Екатеринбург – столица Урала. Нравится это кому-то или нет, но спорить с фактом бесполезно. Еще лет 20-30 назад различия между нашими городами были не столь ощутимыми – и у нас открывались новые вузы, театры, Органный зал, появлялась городская скульптура… Впрочем, в те времена был Челябинск и настоящим промышленным городом.
Сейчас наш город отличается от Екатеринбурга примерно так же, как Южноуральск от Челябинска. Уточнять не буду, обижать никого не хочу: человеком можно себя чувствовать везде (и вести – соответственно), работать – на любом уровне – и созидать. Где-то это проще, где-то приходится прыгать выше головы (голов). Но город-столица и город-провинция – это реальность. Об этом я размышляла, перемещаясь по Екатеринбургу в течение 2 дней. Фотоаппарат был с собой. Но поездка была не простая, а по поводу, и повод был замечательный: выход книги «Энциклопедия Уральской поэтической школы», выпущенной Виталием Кальпиди. Собственно, мероприятий, связанных с поэзией Урала, было в эти дни предостаточно, и очень жаль, что я не смогла (ну – чисто по физическим причинам: сил не хватило после раннего подъема, дороги, получасовой записи на видео) побывать на представлении поэтической серии издательства «Русский Гулливер» и вечере Марины Кудимовой. Правда, свою книгу, вышедшую в «Гулливере», под названием «Дом для одной свечи» – чудные, прекрасные стихи! – мне подарила Евгения Изварина.
Но – по порядку.
Ранним утром у автовокзала = Дворца спорта (по-моему, такой гибрид – это тоже очень провинциально: как сельский клуб) я сделала несколько снимков. Все же подсветка дает ощущение праздника…
Рекомендую ехать на проходящих автобусах: они идут быстрее. Туда ехала на пермском, обратно – на нижнетагильском – 3,5 часа вместо 4,5.
Рассвет нагнал нас через час,
а к середине пути уже можно было любоваться последними осенними красками.
Не успела доехать до Екатеринбурга – позвонил Сергей Ивкин (надеюсь, этого поэта представлять нет необходимости) и сообщил, что ждет меня в Администрации (Городская ратуша), где поэтов записывают на видео. Это было неожиданно: до сих пор был разговор про радио. Впрочем, что получится из этих записей, кажется, не известно еще никому. Ну что ж – останется голос, уже неплохо. Тем более – читать позволили сколько душе угодно.
А до ратуши я добиралась на метро – вход у автовокзала, выход в самом центре, 2-я остановка. Не удержалась – сфотографировала станции метро «Чкаловская» (у автовокзала) и «Площадь 1905 года».
Удивило: вход в главное здание города абсолютно свободен, никаких проверок документов, никаких вопросов, записи и т.п. Выход – тожеJ. На выходе мы с Ивкиным и сфотографировались.
Затем нужно было появиться в Доме писателей, по дороге к которому я, несмотря на хмурый день и морось, перешедшую в настоящий дождь, все же поснимала на Плотинке.
Один из пейзажей меня поразил сходством с… Римом: вид снизу на пинии улицы Императорских Форумов и вид снизу на проспект Ленина…
Бывают странные сближенья.
На следующий день я сходила – вне программы – в ту часть Екатеринбургского музея изобразительных искусств, где представлен русский авангард.
Кроме постоянной экспозиции – Лентулов, Петров-Водкин, Кончаловский, Пименов, Родченко и т.д. – попала на выставку «Юрий Грачев – русский художник в Нью-Йорке». Удивительное воплощение чувства и эмоции посредством лаконичной и очень индивидуальной графики.
В 15-00 хотелось успеть (и удалось) в Литературный квартал (о, Квартал – это отдельная история, и я ее потом расскажу), в Музей писателей Урала 20 века.
Прилетевший из Лондона Олег Дозморов представлял Антологии «Лучшие стихи» — 2010 и 2011.
Первый том составлял Максим Амелин, второй – сам Дозморов на основе публикаций толстых журналов. Надо сказать, составитель честно отметил: конечно, субъективный отбор, конечно – вкус и симпатии составителя.
И тем не менее – отбор мне показался вполне качественным, во всяком случае – представительным. В общем-то, это признали и выступавшие «оппоненты» – поэты А.Расторгуев,
К.Комаров,
Ю.Казарин
и критик Л. Быков
– конечно, каждый по-своему. Иногда их мнения были противоположны относительно тех или иных авторов, что еще раз подтверждает: вкус у каждого свой, даже у таких серьезных поэтов и критиков.
продолжение на стр.2
Издательство
29 октября 2013http://textura.by/jenciklopedija_uralskaja_pojeticheskaja_shkola/