Николай БолдыревБолдырев Николай Фёдорович родился в 1944 году в городе Серов (бывший Надеждинск) Свердловской области. Закончил филфак УрГУ и заочную аспирантуру МОПИ (Московский областной педагогический институт) на кафедре теории литературы и эстетики. Жил и работал в разных регионах России, сменил ряд профессий. В 1990-е годы — автор проектов и редактор журналов «Шанс», «Имидж», литературно-философского журнала «Остров». Составитель, главный редактор и автор послесловий к 40-томному оригинальному переизданию Библиотеки Флорентия Павленкова (1994–1999 гг.), отмеченному всероссийскими премиями. Главный редактор многотомной серии «Биографические ландшафты», в рамках которой именно в Челябинске впервые вышли на русском языке биографии (переведенные или впервые написанные) Бёме, Юнга, Новалиса, Гофмана, Кьеркегора, Торо, Дункан, Рильке, Лу Андреас-Саломе, Тракля, Блаватской, Гессе, Альберта Швейцера, Розанова, Тарковского и др. Автор четырёх стихотворных книг: «Медленное море» (1995), «Возвращение восточного ветра» (2000), «Имена послов» (2000), «Вотчина» (2007) (отмечена Клайновской литературной премией). Стихи публиковались в нескольких антологиях. Автор нескольких книг лирической прозы и эссеистики: «Упавшее небо» (1998), «Ностальгия по пейзажу» (1996), «Пушкин и джаз» (1998), «Лес Фонтенбло» (2010), а также монографии «Семя Озириса, или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк» (2001), трёх книг о жизни и творчестве Андрея Тарковского — «Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского» (2002), «Жертвоприношение Андрея Тарковского», отмеченная всероссийской кинематографической премией «СЛОН», и нескольких авторско-составительских антологий, среди которых — «Антология дзэн» (2004) и «Великий и загадочный И-цзин» (2004). Переводчик с польского и немецкого. Опубликованы переводы из С. Кьеркегора, Л. Стаффа. Р. М. Рильке, Г. Тракля, П. Целана, Г. Гессе, М. Хайдеггера и др. Лауреат премии им. П. П. Бажова за собрание переводов Рильке. Участник «Антологии современной уральской поэзии» (т. 1–3). С 2009 года ведет философский семинар в кинообразовательном центре имени Л. Оболенского. Живёт в Челябинске.

Культурная история поэта*

1. Пушкин, Лермонтов, А.К. Толстой, Тютчев, Василий Розанов, Мандельштам, Ахматова, Гёте, Новалис, Рильке, Чжуан-цзы, средневековые дзэнские поэты. Едва ли чья-то манера повлияла. Влияли скорее всего (скрытым, суггестивным образом) пристрастия философского круга чтения, где доминировали даосские, дзэнские и древнеиндийские тексты, а из европейцев ‒ Майстер Экхарт, Киркегор, Симона Вейль, Хайдеггер.

2. "Становление личности" ‒ едва ли я бы рискнул на такой пафос, но думаю, что в разные годы, большей частью в юности, серьезное влияние оказали: "Чжуан-цзы", Лев Толстой, "Поэзия и правда" Гёте, Сент-Экзюпери, эпопея Марселя Пруста, рассказы Юрия Казакова, новеллы Томаса Манна ("Тонио Крёгер" и др.), а также его эссеистика, "Проблемы жизни" Кришнамурти, "И.-С.Бах" и "Культура и этика" Альберта Швейцера... На становление личностное большей частью влияло знакомство с историями жизни мудрецов разных эпох и топосов. Именно острый интерес к искусству мудрой жизни определял всегда круг моего чтения, а не эстетика произведения или формальные достижения автора. В этом смысле много значило для меня история жизни таких людей как Джон Рёскин, Торо, Эмерсон, Александр Добролюбов или Альберт Швейцер. В извечном смертельном конфликте между красотой и поэзией я выбирал последнюю.

3. Ценю творчество Фра Анжелико, Пьеро делла Франческа, Беллини, Карпаччо, Эль Греко, Яна Вермеера, Франсуа Милле, Боттичелли, Питера Брейгеля, Якоба Рейсдала, Блейка, Бёклина, Волошина, Богаевского, Чюрлёниса, Писсаро, Ван Гога, Хокусая, средневековую китайскую живопись, английских прерафаэлитов.

4. Грегорианские и русские народные песнопения, Шуберт, Бах, Моцарт, поздний Бетховен, Малер, Рахманинов, Веберн, Кейдж, Фельдман, древняя китайская дзэнская флейта.

5. Потрясших ‒ едва ли. Кино ‒ вторичное, откровенно иллюзионное и манипуляционное искусство и потрясать может только очень уж наивные души (аналогия ‒ цирк). Не потрясших, но глубоко задевших. "Сталкер" и "Ностальгия" Тарковского; ряд картин Бергмана и Антониони, "А корабль всё плывет" Феллини. Разумеется, были и другие трогавшие либо поэтически удивлявшие ленты, но названий и имен режиссеров в данный момент не помню. При этом я не говорю, конечно, о кинематографе второго эшелона.

*Вопросы по культурной истории поэта
1. Назовите несколько имен поэтов, оказавших на Вас наиболее сильное впечатление как на читателя. Чья манера письма повлияла на Ваш стиль, на Вашу манеру письма, сюжеты, темы, образы?
2. Назовите несколько прозаических произведений, оказавших влияние на становление Вашей личности.
3. Кого из художников Вы боготворите (любите, чьим работам удивляетесь)?
4. Какие композиторы и какая музыка близка Вам?
5. Назовите несколько фильмов, потрясших Вас в разные годы Вашей жизни.

Болдырев в «Энциклопедии УПШ»

________________________________________________________