Янис Грантс, «Конъюнктивит»

Эмиль Сокольский. Эссе о книге «Конъюнктивит» (рубрика «Книжная полка Эмиля Сокольского, журнал «Дети Ра», №8, 2016)
Янис Грантс, «Конъюнктивит»
Кыштым: Евразийский портал «Мегалит», 2015

Самого автора в стихах не видно; они написаны неким лицом, которым автор управляет, подталкивая его то к одному, то к другому сюжету; «лицо» наблюдает, участвует, оценивает, запоминает — и никаких «горестных замет»: все обыгрывается неунывающим голосом человека, сознающего: ко всему нужно относиться как можно проще. Это не легкомыслие, это философия. Автор, по всей видимости, думает, что состроить серьезную мину, возмутиться, оскорбиться — значит «плохо выглядеть», как выглядит, например, неумытый и непричесанный человек с посмятым лицом. Первое же стихотворение с пародийно-презрительным названием «Этот» — изображение гнева, но не сам гнев: театральная маска гнева, энергичная сценка, словно бы разыгранная, чтобы нас посмешить:

куда ты прешь, собака?!
тут очередь никак!!
(вокруг такая слякоть),
а этот — что ни шаг —
вовсю локтями машет.
и хоть бы слово рек!
(вокруг такая каша —
и вдоль, и поперек.)
толпа рычит слепая.
а этот — быть беде! —
по головам ступает
совсем как по воде.

«Поэзия должна быть странной…» Да, прав Давид Самойлов; и Грантс — странен, абсурден (то здесь, то там я вижу хармсовские мотивы), — и всегда по-детски улыбчив, всегда в форме, всегда готов к новым впечатлениям, к сочинению дружеских посвящений. Если поэзия имеет право быть трагической — она имеет право и быть веселой (веселость — обратная сторона горя и печали); можно ли, пребывая в угнетенном состоянии, наблюдать с интересом за летящим по ветру целлофановым кульком (стихотворение «Элегия»)?

о, как никого не сбивает с пути целлофан! —
меня одного за собою влечет к остановке:
по ветру сверкает, как жаба и левиафан,
по солнцу полощется, словно белье на веревке. <…>
дыряво порхает, как бабочка — неразрешим —
о, мой целлофан — опаленного сердца заплата.
то гибнет всерьез под колесами долгих машин,
то вдруг воскресает, зовет и кружится куда-то.

А вообще скажу так: Янис Грантс — поэт праздника, его стихи — прыжок в невероятное; они подчиняются единственной логике — логике безумия, вырывают нас из тисков обусловленности социумом и бытовых проблем и говорят об обязательности чуда, не привязанного ни к какому времени.

сторож детского сада
у входа наряжает елку.
сторож с глазами синдбада,
в руках — по перепелке.
изо рта наружу рвется,
словно из дракона,
раненое солнце
или голова медузы-горгоны.
развешивает новогодние игрушки
сторож бородатый.
14 августа вообще-то —
такая вот дата.

http://magazines.russ.ru/ra/2016/8/knizhnaya-polka-emilya-sokolskogo.html


Добавить комментарий