При каких условиях рождаются поэты?

1
При каких условиях рождаются или вымирают поэты? И почему их так много на Урале?
Об этом в журнале «Гвидеон» рассуждает Вадим Месяц, руководитель издательского проекта «Русский Гулливер».

Полный текст ЗДЕСЬ, ниже — небольшой отрывок из текста Вадима Месяца.

«Виталий Кальпиди, представляя Энциклопедию Уральской поэтической школы в Екатеринбурге осенью 2013 года, устроил трогательный показ видеоряда с лицами мам уральских поэтов в молодости: женщин, посмевших родить стихотворцев. И мне в очередной раз захотелось понять причину рождения в опорном краю державы такого количества изящных словесников.

При каких условиях рождаются или вымирают поэты?
Известно, что у черепах при низких температурах окружающей среды из яиц вылупляются исключительно самцы, при высоких — самки. У ящериц — наоборот. Температурная детерминация пола существовала и у динозавров, что могло стать одним из факторов их вымирания при изменении климата в ареале. Но мы же не черепахи, чтобы ссылаться лишь на климат.

Почему в одном городе поэтов нет вообще, а в другом месте — великое множество? Я не рассматриваю Москву или Нью-Йорк, с ними все понятно. Мегаполисы, благоприятная культурная среда, наличие университетов, журналов, библиотек и вообще благодарных слушателей — не в счет. Любопытен именно демографический аспект. Почему, например, в моем родном университетском Томске (в мою бытность там) проблески поэтических озарений едва брезжили, а на промышленном Урале, куда я переехал в начале восьмидесятых, поэтическая жизнь прямо-таки бурлила? Из-за того, что в Свердловске издавался региональный журнал «Урал»? Не очень верится. Должны существовать другие причины.

Похожие мысли посещали меня и в США, где когда-то я начинал собирать антологию местной поэзии, основываясь на передвижении «пионерских фронтиров» или, как я говорил, распространением «ноосферных облаков». От Новой Англии, где все зародилось вместе с Эмерсоном и Уитменом — до битников Калифорнии. Я делал отметки на карте: Северная Каролина… Новая Мексика… Закономерностей не выявлялось. Вспышки литературной пассионарности мои коллеги объясняли культурно-социологическими вещами, уровнем образованности мигрантов, традициями. Визионерства и обобщающих теорий наподобие Вернадского или Гумилева англосаксы не любят. И, возможно, правы: рациональному образу жизни — рациональные объяснения. В настоящее время о статистике говорить вообще не стоит: поэты в Штатах на каждом шагу, а интерпретационных и оценочных механизмов почти нет. С какого-то момента я оставил затею с «ноосферной антологией», посчитав идею умозрительной, а вопрошания риторическими. На географических принципах литературной науки не построить, региональный колорит — вещь условная».
Оригинал