Омск – добротный город
Омск – добротный город, 3 мая 2008 г.
Омск – город добротный и комфортный. Чем-то он напоминает мужское драповое пальто времен Сталина из тяжелой ткани с широкими плечами – такой же основательный, долговечный и слегка побитый молью.
Омск из тех немногих городов, которые адаптируют время под себя, а не суетятся и не паникуют вслед веяниям постоянно меняющееся моды.
Тут даже рабочий на Комсомольском мосту больше похож на античного героя, нежели на строителя коммунизма.
Ощущение добротности и основательности города создают и омские широкие улицы, и тактичное сочетание зданий дореволюционной и зданий сталинской эпохи, и неспешность омичей.
Но, наверное, больше всего на характер Омска повлиял Успенский собор, точнее, не сам собор, а его местонахождение – собор стоит в самом центре Омска, и омичам удалось сохранить его и в эпоху остервенелого атеизма.
Так он и остался стержнем, вокруг которого крутится вся остальная жизнь Омска – даже здание областной администрации смотрится всего лишь скромной декорацией для собора.
Впрочем, власть в Омске уважают, это опять-таки один из немногих российских городов, который щедро украшает себя государственной символикой – на административных зданиях обязательный набор из трех флагов – России, области и города, на столбах вдоль дороги – российский триколор. Рядом с российским флагом удалось обнаружить даже герб СССР. Такая тотальная демонстрация уважения к символам государственности в сочетании с обилием церквей когда-то превратила Омск в оплот белогвардейского движения: Колчак именно отсюда пытался противостоять Красной армии. Кстати, в Омске хотят поставить памятник Колчаку на берегу Иртыша.
Церквей в Омске много, и народ в них ходит радостно. А посреди центральной улицы вполне естественно смотрится пасхальный плакат.
Религия и власть в Омске сочетаются органично, не мешая друг другу, а где-то религия даже пытается компенсировать промахи правителей прошлого. За памятником Ленина – часовня и крест с надписью, что возрожденная здесь церковь может быть благославлена.
И памятник с землей с мест лагерей политических репрессированных тоже чем-то напоминает часовню.
Еще одна отличительная омская черта – количество книжных магазинов. В центре, по крайней мере, их неожиданно много.
Некоторые, правда, имеют весьма сомнительное соседство, но, может, «истина в вине»?
Омичи ритм жизни своего вневременного города поддерживают неспешностью движений и негромким разговором, не забывая отделить себя от «неомичей».
В таком неспешном и добротном городе обязательно должно найтись место маленьким сумасшедшинкам: недаром с Омском связаны такие имена, как Врубель и Достоевский.
Омичи-современники тоже горазды на неожиданности, будь то уникальное искусство Левши, авангардистское железо на улицах города или дети с пингвинами, Бог весть почему оказавшиеся в омском сквере.