На консультацию к логопеду

Галия Гильязеева
На портале www.mv74.ru появилась первая “учительская” запись: статья логопеда Галии Гильязеевой.

Галие в ее блоге можно задать вопрос о постановке звуков и речи у людей разного возраста.

 В ближайшее время появится видеофильм о занятиях по развитию речи и ряд методических статей.

Мой блог находят по следующим фразам


Один комментарий

  • galiya

    14 июля 2010

    Конспект
    занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в смешанной группе №6 заикающихся детей МДОУ№436.
    Мастер-класс учителя-логопеда Гилязиевой Галии Сафеевны

    Лексическая тема : ГОРОД,УЛИЦА, ДОМ.
    Цель: Активизация познавательной деятельности дошкольников.
    Формирование патриотических чувств, гордости за родину, воспитание любви к родине,
    к родному городу.
    Коррекционные задачи:
    1.Закреплять навыки связного речевого высказывания без заикания с опорой на наглядность.
    2.Расширять и активизировать словарь по теме «Наш город».
    3.Формировать умения правильно образовывать формы П.п., Т.П. существительных и использовать в речи притяжательные прилагательные.
    4.Закреплять навыки словообразования в работе с родственными словами и словами-синонимами.
    Оборудование :
    1.Каритинки, проспекты , фоторграфии о г.Челбинске.
    2.Карты мира, Челябинска, глобус.
    3.Алгоритм пересказа по картинкам.
    4.Словарь по теме «Наш город.Моя улица»
    5.Магнитофон, компьютер.

    Предварительная работа:
    1.Работа с родителями: экскурсия по городу, ознакомление с достопримечательностями города.
    Изготовление индивидуальной фотографии ребенка на фоне города,составление маленького рассказ о фото по плану (задание учителя-логопеда).
    2.Фронтальное занятие «Мой город Челябинск.Мой дом.Моя улица»
    3.Продуктивная деятельность по данной теме- изготовление из картона домиков для гномиков.
    4.Словарь по теме»Наш город.Моя улица».
    4.1.Словарь для образования родственных слов: гном, гномик,гномишко,гномище.
    4.2.Дом,домик, домишко, домище,домашний, домочадцы,домовой.
    4.3.Слова для составления речевых высказываний:
    Слова-признаки: многоэтажный, высотный,многолюдный,большой,кирчичный,бетонный,панельный, деревянный,родной,любимый ,счастливый.
    Слова-действия: бежит,тянется, сверкает, сияет, блестит,пересекается,соединяется,начинается, продолжается
    Слова-синонимы: проспект, улица,улочка, переулок,шоссе, тротуар.
    4.4.Новые слова:
    Достоппримечательности, памятники,площадь, аллея, парк,кинотеатр, миллионный, многомиллионный,страна Россия, планета Земля, мир., вселенная, земляне, столица

    Ход занятия.
    1.Организационный момент:
    1.1. Мотивация детей к занятию.Создание эмоционально благоприятной атмосферы.
    Мы сегодня совершим экскурсию по городу Челябинску, и экскурсоводами будете вы, а я вам буду помогать.Расскажите нашим гостям о нашем городе, ведь вы в прошлые выходные вместе с родителями гуляли по городу, сфотографировали достопримечательности города и подготовили маленькие рассказы по фотографиям о нашем городе.Готовы?Начнем?
    1.2.Сопряженная речь.
    1.3.Мини-инсценировка «Жил да был веселый гном».
    2.Основная часть занятия:
    Дети рассаживаются по местам за круглый стол.
    2.1.Фронтальная беседа:Мой дом.
    Логопед: Очень интересная сказка , у вас хорошо получились гномики.Молодцы!Мы услышали много одинаковых слов:гномики, домики..
    Дети: Нет, они звучат похоже, но это разные слова.
    -Потому что,это слова-родственники или однокоренные.У них корень одинаковый.
    2.2. Работа с родственными словами у доски
    Гномик дом
    Гном домище
    Гномишко домик
    Гномище домишко
    Трое детей (старшей подгруппы) у доски выполняют следующие задания:
    Максим-слова левой группы произошли от главного слова гном, подчеркивает его.
    Ренат- а эти слова(правый столбик) произошли от слова дом, подчеркивает.
    Логопед; Почему разные?
    Дети: Они обозначают разные дома и разных гномиков.
    Никита и Данил расставляют на столе макеты домиков для гномиков,а Ренат «расселяет гномиков по домикам»-соединяет стрелками слова левого столбика с правым по значению.
    -Ренат, соедини стрелками слова левого столбика с правым, т.е. рассели гномов по домам в соответствии с величиной;
    -Никита и Данил, расставьте макеты домиков по величине- от самого маленького до самого большого.
    -Образуйте родственные слова с корнем ГОРОД (городок, городище, городочек, городской, горожанин)
    2.3. Самостоятельная фразовая речь без заикания детей первого года обучения(старшей подгруппы)- варианты ответов на вопрос логопеда с опорой на наглядность:
    Расскажите , кто в каком домике живет?
    2.3.Фронтальная беседа «Мой дом» с детьми подготовительной подгруппы (варианты ответов):
    -Какой у тебя дом? Из какого материала построен? Значит, он какой?А еще как по-другому можно сказать о твоем доме?- подбор синонимов-прилагательных из словаря по теме-плакаты со словарем с прошлого занятия развешены у доски наглядно.Дети самостоятеьно рассказывают о своем доме:
    Анжелика-Мой дом 9-этажный и очень красивый, веселый- оранжевого и белого цвета.
    Данил-У нас 5-этажный дом, серый, но у хороший веселый двор-много места для катания на велосипеде.
    Никита-у нас 10-этажный новый дом, мы туда переехали недавно.
    Илья-У нас тоже 10-этажный дом, в нем много подъездов и большой двор.Я в нем родился, это мой родной дом, у меня там много друзей.
    Остальные-Панельный, высотный дом, многоэтажный.Я живу на 10ом этаже, а я на первом этаже.
    Деревянный, кирпичный- демонстрация проспекта-фотографии.
    3.Фронтальная беседа «Моя улица»:
    -На какой улице находится ваш дом?
    -Знаешь ли, почему так называется ваша улица?
    -Назови свой домашний адрес.
    -Что еще находится на вашей улице? В вашем дворе?
    -Наш детсткий сад? (демонстрация фото детского сада №436)
    – Вы его любите ходить в ваш детский сад?Назовите адрес детского сада.
    -На какой улице находится наш детский сад? У кого еще такая же улица?
    -Как называется главная улица нашего района?
    Подготовленный рассказ с демонстрацией фото про улицу Гагарина: история, достопримечательности(Рустам);
    Показ Ленинского района на карте г.Челябинска, куда приводит- к озеру Смолино.Подготовленный рассказ про оз.Смолино-Данил.
    -А вы знаете, что раньше улица называлась дорога? Улица и дорога похожи ? Чем?
    Людим в древности селились около рек или озер, жилища, дома строили недалеко от дороги с двух сторон, чтобы удобно было добираться.Так появились улицы, похожие на дороги.
    3.1.Подбор глаголов к существительным улица, дорога:
    Скажите, можно ли про улицу и дорогу сказать, что она:
    Начинается , продолжается тянется , вьется, извивается,проходит,приводит,переходит, пересекается,соединяется?
    Составьте с этими словосочетаниями предложения.
    3.3.Работа по группам.Дидактическая игра со словами:
    1 группа( дети старшей подгр.) составляет по картинкам предложения про улицу, дом, дорогу.
    2группа-дидактическая игра»Расколдуй слова»:БЯЛИНСКЕЧ,СПОРТПЕК.( поломали буквы слово,потеряли буквы слово, надо слово выручать, знак предмета получать)
    -образуй от слова ГОРОДА-ДОРОГА.
    3группа- Собери синонимы (слова-приятели) к слову улица, объясни значения , расположив их от большого до маленького-проспект, шоссе, улочка, переулок .(Какие слова здесь однокоренные? Подберите еще однокоренные-уличный транспорт, фонарь)
    4 группа-Подберите слова- действия, которые подходят только к слову улица.
    Проспект-большая, широкая и прямая улица города.
    Шоссе-дорга с твердым покрытием для проезда тяжелых грузовых машин.
    Переулок-небольшая, узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.
    3.4.Физкульминутка.
    4.Наш город Челябинск.
    4.1. Самостоятельный пересказ подготовленных текстов дома с родителями
    Логопед: Какая главная улица в нашем городе? Проспект Ленина- широкая , прямая улица.Она начинается от завода ЧТЗ.Что вы знаете об этом заводе?Какой скоро будет праздник?Сколько лет Великой Победе?Да, почти 70 лет тому назад началась ВОВ.Она для нашей станы была неожиданной, внезапной, страна была не готова воевать.Поэтому нужно было срочно вооружаться.Так, за короткие сроки был построен завод для выпуска танков.Первые танки этого завода ушли на войну из нашего города с нашими земляками-добровольцами. В память о них поставлен памятник на Кировке, около почтампта, а молодым воинам-добровольцам, комсомольцам- на Комсомольской площади. Рустам: там находится школа, где я буду учиться.
    Рустам, отметь на карте города Комсомольскую площадь.Теперь ты знаешь, где находится твоя будущая школа.
    Была собрана целая дивизия из наших воинов-добровольцев, которые воевали до Победы, поэтому наш город Челябинск называют городом Танкоградом.В этом районе есть сад Победы, где собран музей военной техники, мы с вами поедем на экскурсию 5 мая, сделаю фотовыставку, приглашайте своих родителей.
    Продолжаем наш путь по проспекту Ленина, и следующая остановка- наша главная площадь.
    Как называется главная площадь г.Челябинска?
    Площадь Революции, там находится памятник Ленину, вождю революции.Показ фото-проспекта.
    Это центральная площадь, здесь находятся правительственны здания, банки, театры.
    Вы бывали на пл.Революции?Зимой она превращается в сказочный ледяной город.Летом бьет самый большой фонтан, челябинцы любят отдыхать летом возле него.
    За пл.Революции находится Тетральная площадь.Как вы думаете, почему она так называется?
    Какаие еще театры вы знаете?Справа от площади находится самая красивая улица нашего города.Как называется?Чем она примечательна?Показ фото-проспектовКировки, комментарии, подсказки детей.
    Продолжаем –следующая остановка-Алое поле.Анжелика отмечает на карте, показывает свои фото и рассказывает: Алое поле- это сквер с красивыми зданиями центра для школьников.Там находится памятник Орленку.
    Максим- Памятник Курчатову.
    Данил-парк им.Гагарина.
    Никита-Вокзал, памятник «Сказ об Урале»
    Возвращение к детскому садк на троллейбусе№8(имитируется поездка).
    Составление макета микрорайона.
    4.2.Фронтальная беседа.
    5.Обобщение.»Мойгород как страна».
    5.1.Фронтальная беседа :»Моя Родина-Россия»,»Наш общий дом-планета Земля»
    Показ территории России на карте мира, глобусе.Уточнение о том, что на карте мира и глобусе очерчены части света или вся наша планета: горы, океаны , моря озера, реки, столицы государств.
    -Как называется планета,на которой мы живем?(планета Земля)
    -Как называется страна, в которой мы живем?(страна Россия)
    -Как называется столица, главный город, нашей страны?(город Москва)
    -Как можно назвать жителей Москвы(москвичи), а Челябинска?(челябинцы)
    -Значит, кого называют россиянами?(жителей России), землянами?-жителей нашей планеты.
    -Можно ли найти на глобусе город Челябинск? Да.Все подходят к глобусу и находят Челябинск.
    -Наш город- красивый город?Еще какой?Вы его любите?
    5.2.Чтение стихотворения «Наш общий дом».
    На карте мира не найдешь
    Тот дом, в котором ты живешь,
    И даже улицы родной
    Мы не найдем на карте той.
    Но мы всегда на ней найдем
    Свою страну- наш общий дом.
    5.3.Дети хором-А вы любите свой город?

    Ответить

Добавить комментарий для galiya Отменить ответ