Из Копейска — в космос!

Павел Ивенсен, 1936
Павел Альбертович Ивенсен, 1936

С 1941 года работает в Копейске Копейский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод им. С.М.Кирова, сегодня – ОАО «КМЗ». Основная его продукция: проходческие комбайны и погрузочные машины – известны в сорока странах мира почти на всех континентах планеты.
История комбайностроения насчитывает не один десяток лет. Но мало кому известно, что и наш уральский город Копейск внес достойный вклад в дело механизации шахтерского труда, что в этом небольшом шахтерском городке еще в годы Великой Отечественной войны зародилась идея создания первых угольных комбайнов и автором ее стал ссыльный ученый, работавший грузчиком, потом навалоотбойщимом — Павел Альбертович Ивенсен. И пусть почти забыта эта шахтерская страничка из биографии ученого, но имя его вошло в историю как создателя планеров в далекие 30-е и космических комплексов «Протон» и «Союз» в наше время.

Первые планеры
Первые планеры

Семья Ивенсенов с незапамятных времен жила в России. Павел Альбертович родился в 1908 году. В 1925 году проект 17-летнего конструктора получил высокую оценку жюри всесоюзного конкурса, и Общество Друзей Воздушного Флота выделяет ему средства для построения сначала учебного планера, а затем и тренировочного. В 18 лет, в 1926 г., он построил свой первый планер с необычным для того времени удлинением крыла – 27,6. Сам летал на нем на планерном слете в Коктебеле. В 1929 г. испытания этого планера прошли под руководством патриарха отечественного планеризма Константина Константиновича Арцеудова на Центральном аэродроме. Затем на нем летали А.Юмашев, Д.Кошиц, Л.Козлов и другие.

Павел Альбертович работал увлеченно, творчески. В начале 1932 года Ивенсен оформляется в Самолетный Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота – в КБ Роберта Людвиговича Бартини. Он принимает участие в конструировании самолета «Сталь-6», затем работает уже непосредственно с Бартини по проектированию моделей «Сталь-7», «Сталь-8», «Дар». Кроме того он является автором судна на подводных крыльях. Работает в экспериментальном институте, где в 1934 г. совместно с Павлом Игнатьевичем Гроховским начал работать над созданием боевого самолета Г-38, который, по мнению М.Тухачевского, был «важнейшим объектом авиационной техник и для довооружения РККА». Эта оценка сыграла роковую роль. Работе над Г-38 не суждено было завершиться.

В 1935 году П.А.Ивенсен был арестован и приговорен особым совещанием при НКВД СССР к лишению свободы на 5 лет в исправительно-трудовых лагерях усиленного режима «за контрреволюционную деятельность». Наказан он был только лишь на основании своего «иностранного» происхождения. Хотя еще с далекого 18-го века родным языком в семье Ивенсенов считался русский.. Свой срок он отбывает в Соловецком лагере. Сначала он попал на общие работы, а спустя некоторое время Павел Альбертович получил неожиданную возможность вернуться к проектированию, отдаваясь любимому делу со всей увлеченностью и страстью. Он обращается к теме транспорта на воздушной подушке. Именно в Соловках он начинает работу над разработкой дешевого эстакадно-тоннельного метро.

Именно в этот период судьба его сводит с Павлом Александровичем Флоренским. Их обоих объединяла увлеченность, полна отдача себя творчеству. Это помогло Ивенсену выжить.

Из статьи П.А.Ивенсена «Я не мог не коструировать» (СОФИЯ: Альманах. Вып. 2: — Уфа: Издательство «Здравоохранение Башкортстана, 2007. С. 88-93):

В 1937 году Соловецкий лагерь особого назначения был преобразован в Соловецкую тюрьму особого назначения. А в1938 году Ивенсен попадает в закрытое КБ в Болшево, знаменитую «шарашку» А.И.Туполева. В апреле 1940 года был освобожден. Он переезжает в Куйбышев, устраивается на работу на карбюраторно-арматурный завод, продолжая в свободное от работы время работу над совершенствованием двигателей внутреннего сгорания.
Началась Великая Отечественная война. На фронт его не взяли из-за дефектов зрения. Потом его опять подвело «немецкое» происхождение. Он был депортирован вместе с немцами Поволжья в Восточный Казахстан. Работал в колхозе, преподавал на курсах трактористов в селе Никольское. Затем всех немцев направили в трудармию. Так он оказался на Урале в поселке Синеглазово Челябинской области. Строил железную дорогу. Осенью 1942 года был переведен в Челябинск на литейно-механический завод. А с 11 ноября 1942 года начинается 15-летний копейский период его жизни. Он работает на шахте № 201 треста «Копейскуголь» сначала грузчиком на поверхности, затем его спустили в шахту навалоотбойщиком. Жил, как многие в то время, в бараке с двухэтажными нарами.
Ивенсен инженер, конструктор, изобретатель. Он быстро усвоил технологию добычи угля:: режущий орган машины «бар» подрубает уголь. За машиной идут отбойщики, отторгая куски угля от пласта. Затем навальщики насыпают размельченный уголь на конвейер, а за ними крепильщики устанавливают деревянную крепь. Слишком много ручного труда, и Ивенсеном завладела идея объединить все это в один процесс, механизировать его целиком…
Из воспоминаний П.А.Ивенсена: «Я устроил так, чтобы работать в ночную смену и быть в бараке, когда большинство «населения» находится на работе. Работал над эскизами будущей машины.» И уже в 1943 году рождается «механизированная лава» — горнодобывающий комбайн, хотя тогда и не было такого слова – «комбайн».

В это время значительно ухудшается подорванное лагерями, тяжелым трудом, лишениями здоровье Павла Альбертовича и его по состоянию здоровья переводят на поверхность в электромеханические мастерские, где он всерьез занялся проектом «механизированной лавы», оформляет заявку на «специальную врубовую машину». Его «комбайн» имеет существенные отличия от существующих в то время машин: режущая цепь захватывает не широкий пласт, а узкий, и он под собственной тяжестью грузится на конвейер. Отпадает необходимость в навалоотбойщиках и крепильщиках – машина сама автоматически ставит крепь. Для этого придуманы гидравлические стойки и домкраты, угольной промышленности не известные, но широко применявшиеся в авиации в качестве элементов шасси.

6 февраля 1944 года Ивенсен подал заявку, а через пару дней ему приходит в голову другое решение – не режущая цепь, а жесткое кольцо по типу фрезы, резцы которой находятся с торцов, образуя как бы двухстороннюю острозубую корону. Вслед за первой заявкой уходит вторая. По первой ему выдали авторское свидетельство на «узкозахватный цепной исполнительный орган комбайна «бар». Все другие детали механизированного комплекса остались незащищенными – защищать авторские права ссыльного, признать ценность его изобретения было нежелательно.

П.А.Ивенсена переводят работать на экспериментально-производственную станцию для создания и испытания комбайна с режущим кольцом. В 1945 году по инициативе министра угольной промышленности Е.Абакумова выделяются деньги на продолжение проектных работ по воплощению идеи механизированного комплекса. Но в 1946 году в связи с разделением министерства угольной промышленности на Восточное и Западное по решению нового министра все работы по испытанию отрезной машины с режущим кольцом, не говоря уже о создании механизированного комплекса, фактически остановились.

И если можно остановить работы, творческую мысль остановить невозможно. В Копейске в это время по инициативе знатного забойщика, депутата Верховного Совета СССР Петра Томилова создается новая врубовая машина – КДБМП (Копейская двухбаровая мощная пульсирующая). В газете «Копейский рабочий» от 5 апреля 1945 года была напечатана статья П.Ивенсена «Дать шахтерам машины с двойным баром»: «По предложению главного механика мехцеха треста «Копейскуголь» В.Н.Патрушева, главного инженера шахты № 4-6 И.П Сенцова врубмашина ГТК-3 была переконструирована на врубовую машину с двойным баром».К статье прилагался рисунок врубмашины с двойным баром. Конструкция врубовой машины ГТК-3 с двойным баром была разработана П.А.Ивенсеном, который работал конструктором Центральных механических мастерских треста «Копейскуголь».

Старая газета

В Копейске Ивенсен проведет в качестве ссыльного еще 10 лет.
В 1953 г. он числился научным сотрудником Челябинского филиала ВУГИ. За эти годы незащищенные идеи П.А.Ивенсена будут растаскиваются по частям любителями легкой наживы – были такие и среди ученых… Воспользовалась открытием Ивенсена в 1951 году и английская фирма Андерсен Бойа, создав узкозахватный комбайн «Треланер», в основе которого лежало режущее кольцо Ивенсена. Восстановить свои авторские права ученому не удалось даже через суд.

Все тяготы жизни ссыльного вместе с мужем делила и его жена – Ада Фридриховна Ивенсен, которая работала инженером-конструктором на Копейском машиностроительном заводе им. С.М.Кирова в специальном конструкторском бюро.
Пройдут годы. Сделаны будут новые открытия. Созданы уникальные машины для горной промышленности. Но идея Ивенсена и сегодня – главное звено в технологической цепи угледобычи большинства стран.

Спецконтора
Спецконтора

После реабилитации в 1956 году П.А.Ивенсен покидает Копейск и возвращается в Москву. На помощь пришли С.П.Королев и П.В.Цыбин. Некоторое время Павел Альбертович возглавлял группу по ракетно-космической технике в КБ Мясищева. Он был одним из конструкторов пилотируемой станции «Салют». А когда КБ передали академику В.Н.Челомею, Ивенсен был назначен главным ведущим конструктором по созданию ракеты-носителя комплекса «Протон», а через несколько лет – заместителем главного ведущего конструктора «Салюта».
В 1976 году он вышел на пенсию, но продолжал работать над созданием скоростного эстакадно-туннельного транспорта, авторское свидетельство на которое было выдано в ноябре 1987 года.

Павел Ивенсен
Павел Ивенсен

Может быть, этот интереснейший факт из биографии нашего города так бы остался без внимания копейчан, если бы не Яхин Раис Фазилович. Родился он в 1928 году в Курганской области. Воспитывался в детском доме. Окончил ремесленное училище. Работал на Магнитогорском металлургическом комбинате, в коммунальном хозяйстве Воронежа, в Калачевских судоремонтных мастерских. После службы в армии в 1953 году поступил на Копейский машиносроительный завод имени С.М.Кирова. Отсюда и на пенсию ушел в 1988 году. Человек он дотошный и любознательный. Собрал неплохую библиотеку не только художественной, но и научно-популярной литературы (кстати, часть книг безвозмездно передал школе № 1). За долгие годы у него накопилось огромное количество научно-популярных журналов, которые он время от времени просматривает, отыскивая в них что-то новое, на что раньше как-то не обращал внимания. Так в журнале «Наука и жизнь» за 1991 год он и обнаружил статью о Павле Альбертовиче Ивенсене. Своей находкой поделился с журналистами «Копейского рабочего», принес этот журнал в дар заводскому музею.
Так было стерто еще одно белое пятно из истории шахтерского Копейска, имя еще одного талантливого сына России вернулось из небытия. Копейчане с полным правом могут гордиться тем, что жил в нашем городе такой удивительный человек.

Валентина КОСОЛАПОВА


комментария 3

  • Анатолий

    8 февраля 2012

    Марина Владимировна, спасибо за интересный материал, за такой близкий копейский космос…

    Ответить
  • Дмитрий Алешко

    16 февраля 2012

    Материал хорош (!). Власти — что тогдашние, что нынешние — одни других «лучше». А атмосферу Копейская я еще помню…
    Есть замечание: кусок текста повторяется дважды — надо бы починить…

    Ответить
  • Сергей В. Андреев

    27 февраля 2013

    добрый деньменя интересует Ивенсен. Увас на сайте нашел-http://mv74.ru/blog/archives/iz-kopejska-v-kosmos/с удовольствием утащил бы к нам на сайт если можно. По Ивенсену удалось найти несколько его заявок в РГАНТД. Но к сожалению онине по ракетной технике, а по чему-то монорельсовому. Интересно, что  там есть даже домашний адрес, правдамосковский. с уважением Сергей В. Андреев http://cosmopark.ru

    Ответить

Добавить комментарий для Сергей В. Андреев Отменить ответ