22 июня ровно в 18.00 в редакции журнала «Урал» началась презентация поэтических книг Константина Комарова и Алексея Кудрякова. О том, как это было, рассказала Валентина Живаева, филолог, руководитель «Культурного центра Библиотеки Белинского» и большой друг нашего журнала:
«Во-первых, было очень жарко. Вслед за этим обычно добавляют «не только в метеорологическом смысле», хотя я бы не сказала, что споры были как-то чрезмерно горячи. Скорее давали о себе знать некие подводные течения и накопившееся напряжение. Да и заявленный жанр мероприятия предполагал столкновение мнений: кто-то уже заранее готовился «экзаменовать», кто-то — отбиваться от нападок. Но как бы то ни было, встрече это пошло на пользу. Было интересно и временами весело. Вначале Вадим Дулепов представил книги и их авторов и рассказал, как легко было работать с Алексеем Кудряковым и как непросто всё складывалось с Константином Комаровым. Потом читали стихи.
Неформальный обмен мнениями происходил уже во время многочисленных пауз на перекур, но собственно обсуждение началось после. Сначала Андрей Расторгуев выразил краткое восхищение стихами Кудрякова и посетовал, что в комаровской поэзии он не находит ничего, кроме собственно автора и его переживаний. На что последовала реплика из зала «А о чем же еще писать поэту, как не о себе самом?!.» Евгений Касимов, нечаянно оказавшийся в роли основного ведущего и невольного адвоката Комарова, разворачивал метафору за метафорой. Поэты представали двумя друзьями, оказавшимися в одно хмурое утро один в Белой армии, другой — наоборот. Затем мы увидели, как Комаров в красных шароварах и с саблей на боку расправляет «неслыханные усы», в то время как Кудряков не спеша идет из краеведческого музея в (тут взгляд Евгения Петровича падал на меня) библиотеку. И если поэзия Константина уподоблялась браге, то для стихов Алексея было найдено другое сравнение: роскошный гербарий. Впрочем, Касимов уверен, что поэзии нужно и то, и другое. В целом же все согласились, что книги достойные и показывают, как минимум, что их авторы состоялись как «версификаторы». Состоятся ли как настоящие поэты — покажет будущее.
Несмотря на такое заметное присутствие старших коллег, главными героями вечера стали все-таки сами поэты. Книга Алексея Кудрякова названа изысканно-нейтрально — «Стихотворения». Она вдвое меньше по объему, чем комаровская, и была прочитана автором практически полностью, за исключением тех текстов, где важна графическая составляющая, а также загадочного стихотворения «Олесе», особо отмеченного Дулеповым. «За подкладкою времени много чудесных вещей…» Алексей читал ровно и почти без комментариев, как только и можно, наверное, читать такие стихи — прохладные, музыкальные, ясные и строгие по форме, в смысл которых вглядываешься осторожно и не без страха.
В его стихах как-то сразу глубоко, а чтобы добраться до комаровской глубины, надо пройти через мелководье, неизбежный прибрежный мусор, раздражающее кого-то пацанство. Но жизненная сила этой поэзии искупает многие ее недостатки, и авторское исполнение только добавляет ей обаяния. Филолог и активно работающий критик, Комаров делает всё, чтобы не попасть в ловушку «филологической поэзии». И пока это ему, безусловно, удается: с его стихами можно говорить запросто. «Мне больше всего понравились стихи о хлебе», — призналась юная гостья вечера.
Речь, очевидно, о том тексте, в котором герой говорит бывшей возлюбленной: «А ты пойдешь за хлебом, без хлеба жить сложней, чем без меня». Александр Вавилов мгновенно подхватил: «Так у него все стихи о хлебе». «Насущном», — принял пас Комаров. Конечно, поверхностная «понятность» комаровских стихов не означает, что они и внутри устроены просто и понятно. Нет смысла лишний раз говорить про сложный культурный контекст, в котором существуют обе книги, и неслучайно разговор пестрел именами Георгия Иванова, Тарковского, Маяковского, Роберта Фроста и других достойных людей. Ни Кудряков, ни Комаров не делают вид, что они начинают с чистого листа.
Хотя их «традиционность», о которой с оттенком упрека говорила Юлия Подлубнова, проявляется, по-моему, прежде всего в том понимании поэзии, согласно которому стихи должны вызывать дрожь в сердце и мурашки на коже.
Может быть, к такому пониманию отсылает и название «От времени вдогонку», которое Константин Комаров отстаивал полтора месяца и которое можно было бы с некоторой натяжкой распространить на творчество обоих поэтов.
Наверное, надо пожелать Алексею и Константину, чтобы они и дальше не гонялись за временем и были верны себе.
Чтобы их стихи, прибавляя в мастерстве, заставляли и думать, и смеяться, и покрываться мурашками с ног до головы».
Валентина Живаева
Фото Галины Скориковой