, что Уральская поэтическая школа еще не достигла своей вершины и имеет огромный потенциал.

Вопрос о принадлежности авторов к Уральской поэтической школе по-прежнему остается спорным. Участники конференции называют имена А. Петрушкина, О.Синицына, Е.Оболикшты, Н.Санниковой, В.Балабана, М.Халтуриной, раз за разом упоминается в разговоре Виталий Олегович Кальпиди. Особо отмечаются участники проекта ГУЛ — «Галереи уральской литературы» — серии из 30 книг уральских поэтов, повлекшей за собой множество споров, альтернативных мероприятий и в целом большое оживление литературной общественности.

Каковы же итоги конференции? Участники сообщают, что по-прежнему не могут дать единого определения понятию Уральская поэтическая школа. Однако академические круги вплотную занялись этой проблемой, и через год планируется выпустить коллективную монографию, посвященную данному движению. У всех участников встреча оставила приятные впечатления. Кроме научной части конференция включала и фестивальную программу — грандиозную читку стихотворений поэтами УПШ. Во время этого поэтического вечера зал был полон, слушателям приходилось стоять — что уже говорит об успехе проекта в его попытке выпустить поэзию из аудитории на улицу. Кстати, во второй день конференции в Екатеринбурге прошел День «ГУЛ»а: на различных площадках города – в вузах, библиотеках, школах и даже в колонии уральские стихи читали стихи и рассказывали об уральской поэзии.

А проект «Уральская поэтическая школа» продолжает набирать обороты и привлекать новых участников. 5 октября в публичной библиотеке Челябинска состоится презентация проекта «ГУЛ», приуроченная к празднованию юбилея М.Ю. Лермонтова. На встречу приглашаются и молодые поэты, желающие заявить о себе. Еще один День «ГУЛ»а пройдет в Екатеринбурге 9 октября в рамках книжного фестиваля, по его результатам будет издана антология молодых поэтов «ПроГУЛки. Екатеринбург».

АВТОР: Алла Шкерина
7
Оригинал ЗДЕСЬ

4

6