Александр Поповский «В шаге от райских ворот»


Поэтический мир Александра Поповского. Из чего он состоит?

С моей точки зрения, поэзия Поповского не отражает глобальных явлений жизни и как бы ограничена во времени и пространстве той «житейской нишей», о которой упоминает сам поэт в одном из своих стихотворений. («В круговороте событий, / В хитросплетениях дня / Не совершаю открытий — / Все это не для меня».) Но в самом этом круге отражений ничем непримечательных событий и наблюдений заключается глубокий смысл повседневного преодоления рутины и бессмысленности и обнаружения «самых мелких радостей» то с надеждой, то с ироничной улыбкой на губах, пусть даже в роли Бонапарта.

М.: "Вест-Консалтинг", 2012

М.: «Вест-Консалтинг», 2012

Двести лет прошло. Я в роли Бонапарта
На коне верхом, рукой подать — столица.
Предо мною в красно-синих стрелах карта,
На плече молчит невиданная птица —
Рисковать не хочет головою в перьях,
Потому как знает непростой мой норов,
Что в крови гуляет поллитровка зелья,
И в себя приду я, видимо, не скоро.

Каждому человеку, определенному жизнью в то или иное пространство, время, окружение, предначертано пройти именно свой путь, как бы мы ни рассуждали о том, что есть выбор, который ты делаешь сам. Выбор, конечно, есть, но он ограничен строгими рамками, за которые, как ни старайся, невозможно перешагнуть — жизненные ли это обстоятельства или возможности самого человека. Творческим личностям особенно сложно бывает удержаться в этих рамках и полностью принять свою судьбу. Отсюда это безнадежное:

Шатаюсь и денно и нощно.
Росточки ищу перемен.
Мне видеть действительность тошно,
Но нечего выбрать взамен.
Резвятся котята на стуле.
Задиристы, как петухи.
И я не подарок в загуле —
Пишу беспробудно стихи.
Чего-то все время кропаю.
Смотрю в потолок и на пол.
Не зря, значит, в детстве по краю
Забора уверенно шел.
Не зря — отложив побрякушки,
Сучками царапал живот.
И на тополиной макушке
Был в шаге от райских ворот.

Творчество является выходом в тот мир, где расширяются рамки времени и пространства, где можно говорить уже о той вечности, о которой упомянул во вступительной статье к сборнику Дмитрий Харитонов, характеризуя стихи Поповского как стихи вне времени и пространства, где «..царит ВЕЧНОСТЬ. Маленькая вечность смертного человека». Поэзия ассоциируется у Александра Поповского с хождением по краю, по краю между бытом и тем состоянием души, которое уходит далеко за пределы мира. У него свое, личное и неповторимое пространство, которое он расчищает для себя и отстаивает как право жизни перед смертью физической и духовной. Недаром поэтому одна из строк этого стихотворения — «в шаге от райских ворот» — является названием сборника, а стихотворение посвящено матери — символу жизненного начала и бесконечности.
Внешняя простота и обыкновенность стихов Поповского, неторопливо текущая жизнь души и «до дыр затертые сюжеты» не заключают в себе, на первый взгляд, никакого конфликта, ничего необычного, что могло бы разбудить наше воображение. Но вдруг сквозь незлобивую иронию возникают строки не отчаянья даже, а почти смирившейся констатации морального состояния современного мира с осознанием, что ничего невозможно исправить, а поэтому зачем кричать о том, о чем можно сказать вполголоса, без напряжения связок, и это производит больший эмоциональный эффект, нежели громкоголосые призывы к справедливости.

Согласен — твоя взяла,
Что в мире таком продажном
Предательствам нет числа.
И это — уже неважно.
Не любим ни Крым, ни Рим.
Не ждем, что Господь подскажет.
И ведаем, что творим.
Участвуя в распродаже.

К несколько отстраненной созерцательности лирического героя дополняется все-таки надежда, свойственная каждому поэту — быть услышанным.

Пишу и надеюсь, что кто-то
Случайно возьмет и прочтет,
Работа, еще раз работа,
А все остальное — не в счет…

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД
http://reading-hall.ru/publication.php?id=14165