Неделя чтения-2

Неделя чтения-2

Моя очередная неделя запойного чтения прошла под знаком Пугачева, Емельяна Ивановича.

Сначала был роман Вячеслава Шишкова “Емельян Пугачев”. Впервые я прочитала трехтомник в школе, то ли в 8-ом, то ли в 9-ом классе. Никакого впечатления роман на меня тогда не произвел, читала, скорее, по обязанности перед собственным убеждением – надо знать историю. Да и все другие “классические” книги и дома, и в библиотеке к тому времени уже перечла. И мне – подростку казалось, что события, описанные в книгах Шишкова, – древняя-древняя история, которая никогда не повторится.
А сейчас я этот роман читала взахлеб – и не могла начитаться. Радовалась как издатель – профессионализму Шишкова, его меотдичности и скрытому азарту. Радовалась как организатор проектов – ай, как здорово мы придумали проект “История в лицах“! (Кстати, за эту неделю в проекте появился и новый формат мероприятий – об этом я напишу отдельно). Радовалась и как читатель, конечно, – чистому русскому языку, потоку образов, литературным параллелям. А как человек, не понаслышке знакомый и с устройством государственной власти, и с местным самоуправлением, удивлялась: почти ничего не изменилось за 240 лет в этих сферах! Очень актуальная оказалась книга, спасибо, Вячеслав Яковлевич!
Сразу после Шишкова перечла и “Капитанскую дочку” и посмеялась про себя: на фоне “Емельяна Пугачева” повесть Пушкина выглядит литературной попсой, быстро, легко (и легковесно) написанной, с логическими нестыковками, небрежностями в описаниях героев и событий. Ну почти Донцова позапрошлого века. Если бы не эпиграфы к каждой главе, придающие произведению основательность и смысловую глубину, да необыкновенно живой, легкий пушкинский язык.
А “на десерт” в моей неделе чтения были произведения современных авторов, пишуших для подростков. Ой! Тут без комментариев.


комментариев 7

  • Юлия Дудко

    2 августа 2013

    С перерывами на сон и обед тоже читаю Шишкова. Подтверждаю – захватывает! Удивляюсь, как это раньше не была знакома с этим произведением. Еще удивляюсь – а почему его не было в школьной программе? Год написания – самый что ни на есть советский, основная канва – причины восстания: самодержавие как не самая продуктивная форма правления,бедствия народные – картины жуткие, конечно.. Для идеологизированного советского  образования  – самое то:))
    Не соглашусь, что  все идеально с точки зрения стиля и языка, но  очень многое привлекает внимание: есть  замечательные лирические образы – чего стоит образ Стеши Твороговой, песня просто! Миша Маленький,  Фатьма,  Хлопуша – обалдеть просто, прямо богатыри!
     
    А про местное самоуправление и устройство государственной власти – прямо в точку! Те же ассоциации – ничего не меняется.. Надо отдельное задание в проекте на поиск параллелей с современной жизнью предложить: у нас много старшеклассников в проекте участвует, им будет интересно такие связи поискать..
    Даже если в проекте пойдет не так , как задумано, для меня результат , образовательный и личностный, уже есть!
    P/S/ Пушкин – литературная попса..смело:) Тогда “История Пугачева” – это киносценарий:))

    Ответить
  • Людмила

    4 августа 2013

    Спасибо,что дали возможность познакомиться с книгой.Начинаю читать.Интересно.

    Ответить
  • Вера

    4 августа 2013

    Книга замечательная! Это познание истории через литературу.

    Ответить
  • Издательство

    6 августа 2013

    Сегодня прислали ссылку вот на эту статью о Пугачевском бунте http://www.diletant.ru/excursions/19443029/ Обратите внимание на комментарий после нее. Как бы наша кампания по продвижению романа Шишкова не превратилась в кампанию по дискредитации Пушкина 🙂

    Ответить
  • Юлия Дудко

    7 августа 2013

    Да, тоже обратила внимание  на этот материал..Критическое мышление – это один из новых образовательных результатов, а  репутация Пушкина  не пострадает, если у участников проекта будет возможность узнать разные мнения и оценки хрестоматийных  произведений. Сомнения и размышления современным детям свойственны, они не принимают на веру сложившиеся и устоявшиеся оценки художественных произведений..Это нормально.

    Ответить
  • И.Аргутина

    9 августа 2013

    Не забывайте, что у Пушкина почти параллельно пишется “История пугачевского бунта”  – резкая альтернатива “Капитанской дочке”,  что в свое время подметила М. Цветаева. Задачи разные! И резкий контраст в изображении одного и того же персонажа. А может, это “по-честному” когда, на еще небольшом историческом расстоянии умница Пушкин не берется выносить приговор – и создает два мира, реальный и художественный? Люблю я Пушкина…

    Ответить
  • Юлия Дудко

    10 августа 2013

    Ирина, спасибо за то, что  зафиксировали это противоречие. напомнили о нем.. сейчас поставлю ссылки для участников проекта на исследования Цветаевой, пригодится..у нас есть задание для участников  относительно оценок восстания и личности Пугачева.

    Ответить

Добавить комментарий