Уральская поэзия как региональный феномен

Т.Ф. Семьян

Панораму новейшей отечественной литературы невозможно представить полной без региональной поэзии. Поэтическая активность перестала быть прерогативой только лишь столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

Как центры яркой поэтической культуры заявляют себя Нижний Новгород, Тольятти. Региональная литература стала полноценным участником общего культурного и литературного процесса, представляет отечественную литературу на мировом уровне, отвечает современной стилистике, ритмам и вызовам времени. Последние годы стали говорить о таком явлении как уральская поэтическая школа, которая складывается из региональных литератур так называемого Уральского треугольника – Екатеринбурга, Перми и Челябинска. Имена всех известных уральских поэтов сложно перечислить. Борис Рыжий, Евгений Туренко, Николай Година, Майя Никулина, Николай Болдырев, Виталий Кальпиди, Юрий Казарин, Сергей Ивкин, Янис Грантс, Александр Самойлов, Андрей Санников, Евгения Изварина, Наталия Санникова, Елена Сунцова, Екатерина Симонова, Елена Баянгулова, Вадим Балабан, Александр Петрушкин, Константин Комаров, Александр Маниченко, Антон Бахарев-Чернёнок, Нина Александрова и др. Иногда поэты меняют местожительство. Например, поэт Борис Рыжий родился в Челябинске, но жил и умер в Екатеринбурге; Виталий Кальпиди живёт в Челябинске, а учился в Перми. Поэты активно общаются, выступают на одних фестивалях, участвую в одних конкурсах, поэтому закономерно возникает общая поэтическая интонация, свойственная географическому региону. Виталий Кальпиди Характеризуя феномен современной уральской поэзии один из самых известных челябинских (и не только) поэтов Виталий Кальпиди сказал о том, что название уральская поэтическая школа следует считать произвольным и необязательным. На самом деле это, конечно, не школа, поскольку некоторые авторы действительно к ней относились, а другие отталкивались, тем самым создавая более объёмный контекст. Весь этот процесс следует называть Уральским поэтическим ДВИЖЕНИЕМ, которое аккумулирует в себе поэзию целого региона. По мнению В. Кальпиди, массовость и качество поэтической культуры, которую демонстрируют поэты Уральской поэтической школы, не имеют прецедента. Среди причин такого всплеска поэт и литературный организатор называет наличие когорты культуртрегеров, которые своей деятельностью инициировали, сохраняли и культивировали частные поэтические инициативы, тем самым делая процесс культурного строительства необратимым. Важно, что роль этих культуртрегеров брало на себя не государство и прочие институции, но сами поэты. Именно им культура обязана тем, что Урал сегодня имеет не менее 30-ти великолепных поэтов и ещё столько же молодых авторов, готовых со временем встать в их ряды. В 2013 году вышло уникальное издание «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа». Это шестисотстраничная книга с биографическими сведениями о 131 уральском поэте, иллюстрированная фотографиями, содержащая краткую филологическую справку. По замыслу создателей эта книга завершает процесс документирования современной поэзии Урала. До этого был реализован трёхтомный проект «Антология современной уральской поэзии». Представляя энциклопедию в своём родном городе Челябинске (до этого были презентации в Перми, в Екатеринбурге, в Каменск-Уральском), Кальпиди как автор проекта и главный редактор издания сказал, что именно эта непростая и многофункциональная работа позволила по-новому взглянуть на цементирующую роль региональных культур в формировании общероссийского культурного космоса. Современная челябинская поэзия складывается из творчества писателей трёх поколений. Среди представителей старшего поколения выделяется Николай Федорович Болдырев – поэт, прозаик, переводчик, переводивший с немецкого, польского, английского, в том числе стихи и прозу Р.-М. Рильке, Ф. Гёльдерлина, Г. Гессе, Л. Стаффа; прозу С. Киркегора, Новалиса, М. Хайдеггера; эссеист, написавший книги о Василии Васильевиче Розанове, Андрее Тарковском. В 1997 г. Николай Федорович первым из южноуральцев стал номинантом Букеровской премии за книгу эссе «Ностальгия по пейзажу». Творчество Н. Болдырева характеризуется философскими мотивами, пейзажными образами, традициями японской поэзии. Основная интонация поэзии Н. Болдырева неторопливая, медитативно-созерцательная. Его стихи это философское осмысление жизни. Другая стратегия творчества представлена в поэзии Яниса Грантса – представителя среднего поколения, лауреата региональных поэтических фестивалей «Новый Транзит» (2006), «Глубина» (2007), «Человеческий голос» (2007), лауреат Первой независимой литературной премии «П» (Челябинск, 2009). Особенности индивидуального авторского стиля Я. Грантса демонстрируют сознательное следование авангардным традициям русской литературы, игровой поэтике обэриутов, в частности Д. Хармса. Я. Грантс активно работает в жанре поэтического видеоарта. Замечательные образцы этого вида искусства есть в творчестве Виталия Кальпиди, Константина Рубинского, авторов, представляющих младшее поколение – Ильи Кириллова, Евгения Горбачёва. Второе поколение современных челябинских поэтов имеет и женское лицо. Нина Ягодинцева – член Союза писателей России, кандидат культурологии, лауреат премии имени П.П. Бажова, лауреат Литературного конкурса имени К. М. Нефедьева, автор восьми поэтических книг. Важно отметить, что когда поэт и редактор журнала поэзии «Воздух» Дмитрий Кузьмин отбирал для регионального номера поэтов, то в числе опубликованных была Нина Ягодинцева как представитель, по безусловно авторитетному мнению Кузьмина, современной южно-уральской литературы. Поэзия молодых авторов развивается достаточно продуктивно. Стереотип о том, что Челябинск – город производства, лишенный культурной среды, не состоятелен. В Челябинске (и регионе) существует большое число литературных объединений: «Студенческий Парнас», «Взлетная полоса», «Светунец», «Серебряная высь», «Поэтическая среда», «Подводная лодка», «Вдохновение», «Алые паруса» и др. Молодые поэты имеют возможность оттачивать литературное мастерство, а также участвовать в различных конкурсах, семинарах (как местных, так и общероссийских, международных), публиковаться в литературных изданиях, выпускать собственные сборники. Регулярно в городе проходят литературные вечера и поэтические чтения, квартирники в актуальных для молодежи общественных местах отдыха (антикафе «New Time», кафе «Запятая», бар «Потерянное общество», галерея «OKNO», галерея «10’06» и т. д.). В начале 2013 года в литературной жизни Челябинске произошло важное событие, которое не только активно обсуждалось в момент выхода, но будет иметь отклик в отдалённом будущем. Был издан сборник молодых челябинских поэтов – обладателей престижных литературных премий, как регионального, так и общероссийского значения. Сборник назван строчкой «На достаточных основаниях», взятой из стихотворения одного из авторов – Андрея Черкасова; составителем сборника явился челябинский поэт Янис Грантс, который много делает для формирования литературной среды Челябинска, работает с молодыми авторами. Среди них те, чьи имена известны уже и столичной аудитории. Например, Дмитрий Машарыгин был приглашён в программу «Вслух», которую ведёт на канале Культура известный литературтрегер Александр Гаврилов. Дмитрий Машарыгин отличается особой выразительностью поэтического дара, который неоднократно был оценен престижными литературными премиями. В 2007 году Дмитрий Машарыгин вошёл в лонг-лист одной из самых значимых премий «ЛитератуРРентген» в Главной номинации, в 2008 году – в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Поэзия», в 2009 году – уже в шорт-лист этой же премии. Поэзия Дмитрия Машарыгина отличается медитативной интонацией, медитативным течением мысли, этому способствуют лексические повторы, использование возможностей длины строки, чем и достигается ритмическая плавность: равнины равнины я плачу во тьме над тобой ты трогаешь дерево будто бы всё ещё видишь глазами законченный облик как бога любовь ты видишь ты всё ещё видишь ты видишь ты – видишь У каждого из поэтов, чьи стихи изданы в сборнике «На достаточных основаниях», уже сформировался индивидуальный словарь поэтических образов, в стихотворениях Дмитрия Машарыгина это пространственные координаты – поле, равнина, небо. Пространственный континуум стихотворений дополнен мотивами быстротечности человеческой жизни, старения («стариться стариться в час по часу /в поле одном»). Конкретные образы в контексте стихотворений Машарыгина («дождь и трава/ камни и души цветы и небо»), парадоксально соединяясь с союзами (как бы), местоименными прилагательными (чья-то) и неопределёнными местоимениями (кто-то) со значением неконкретности, условности оставляют ощущение загадочности, суть которой в самом ощущении тайны поэтического слова. Полная версия статьи опубликована в материалах Третьего Международного интеллектуального форума «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24–25 сентября 2015 г.): материалы форума / М-во культуры Российской Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоциация, Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред.- сост. В. Я. Аскарова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. С. 55––58).

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_1/Show?id=7147www.kultura174.ru


Добавить комментарий