на главную газета Лидер


Последний номер

Спецпроекты

Самые интересные статьи

Персоны

Самые интересные фотографии

О важном в картинках

Культура

Контакты


Спецпроекты > ЖКХ > Кто оплатит коммунальные услуги. Государство или население?

Кто оплатит коммунальные услуги. Государство или население?

13.05.2002

Еще месяц назад на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Однако в чем же эти изменения заключаются, большинство вряд ли объяснит, хотя и уверено, что ничего хорошего реформа ЖКХ не принесет.

С проблемами коммуналки не приходится сталкиваться разве что владельцам загородных коттеджей. А так даже в центре города, не говоря уже о спальных районах, можно увидеть обветшалые, давно не ремонтированные дома, захламленные дворы и прочие прелести городского пейзажа.

В принципе ругать коммунальщиков бессмысленно. Речь идет о целой структуре, которая продолжает функционировать по законам командно-административной системы. Законы эти и раньше-то плохо работали, а при рыночной экономике и подавно работать не должны. Отсутствие стимулов для сокращения издержек, попросту говоря, отсутствие конкуренции приводит к тому, что качество оказываемых услуг ценам на эти услуги абсолютно не соответствует. Поэтому в том, что наше ЖКХ необходимо реформировать, сомневаться не приходится. Сомнения возникают в том, как эта реформа будет реально проводиться. Иначе говоря, цены вырастут, а вот улучшится ли работа коммунальных служб, низвестно.

О том, что реформа ЖКХ не должна обернуться простым повышением тарифов, говорил в своем послании Федеральному собранию В. Путин: Главной целью реформы было улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход может снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к голому повышению тарифов, - подчеркнул президент.

Жилищно-коммунальная реформа предполагает, что уже в ближайшем будущем наиболее обеспеченные слои населения будут оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. Местная власть крайне недовольна существующей системой финансирования коммунальной отрасли. Между тем центр уже не раз давал понять губернаторам, что проблемы ЖКХ - это проблемы региональные и отвечать перед населением за бесперебойное снабжение теплом и светом именно местным властям.

По результатам социологического исследования, проведенного среди жителей города, основной проблемой в жилищно-коммунальной сфере г. Челябинска является высокий уровень оплаты за ремонт и содержание жилья. На втором месте - плохое освещение улиц. Помимо этого челябинцы обеспокоены обветшанием жилищного фонда, перебоями с холодной и горячей водой, давно не ремонтированными подъездами.

Задача власти - не только поднимать планку платежей для населения, но и контролировать коммунальщиков. Аудитные проверки в ряде регионов показали, что зачастую коммунальные тарифы оказываются необоснованно завышенными на 30 - 40%.

Что изменится после проведения реформы?

Прежде всего предлагается изменить систему финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической модели реформы является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам, то есть тем, кто в наибольшей степени заинтересован в эффективном расходовании этих средств. Для этого будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования. Системы дотирования предприятий, предоставления категориальных льгот гражданам (безотносительно к их доходам) и выплаты адресных субсидий малообеспеченным семьям будут объединены в рамках единой жилищно-коммунальной субсидии (ЕЖКС), которая будет перечисляться на специальные социальные счета граждан.

Предполагается, что использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг со стороны населения, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств, усилить социальную направленность бюджетной политики. Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий. Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Треть челябинцев полагает, что реформа ничего не изменит в качестве обслуживания, а каждый шестой ожидает от жилищно-коммунальной реформы лишь ухудшения качества. Лишь 7% респондентов считают, что качество обслуживания благодаря реформе улучшится.

Таким образом, если реформа будет проведена в том виде, в котором задумана, она позволит потребителям услуг непосредственно влиять на их количество и качество, обеспечивая необходимое давление на коммунальные предприятия. Собственникам и нанимателям жилищного фонда - производить конкурентный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих наилучшее качество услуг по наименьшей цене. А также стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны получателей их услуг (для уменьшения объема стоимости этих услуг). Намерения, в общем-то, благие, а вот насколько успешно они будут реализованы, сказать сложно. Лично мне просто трудно представить сотрудников того же ЖЭКа в борьбе за клиентов, а оттого исполнительными и предупредительными.

Анна ПОНОМАРЕВА



Copyright 2000 - 2004.