Региональные издательские проекты

Н.А.Ягодинцева у выставки литературных журналов
Н.А.Ягодинцева у выставки литературных журналов

В период самовосстановления провинциальной журнальной системы мне посчастливилось участвовать во многих периодических изданиях в качестве автора поэтических произведений и литературно-критических работ, частью эти издания представлены в моём рабочем архиве и составили основу юбилейной выставки. (Речь идет о выставке к юбилею Н.А.Ягодинцевой в Музее книги ЧГАКИ — ред.)

Региональные журналы
Региональные журналы

Поскольку челябинские журналы достаточно представлены в наших библиотеках, их на выставке немного, большее внимание уделено другим регионам.

После журнального бума начала 90-х тиражи «толстых» литературных журналов резко снизились, советские литературные коммуникации рассыпались, активная литературная жизнь, казалось, осталась только внутри треугольника Москва – Петербург – зарубежье, и в этом треугольнике, как в пресловутых Бермудах, почти десятилетие бесследно пропадали провинциальные порывы и призывы сохранить литературную общность, культурное и творческое единство огромной страны.

Но несмотря на информационный шок 90-х, небывалую инокультурную агрессию Россия была и остаётся литературцентричной страной. И она дала свой ответ на вызов времени. В разбитом на осколки огромном литературном пространстве начали обновляться и возникать заново журналы, альманахи, большие литературные проекты. В условиях жёсткой финансовой диктатуры «лихого» десятилетия одни издания выдержали и укрепились, и сегодня уже получили государственную поддержку, другие исчезли с литературной карты – но нельзя сказать, что их существование прошло бесследно: ведь на счету было и остаётся каждое чистое слово.

Региональные журналы

В подавляющем большинстве это издания, далёкие от постмодернистких установок, поддерживающие линию традиции с её этическими и эстетическими приоритетами. Они открыты для авторов всей России, и хотя распространяются преимущественно в своих регионах, стремятся представить широкую панораму современной отечественной литературы.

Пожалуй, одна из самых благоприятных ситуаций с журналами сегодня на Алтае. Там систематически выходят «Алтай», «Барнаул», а в небольшом городке Бийске – такое уникальное издание, как «Бийский вестник», «толстый» литературный журнал небольшого городка. На Алтае создана новая книжная серия «Сибирская библиотека», в которой издаются произведения современных авторов.

Говоря о Сибири, нельзя не упомянуть уникальное периодическое издание «День и Ночь», журнал для семейного чтения, в котором систематически публикуются и челябинские авторы. «Сибирские огни», «Врата Сибири», «Литературный Омск» соединяют огромные сибирские пространства. В Салехарде безусловный интерес представляет проект необычный проект «Северяне» – народный журнал, который находит место и для литературных страниц.Этим перечнем список сибирских изданий не исчерпывается: культурным и литературным материалам находится в представительских изданиях, журнальная панорама может меняться, но главное – то, что литература по-прежнему связывает Сибирь, освещает её пространства.

В Уфе выходит открытый для авторов России журнал «Бельские просторы», представляющий в том числе и современную башкирскую литературу в русских переводах. Он интересен, в частности, яркими литературно-критическими публикациями.

Журнал «Урал», выходящий в Екатеринбурге, представляет разные (в том числе и разнонаправленные) литературные векторы. И, наконец¸ нельзя не сказать об издающейся в Екатеринбурге региональной литературной газете «Большая Медведица» (Ассоциация писателей Урала, Сибири и Поволжья, в которую входят 22 писательские организации).  Здесь можно найти информацию о литературных событиях в регионах, аналитические и литературно-критические материалы и художественные тексты. Представляют несомненный интерес журналы «Волга» и «Родная Ладога», но, к сожалению, в уральских библиотеках их практически нет.

В конце 1990-х – начале 2000-х целый ряд периодических изданий выходил как личные, индивидуальные издательские проекты: это, например, «Светотени» в Магадане или «Добрый малый» в Екатеринбурге. И это тоже отражение насущной потребности в слове, в литературе.

Альманахи, представляющие собой своеобразные «срезы» литературного процесса, также стали характерной приметой периода  самовосстановления. Они выходили и в статусе «личного дела», как, например, «Лира» в Челябинске и «Воскресенье» в Екатеринбурге, под эгидой писательской организации, как «Гостиный двор» в Оренбурге и «Южный Урал» в Челябинске, а одним из уникальных проектов можно назвать серию челябинских изданий «История людей», где о своём времени рассказывают не писатели, не литераторы, а просто те, кто захотел запечатлеть события своей жизни. Их безыскусные свидетельства по замыслу создателя серии прекрасного уральского прозаика Рустама Валеева также становятся частью литературы, осмыслением реальности.

Истории людей
История людей

Несомненный интерес представляют собой антологии рубежа веков. Каждая из них – своеобразный ответ на вызов времени, «кислородная подушка» в условиях смыслового хаоса. На выставке представлены «Вечерний альбом» – антология русской женской поэзии, изданная в 1991 году в «Современнике» к цветаевскому юбилею, трёхтомная «Антология русского лиризма» – уникальный московский проект студии Александра Васина, один из первых отдавший приоритет провинции. Лиризм как ощущение высшей, иррациональной реальности, одна из главных черт русской литературы и культуры в целом, противопоставляется здесь плоскому прагматизмузападной цивилизации, несущему в себе зёрна глобальных катастроф.

Антология «Сибирская поэзия», благословлённая в своё время Виктором Астафьевым, доказательно демонстрирует наличие альтернативного проекта глобализации – не примитивного, унифицирующего (уничтожающего) культуры и личности, а более сложного, гармонично включающего культурное разноцветие в поле общих коммуникаций. Такова литературная Сибирь, в русском слове объединившая и коренные народы, и волны мигрантов уже ХХ-ХХI веков.

«Русская поэзия. ХХI век», собранная Геннадием Красниковым, – ответ на упрёк, адресованный русской поэзии: дескать, в «нулевых» и поэзия-то нулевая, не более. Ответ получился достойным.

Проект «Наше время» Бориса Лукина, вышедший сегодня уже в трёх томах, собирает на российских территориях литературное поколение, рождённое в 60-е и в пору духовного совершеннолетия вступившего в совершенно иную эпоху. Выживших и состоявшихся из этих писателей, к сожалению, не так много, и «Наше время» можно назвать обретением поколения – вопреки мифам о поколениях «потерянных».

Нина Ягодинцева у выставки журналов

И, наконец, «Антология уральской поэзии», представленная сегодня уже тремя томами, являет собой авторскую концепцию Виталия Кальпиди, его видение «уральской поэтической школы». Попытка соединить под одной обложкой постмодернистские игры со словом и литературную традицию относится к разряду рискованных литературных экспериментов – столь же рискованных, сколь и предсказуемых, как соединение ложки дёгтя с бочкой мёда либо наоброт – бочки дёгтя с ложкой мёда (формулировка зависит от этических и эстетических установок читателя). Это явление ещё ждёт своих беспристрастных исследователей.

Подытоживая, следует сказать, что перечень региональных литературных изданий далеко не полон – он ограничен здесь рамками авторского архива. И нельзя не упомянуть, что осенью в Челябинске ожилается появление нового литературного журнала, который будет выходить под эгидой общественного движения «За возрождение Урала».


комментария 4

  • И.Аргутина

    23 мая 2012

    C удовольствием добавлю, для начала, еще три издания.
    «Под часами» — альманах Смоленского отделения СРП, очень солидный (в т.ч. и по объему: 200-250 страниц) и равновесный. Здесь и традиция — серьезная, и авангард — осмысленный (не будем забывать, что традиция каждого века вырастает из авангарда, если он ответственный, осмысленный и конструктивный), и даже имеются разделы литературоведения и критики (!), переводов. Организуются и литературные дискуссии — без географических ограничений. «Своих» (смоленских) уважают, «чужим» — открыты.
    Второй альманах — «Белый ворон» — очень молод, но уже зарекомендовал себя благодаря уровню публикуемых авторов. Начнешь называть: С.Ивкин, М.Чешева, И.Домрачева, С.Комлев —  и понятно. В прозе не считаю себя знатоком и даже любителем, но и прозаиков прочитала с интересом и даже удовольствием. Очень хочется, чтобы «Белый ворон» выжил. Правда, уж и не знаю, подходит ли он (Екатеринбург — Нью-Йорк) под понятие «региональные издания» (а надо?), но издатель живет в Екатеринбурге. Да и народу много нашего, уральского.
    И особый разговор — о журнале «Графоман», издаваемом Н.И.Годиной. Название, конечно, кое-кого отпугивает: мол, не с руки… Николай Иванович говорит: в основном, самодеятельные авторы, но 3-4 «профессионалов» приглашает в каждый номер, якобы «для примера». Читаю журнал — удивляюсь. То ли отбор очень жесткий, то ли редактура основательная, то ли знает Николай Иванович слово волшебное, но в итоге уровень-то журнала повыше некоторых оказывается. В общем, дай бог ему (и Н.И., и журналу) здоровья.

    Ответить
  • Нина Ягодинцева

    23 мая 2012

    Ирина Марковна, спасибо за дополнение. Концепция выставки и доклада на её материале предполагала два ограничения: моё участие в издании (т.к. выставка готовилась к юбилею) и минимум челябинской литературной периодики, т.к. она стараниями наших  энтузиастов-библиотекарей является наиболее доступной, а выставочные площади ограничены.
    Совместными усилиями расширяя этот список, можно собрать и самую полную картину.

    Ответить
  • И.Аргутина

    25 мая 2012

    Нина Александровна, Ваша выставка весьма внушительна и количество изданий впечатляет. Поэтому я дополняю к Вашему списку только те редкие названия (т.к. широка страна моя родная, и сложно предугадать, не только как, но и где наше слово отзовется), о которых не сказано у Вас. Итак, еще одно очень достойное, не юное и солидное издание — журнал «Ковчег», Ростов-на-Дону. Соседствовать в нем, например, с Олегом Чухонцевым,  по-моему, делает честь авторам. Проза тоже (по-моему, повторюсь: не знаток) очень интересна. Во всяком случае, А.Балкаров показался мне автором незаурядным, с редкой для сегодняшнего дня психологической прозой, нетривиальной, плохо предсказуемой и в то же время достоверной. Что интересно: в конце журнала, там, где выходные данные, сообщается, что журнал можно приобрести по почте, указана стоимость (250 р.) и контакты.

    Ответить
  • Лариса Петровна

    20 августа 2012

    Хорошо бы еще такой обзор сделать по региональным издательствам, которые выпускают книги. Их становится все меньше и меньше. Интересна их судьба и перспектива роста.

    Ответить

Добавить комментарий