Вести с востока

Антология современной уральской поэзии 2004—2011. — Челябинск: Десять тысяч слов, 2011.

Антологии, особенно поэтические, вроде бы не созданы для чтения насквозь и подряд. Они, скорее, для возвращений после долгих перерывов, обращений по случаю (как энциклопедия или словарь). Эта — иная. Начиная со сжатого, буквально пружинного, очень провокативного предисловия главного вдохновителя и составителя проекта Виталия Кальпиди и дальше — от стихотворения к стихотворению — читается, как детектив. Порядок появления авторов — алфавитный, поэтому композиционные возможности книги минимальны — разве что свобода расположения стихотворений внутри подборок. Тем не менее, чтение не тормозит. Ни про одного автора, более того – ни про одно стихотворение в этой антологии не возникает проклятых вопросов: зачем оно? что оно тут делает? почему это именно ХХI век, а не просторно датируемая вторая половина двадцатого?

Я бы предположил, что Виталий Кальпиди, в отличие от многих других составителей и кураторов поэтического процесса, догадывается, что стихотворение, даже короткое, может в принципе быть невероятно скучным. И именно это свойство здесь исключено, я бы сказал — истреблено. То, что применительно к прозе звучит сомнительным комплиментом, здесь, по-моему, замечательно – я держу в руках легкую и увлекательную книгу. Что, заметим, не обязательно в ущерб глубине и трагизму — факультативно мелькают и они.

Общее же направление задается, как мне кажется, двумя доминантными решениями. Во-первых, музыкально, на уровне стиховой материи стихи этой антологии все же укладываются в традиционную русскую просодию, иногда конструктивно развивая ее. Здесь нельзя обойти тему кризиса силлаботоники. Впечатление такое, что кризис оказался не таким страшным, как разговоры о нем. То ли хореи и ямбы отдохнули под паром, то ли обрели новую вариативность, но здесь нет усталости звучания.

Во-вторых — боюсь показаться банальным — эта книга просто пропитана свободой. Тут, впрочем, нужны уточнения.

В хрестоматийно несвободном СССР вся подлинная литература была в каком-то плане о свободе, против несвободы, подчинена, обречена свободе. Свобода в ней была: целью, основной темой, мечтой. В наше новое время, при всех своих известных недостатках более нормальное, свобода для поэта становится пластикой. Как сказал бы психолог, расслаблена воротниковая зона – или что-то вроде того. Вот это самое завидное ненапряженное положение воротниковой зоны демонстрируют авторы антологии (заметим, люди самого разного возраста).

Опять хвалю.

Мне казалось, что я как-то более или менее знаю примерно двадцать авторов из этой антологии. Все до одной представленные здесь их подборки значительно превзошли мои ожидания. Это можно объяснить. Мое знакомство с тем или иным поэтом (исключая, конечно, случаи глубокого знания, которые статистически редки) носит либо фестивальный, либо книжный характер. На фестивале автор читает несколько последних стихотворений — это, так сказать, обкатка нового, литературная проба. Книга обычно избыточна, там лучшее растворено в непозорном. Антология дает возможность выстрелить полноценным избранным. Здесь эта возможность использована по полной.

Пользуюсь случаем отметить одну частность. До сих пор мне попадались нелучшие стихи Виталия Кальпиди, и я (в том числе публично) выражал свое неприятие этих стихов. Подборка в антологии коренным образом изменила мою позицию.

Вообще, книга превосходит ожидания по всем осям – персонально, от региональной поэзии, от современной поэзии (вроде бы, это еще нерасчлененная мутноватая взвесь – а выходит, уже фильтруется). Попутно развенчивается еще один миф – о том, что именно самые лучшие, самые энергичные провинциалы эмигрируют в Москву. Оказывается, бывает всяко.

Возможно, самый спорный момент — именно территориальная ограниченность антологии. Русская поэзия едина. С другой стороны, суровая природа плюс брутальная индустриальность определяют некий общий фон. С третьей стороны, хорошо бы такая сверхудачная антология выступила в качестве детонатора и побудила других региональных (или не региональных) кураторов последовать примеру Кальпиди. Тогда в итоге окажется несущественным, с чего начали работу и в каком порядке вели. Хоть с авторов на букву «Р» — лишь бы постепенно перебрать весь алфавит.

Насчет небольших эссе про авторов антологии отмечу лишь уместность этого раздела. Разговоры о поэзии в дефиците.

Ну, и последнее – книга прекрасно издана в полиграфическом отношении, ее приятно взять в руки. Интернет освободил издателей от обязанности лихорадочно и любой ценой обналичивать тексты. Сегодня книга – скорее роскошь, чем необходимость, и эта — по-хорошему роскошна.

Леонид КОСТЮКОВ
http://www.rosculture.ru/reviews/item13734/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс