Масштабный литературный поединок

Южно-Уральская премия стартовала
Южно-Уральская премия стартовала

Масштабный литературный поединок: герои, интриги, ожидания.
(пост-релиз)

В Челябинском областном Краеведческом музее состоялась Презентация Южно-Уральской литературной Премии-2013. Приём заявок на соискание Премии продолжается до 25 февраля, а пока организаторы и члены жюри конкурса подробно рассказали о том, какие творческие горизонты открываются перед его участниками.

Денис Рыжий и Нина Ягодинцева
Денис Рыжий и Нина Ягодинцева

Теперь уже ежегодную Южно-Уральскую литературную Премию (которая успешно дебютировала в 2012-м году) журналисты не зря окрестили «народной». Честное, объективное и беспристрастное состязание талантов, вне коммерции и политики, придумали в общественном движении «За возрождение Урала».

Андрей Расторгуев
Андрей Расторгуев

На пресс-конференции, в рамках презентации Премии, инициатор — первый заместитель председателя областного совета Движения «ЗВУ» Денис Рыжий отметил: «Основная цель нашего проекта – не только поддержать талантливых авторов и помочь им заявить о себе, но также сохранить и развить литературные традиции нашей области. Мы, скажем так, четко обозначили свою территорию. Ведь настоящая литература создаёт уникальный образ родного края, хранит вечные ценности, воспитывает чувство патриотизма, и, конечно, отражает судьбы героев нашего времени, наших земляков. Что сегодня нужно писателям? – я уверен, им нужно признание, нужен престиж и стимул для творчества. Что нужно читателям? – хорошие и интересные книги. А нам нужно было порадовать тех и других. К тому же, мы убедились сами: что касается талантливых авторов, которые пишут о Южном Урале, – нам действительно есть из кого выбирать»:

Денис Рыжий рассказывает о премии
Денис Рыжий рассказывает о премии

У Южно-Уральской литературной Премии есть главное условие: произведения, представленные на конкурс, должны быть написаны в Челябинской области или рассказывать о Южном Урале. На соискание могут выдвигаться произведения в жанрах поэзии и прозы, написанные на русском языке, впервые опубликованные за последний год (с 1 января 2012 по 31 декабря 2012 года), а также книги и журнальные публикации, вышедшие в те же сроки. Кроме этого, в категории «Талантливая молодёжь» в номинациях «Проза» и «Поэзия» к конкурсу допускаются рукописи неопубликованных произведений.

Книги участников прошлогоднего конкурса
Председатель жюри Южно-Уральской литературной Премии 2013 года, член Союза писателей России Нина Ягодинцева подробно рассказала об условиях конкурса: «Премия присуждается авторам произведений, написанных только на русском языке. Но при этом в конкурсе могут участвовать представители любых национальностей, которые проживают на территории Южного Урала. В этом году мы с гордостью можем назвать нашу Премию международной: заявки на участие уже подали авторы из Оренбургской области, Северного Казахстана и Башкирии. Конкурс проводится по следующим номинациям: «Проза», «Поэзия», «Литературное краеведение и публицистика», «Драматургия», а также «Литература для детей». Отмечу, что один автор может подать заявку на соискание только в одной номинации. Хотя, зачастую, наши писатели пробуют свои силы в нескольких жанрах сразу. Сейчас жюри принято уже 25 заявок, и это – только начало. Как показывает опыт прошлого года, основной поток работ мы увидим к концу февраля».

Во время пресс-конференции
Во время пресс-конференции

На презентации Южно-Уральской литературной Премии 2013 года много говорили о роли книги в целом, и о моде на чтение в частности. Михаил Стригин – член жюри конкурса, кандидат физико-математических наук – выразил свою точку зрения: «На мой взгляд, нужно просто уделять книге больше внимания. Она должна быть «событием», она должна стать «явлением». Мне, как кандидату физико-математических наук, легко перевести литературу в понятия «количества» и «качества». Что касается первого, – конечно, всем нам нужно больше читать, но тратить время всё-таки на «качественные» произведения. Эта Премия как раз и помогает сориентироваться в литературном пространстве и выбрать лучшее, называя самые значительные и самые перспективные произведения. Думаю, так и формируется «золотой фонд» современной литературы».

Михаил Стригин, Нина Ягодинцева и Андрей Расторгуев
Михаил Стригин, Нина Ягодинцева и Андрей Расторгуев

Член жюри Южно-Уральской литературной Премии-2013, екатеринбургский поэт, переводчик, публицист Андрей Расторгуев добавил: «Образ нашего региона создаётся общими усилиями: каждый пишет свою книгу, но если посмотреть на то, что выпускают в свет даже в течение одного года, мы поймём, насколько быстро меняется жизнь, как складываются характеры людей, и какие сюжеты вдруг становятся актуальными. Южно-Уральская литература – это и часть большой российской литературы, но, в тоже время, и свой, особенный взгляд на мир, особенная философия. Вот это понимание собственной уникальности очень важно для нас. Если мы поймём, что наш регион – особенный, это сразу «сработает» и в других сферах: в культуре, в экономике. И я уверен, что образ Южного Урала должен быть максимально насыщен философией, красотой и энергией развития».

Андрей Расторгуев и Денис Рыжий
Андрей Расторгуев и Денис Рыжий

В рамках Презентации для лауреатов и дипломантов прошлогодней литературной Премии, издателей и литераторов, журналистов и гостей мероприятия организаторы провели экскурсию по Краеведческому музею, где представлены уникальные экспонаты, рассказывающие об истории Южного Урала, а также представили им работы соискателей Премии 2012 года.

Экскурсия по краеведческому музею
Экскурсия по краеведческому музею

Почитать было интересно всем, и стало ясно: южноуральских поэтов и писателей волнуют самые разные темы. О любви и вере, о природе и об экологии, об истории и философии они пишут серьёзно и с юмором. Что актуально для соискателей Премии 2013 года? – Челябинская область узнает совсем скоро. Никто не может предсказать заранее, но возможно фамилии тех людей, которые сейчас участвуют в конкурсе, очень скоро будут широко известны.

Экскурсия по краеведческому музею

Пока идёт приём заявок, всем талантливым авторам организаторы рекомендуют: «Дерзайте! Есть реальные шансы, что именно Ваше произведение сможет стать бестселлером». Движение «За возрождение Урала» до подведения итогов готовит участникам Премии и представителям СМИ литературные эксклюзивы, нескучные пресс-конференции, «антиутомительные» пресс-туры и интеллектуальные фуршеты.

Юрий Фоос
Юрий Фоос

«Учреждая эту премию, движение «За возрождение Урала» ставило целью не только поддержать людей искусства, писателей, поэтов, драматургов, но и поднять престиж книжного чтения, особенно среди молодежи, и вывести литературу Южного Урала на новые рубежи», – подчеркнул Денис Рыжий.

Масштабный литературный поединок
Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется с 10 января по 25 февраля 2013 года по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Советская, 67, в помещении, Челябинского отделения «Союза писателей России». Подробная информация о конкурсе на сайтах URALPREMIA.RU и ZVU-74.RU.

Анатолий Афонин
Анатолий Афонин

Сколько поэтов и писателей станут обладателями заветных статуэток и денежных премий, станет ясно весной 2013 года. Имена победителей жюри конкурса назовёт на Церемонии награждения, которая состоится в конце марта.

Масштабный литературный поединок

Во время пресс-конференции

Пост-релиз предоставлен Ниной ЯГОДИНЦЕВОЙ и пресс-службой ОПП «За возрождение Урала».

Фотографии предоставлены Ниной ЯГОДИНЦЕВОЙ.

Знак премии разработан «Издательством Марины Волковой».


комментариев 9

  • Нина Пикулева

    3 февраля 2013

    И рады бы поучаствовать, да кто издаст книгу для участия? А с рукописями — готовы, да по положению нельзя. И спонсоров нет для изданий детских книжек. И ни в одном средстве массовой информации литуратурной страницы нет))) Как состязаться?
    Такое уже было в нашем городе, и не раз: объявили год чтения. Собрали авторов на конференции в Академии культуры. Самым талантливым их них предложили выкупить их книги для продажи… Авторы-то есть, а книг у них не оказалось!
    Прежде чем собрать урожай в поле, нужно вырастить хлеб… Разве не так?
     

    Ответить
  • Путник

    3 февраля 2013

    По-видимому, затевалось все по-хорошему и для хорошего. Вот только мне представляется не до конца все продуманным. В частности, чистоты результата можно добиться только при полной анонимности авторов — во всяком случае, для членов жюри. Авторам произведений должен присваиваться код, который раскрывается после оглашения результатов. Это во-1-х. Во-2-х, что значит «опубликованные произведения»? Публикация в Интернете, который является средством массовой информации (по закону) — это публикация или не публикация? В-3-х, как быть с критериями оценки? «Произведение о Южном Урале» — это, простите, не критерий. Из-за отсутствия критериев оценки будут предельно субъективными. Очередной междусобойчик какой-то получается: премия своих для своих.

    Ответить
  • Нина Ягодинцева

    3 февраля 2013

    Ответ Нине Пикулевой

    Нина, полностью разделяю мнение о необходимости целевых издательских программ, формирующих литературное достояние города — вот, например, в Барнауле издаётся серия «Городская библиотека», в Омске — «Библиотека омской лирики», в Кирове вообще запущена программа «Живые классики России» — нам надо думать в этом направлении обязательно, формулировать идеи и создавать специальные проекты, убеждать в их необходимости.

    У премии другая задача. Как показывает, например, издательский конкурс ЧОУНБ, книг у нас выходит немало, и хороших, и разных, и нужно ежегодно привлекать внимание к лучшим из них, вызывать интерес к современной литературе, поддерживать авторов.

    Первая премия, на соискание которой возможно было подавать рукописи, показала, что необходимо обратить внимание именно на издания. Тем более, что границы георгафические в этом году существенно расширены.

    Давайте обсуждать масштабные издательские идеи, имея в виду, что культурные процессы мало похожи на сельскохозяйственные работы: посадил, прополол, вырастил, зимой съел 🙂 У нас ведь всё происходит одновременно: пока один автор ищет возможность издаться, другой ждёт, чтобы на его книгу обратили внимание, оценили её и помогли найти читателя. Для первых — см. идеи в начале моего комментария, для вторых — приём книг и публикаций (в журналах и альманахах — что, кстати, существенно расширяет возможности для участия) продолжается.

    С уважением и пониманием — Нина

    Ответить
  • Нина Ягодинцева

    3 февраля 2013

    Ответ уважаемому г. Путнику.
    В по-настоящему профессиональной писательской среде нет необходимости в анонимной подаче работ. Во-первых,  подозревать в заведомой пристрастности жюри — как бы это сказать помягче — не слишком корректно.
    Во-вторых, жюри действительно пристрастно относится к работам — ведь открытие (посредством подобного конкурса) значительного литературного произведения делает жюри честь, и в этом смысле пристрастность к качеству, художественному уровню, культурной актуальности — скорее достоинство, чем недостаток 🙂
    А в-третьих, в жюри работают те, кто в силу своей  профессиональной принадлежности не первый год достаточно свободно ориентируется в литературном контексте, знает индивидуальнй стиль своих коллег. Так что кодирование тут зачастую просто излишне.
    Всё-таки надо иметь в виду, что писательство — это профессия со множеством профессиональных уровней и тонкостей, и ситуация, когда писатели собираются, анализируют и объявляют лучшие произведения года, — профессиональная ситуация со своей технологией анализа, системой критериев, алгоритмом вынесения коллегиальных решений.
    Отвечая на «во-вторых», обращаю Ваше внимание на Положение: там говорится о книжных и журнальных публикациях, т.к. в журналах и альманахах (т.е. периодических литературных изданиях) есть редколлегия и хотя бы элементарный (а во многих случаях хороший профессиональный) контроль литературного качества. И если это интернет-журнал, то почему нет? Но — журнал, а не личная страничка на Стихи.ру.
    И, наконец, о критериях. Есть ряд профессиональных литературных критериев. (Комментарии — не место для размещения лекции о профессиональном анализе литературных текстов, приходите на Литкурсы ЧГАКИ, где она читается в полном объёме.) И «Произведение о Южном Урале» — это не критерий, а тематическое ограничение для участников, не проживающих на территории Южного Урала. В Положении это прописано достаточно чётко. Для литераторов Южного Урала тематического органичения нет.
    Надеюсь, что я хоть в какой-то мере развеяла Ваши сомнения 🙂
    С уважением — Нина Ягодинцева

    Ответить
  • Нина Ягодинцева

    4 февраля 2013

    Извините за непреднамеренные опечатки, у меня мелкая клавиатура: «географический» и «ограничения» 🙂
    Нина

    Ответить
  • Нина Пикулева

    4 февраля 2013

    Нина, спасибо за диалог, есть повод поговорить о главном деле жизни.
    Немного статистики: меня называют самым издаваемым автором, а последняя книжка в Челябинске у меня выходила в 2008 году, т.е. ПЯТЬ лет назад. Мне ни разу не удалось принять участие в конкурсе, проводимом нашей Публичной библиотекой имеено поэтому. Зато — удобно с другой стороны: раз сама не участвую, вхожу в состав жюри…
    Но это ещё не всё: книжка, о которой я упомянула, наз-ся «Отгадай загадку, папа!»  ждала своего издателя… 15 лет! И вышла у Марины Волковой, потому что к этому времени Марина Владимировна создала своё издательство и взялась за то, чем некому было заняться в нашем миллионном городе. Иллюстрировал мою книгу по моей личной просьбе и не без уговоров известный не только в Челябинске художник-карикатурист Константин Мальцев. На мой взгляд ему это очень удалось: работа над подачей загадок на три порядка выше обычного иллюстрирования — ему нужно было в каждом рисунке намекнуть на отгадку, но не выдать её. И с этим он справился мастерски. Вот тут бы и «взять» его «тёпленьким» на заметку, как прекрасного иллюстратора и озадачить, в художниках всегда заинтересованы в издательствах. Ан, нет))) Отпустили на волю… А между прочим, спустя непродолжительное время человек перегорел… Бросил рисовать вообще! Надоела невостребованность, работа на уровне хобби, за которую не считают нужным заплатить, ну и так далее…
    Какой такой организации мы нужны — профессионалы, энтузиасты своего дела? Мастера, у которых позади по 35 лет работы?
    Для авторов, пишущих не для детей, есть альманахи и сборники. Найдите издание в городе, да и в области, адресованное детям? Детских авторов даже из Альманаха «Южный Урал» потихоньку выдавили — ну нет у нас в Челябинске детей!!!
    Ладно ещё пока сказать об этом есть кому — живы, здоровы, работаем… Входим в те серии московских издательств, где печатаются классики Маршак, Михалков, Барто… Значит, уровень российский? А в Челябинске это никому не интересно. Входим в Хрестоматии и Буквари, тоже в Москве, а в Челябинске не можем получить спонсорской поддержки — видимо, не приглянулись, лицом не вышли)))
    Проблем, конечно же, немеряно. Да кому это интересно?

    Ответить
  • Марина Волкова

    6 февраля 2013

    Нине (Пикулевой). Нина, вопрос (как и в любой деятельности) не в спонсоров упирается, и не в финансы, а в идеи и  профессионализм.

    Михаил Бутов  на вопрос о «самых плохих книгах», поступающих на «Большую книгу», ответил, что это книги с грифом «Издано при финансовой поддержке Губернатора».
    Полностью c ним согласна. Хуже нет самиздата и книг, сделанных «на коленке» теми, у кого есть деньги, но нет ни вкуса, ни представлений об издательских стандартах. И неважно, в Москве такие книги делаются, в Германии или в Челябинске.

    Ответить
  • Нина Пикулева

    6 февраля 2013

    Моя книга «Слово на ладошке» была сделала (в полном варианте) при поддержке губернатора П.И.Сумина  в «Изд-ве Марины Волковой», это плохая книга? Интересный поворот разговора. Она несколько раз выходила в Челябинске в меньшем объёме и всегда была востребована, стала настольной для многих педагогов… потом уехала в Москву, в изд-во «Новая школа» и выдержала два издания большими тиражами. И только когда » Новая школа» закрылась, я решила предожить её издать в Челябинске. Причём после очень убедительных слов детского врача: когда мне становится трудно жить и небо кажется с овчинку, я беру ваше «Слово на ладошке» и начинаю читать… и чувствую, как силы возвращаются ко мне…»
    Это позволило мне сделать глубокий вздох и решиться на то, чтобы попробовать всё же издать её в новом объёме в родном городе. И что же? Если я правильно поняла твои итоговые слова, можно было и не прикладывать усилий, и вообще не писать ничего… есть и более достойные имена детских авторов.
    Ну что ж, дорогу молодым!

    Ответить
  • Марина Волкова

    6 февраля 2013

    Нине Пикулевой: ???????????????????????????????????????
    Всем: советую прочитать http://pro-books.ru/sitearticles/11690?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+Publishit+%28Pro-Books.Ru%29
     

    Ответить

Добавить комментарий для Нина Ягодинцева Отменить ответ