Статья Татьяны Николаевны Марковой, д.ф.н., профессора ЧГПУ.
Культуртрегерский проект В.Кальпиди в Челябинске
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался мощным культурно-цивилизационным сдвигом, последствия которого мы только начинаем осмысливать. Однако становится все более очевидным, что все прежние (знакомые, привычные) институты и парадигмы в радикально изменившихся условиях не работают; возникают новые, требующие серьезной интеллектуальной рефлексии. Это касается и проблем эстетических, и вопросов организационных. В частности, появляются новые виды культурной деятельности, новые способы позиционирования (присутствия) в литературном процессе. Новые практики, новый опыт вызвали к жизни и новое понятие – культуртрегерство. Этот термин ввел в обиход, обосновал, подкрепив личным опытом более чем четвертьвековой культуртрегерской деятельности поэт Виталий Кальпиди.
Приведем некоторые из его положений: «Культуртрегер – это не менеджер, не продюсер, не спонсор. Это частный человек, который на безвозмездной основе занимается тем, чем должна заниматься антропологическая реальность – формировать, созидать, контролировать, сохранять» [4:430].
Культуртрегер – это человек, созидающий литературное пространство¸ имеющий собственную, строго определенную стратегию и тактику. Культуртрегерство – это длительный процесс, вне длительности теряющее свой смысл. Журналы, студии, фестивали, разовые акции важны здесь не сами по себе, но как ступени к достижению поставленной цели, как составляющие длительного, протяженного во времени процесса формирования культурной среды уральского региона, приращения ее культурного слоя.
Проект «Уральская литература – новая реальность» начался в 1995 году и продолжается до сих пор. Цель проекта – интегрировать современную уральскую литературу в общероссийский контекст, создать литературную ситуацию, сделать ее культурным событием, довести событие до статуса культурного знака. Проследим некоторые этапы продвижения этого проекта.
С приездом В.Кальпиди в Челябинск был создан «Фонд Галерея», начато издание журнала «Несовременные записки», четко ориентированного на провинциальную ситуацию и провинциальных авторов. В 1998 г. вместе с Р.Валеевым, Д.Бавильским, Н.Болдыревым началось издание нового журнала «Уральская новь».
В 1996 г. фондом «Галерея» издана двухтомная антология «Современная уральская поэзия» и «Современная уральская проза», проведен первый фестиваль уральской поэзии в Перми, Свердловске и Челябинске.
В рамках двухгодичного фестиваля «Элита российской поэзии» Челябинск посетили с лекциями и выступлениями известные российские поэты И.Жданов, А.Парщиков, Д.Пригов, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Кушнер, В.Павлова, В.Салимон и др.
В Сети открылся унифицированный сайт по уральской литературе, в задачи которого входило обратить внимание общественности не на отдельных поэтов, а на современную уральскую поэзию как уникальное явление. Так, Айвар Валеев, обозреватель сайта МедиаЗавод, на протяжении 15 лет медийно поддерживал любые акции, генерируемые Кальпиди в рамках создания инфраструктуры УПШ. Владимир Абашев встал на позицию отстаивания безусловной ценности этого поэтического феномена, словом и делом демонстрируя свою точку зрения. Дмитрий Бавильский высоко поднял планку критики в журнале «Несовременные записки». (Его отъезд из Челябинска существенно снизил систему литературных оценок).
Через семь лет после выхода первого опыта «Антологии современной уральской поэзии» (1996 г.), появилась вторая книга в 2003-ем. Помимо всех прочих достоинств (содержания, представительства имен, эстетического уровня стихов), книга отличалась великолепным художественно-полиграфическим исполнением.
Второй выпуск «Антологии» по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки вошёл в тройку лучших поэтических книг 2004 года. Ее презентация с успехом прошла по всем городам уральского треугольника.
Третий выпуск, как было обещано, был осуществлен через семь лет. Презентации масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП) прошли в ноябре – декабре 2011 года в Челябинске, Екатеринбурге и Перми. Внушительный том с прекрасной полиграфией и дизайном составили стихотворения уральских поэтов (и поэтов, когда-то живших и творивших на Урале) за 2004–2011 годы. В «Антологии» собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по эстетическим пристрастиям и предпочтениям. Среди них немало челябинцев: И.Аргутина, Н.Болдырев, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, А.Поповский, А.Петрушкин, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова.
Третий выпуск, в отличие от двух предыдущих, содержит неожиданное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом. В условиях кризиса отечественной литературной критики новация, предложенная Кальпиди, представляет собой некое прямое высказывание поэта о поэте, которое, хотя бы отчасти, заменяет отсутствие профессиональной рефлексии.
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что за несколько месяцев до выхода книги на интернет-сайте была организована беспрецедентная акция студенческого рецензирования еще не опубликованных стихов, отбираемых редактором для антологии. В этой акции приняли участие студенты уральских гуманитарных факультетов, в том числе 17 студентов Челябинского государственного педагогического университета.
Сами критические тексты размещены в конце книги. В каждом из них выражена определенная позиция, сосредоточен чей-то пристальный и заинтересованный взгляд, что неуловимым образом меняет и саму поэтическую работу. Так «Антология» становится своеобразной площадкой для выработки языка литературной критики. Структура книги задает и способ работы с ней, оставляя за читателем полную свободу выбора личных предпочтений.
Отметим еще одну важную особенность культурного проекта Виталия Кальпиди. Во вступлении редактор пишет о «моральной» и «материальной» «неустойчивости» Интернета: «Интернет беззащитен как дитя: случись маломальский катаклизм (даже не исторический, даже не социальный, а банальный энергетический) и – сливай воду. На наш взгляд, сейчас вновь особое значение приобретает именно книга как вещь. Почему? Потому что именно книга может быть (и – в данном случае становится) таким структурированным пространством, которое можно было бы назвать школой поэтической и критической мысли, а значит и школой понимания — за ней слышен голос того, кто в состоянии писать и читать. Книга противопоставляется неуемному потоку необработанной и непрожитой информации, информации, минующей человека, к которому она, казалось бы, должна быть направлена. Информация приобретает энтропийные свойства»[1:7].
В ситуации, когда почти не осталось школ, где учат понимать и проживать тексты в полном смысле этого слова, книга становится подлинно культурным актом, она показывает, как можно быть свободным благодаря способности мыслить и сопереживать.
К предложенным Кальпиди идеям, которые весьма полезно взять на вооружение, добавим создание видеоклипов на стихи поэтов. Показ поэтических видеоклипов, снятых уральскими режиссёрами на стихи уральских поэтов, это то, что привлекло молодых читателей и зрителей. Несмотря на некоторые технические трудности, сама идея очень интересна и перспективна. Это прекрасная возможность для повышения интереса к поэзии и поэтическим мероприятиям, для усиления влияния стихов на людей, не всегда готовых к их восприятию.
Говоря о содержании «Антологии Современной Уральской Поэзии», несмотря на ясность и продуманность её концепции, на креативность, сопровождающую этот проект и выходящую далеко за его рамки, критики отмечают отсутствие в ней так называемой «почвенной», традиционной поэзии. В редакторском предисловии сказано, что в антологии речь идёт лишь об «актуальной поэзии», однако представляется вовсе не беспочвенным суждение московского критика: «Суп, приготовленный для читателя Виталием Кальпиди, имеет всё-таки весьма специфический вкус. В нём некоторых специй в избытке, зато других продуктов не хватает» [2]. Но против права и вкуса редактора возражать бессмысленно.
Следующим этапом развития проекта стало создание обобщающей энциклопедии. По данным интернет-сайта, с апреля 2012 по 6 января 2013 г. при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края была создана сокращенная версия книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» [3]. А уже осенью 2013 г. прошли презентации «Энциклопедии» в Екатеринбурге, на книжной ярмарке в Красноярске и в Челябинске (25 ноября в Камерном театре).
Это уникальное издание, помимо великолепного дизайна, потрясающих фотографий, представляет объемный информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, породивших такое уникальное явление, как современная уральская поэзия. Эта книга задумана и осуществлена как акция культурного опережения, снабжена богатейшим иллюстративным материалом [4]. В энциклопедии представлены более 130 авторов, он содержит более 850 снимков, большинство из которых прежде нигде не появлялось.
Историко-культурные и философско-поэтические смыслы такого уникального явления, как УПШ, открываются не только в стихах – и даже не в первую очередь в них, но в хронике культурных событий, происходивших на городских ландшафтах Уральского региона, в биографиях их инициаторов и участников – нескольких поколений поэтов, представляющих свободную уральскую поэзию на протяжении тридцати последних лет.
Уральское поэтическое движение (УПД) – уникальный историко-культурный и эстетический феномен, значимость которого диктует необходимость серьезного внимания и осмысления со стороны профессионального филологического сообщества. В сентябре 2014 года по инициативе трех уральских вузов (Уральского Федерального, Челябинского педагогического и Челябинского государственного университетов) в Екатеринбурге состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы». В настоящее время УПД находится на стадии осознания себя как культурного знака, чему способствует филологическая рефлексия со стороны академической науки. Мы имеем в виду, прежде всего, ученые доклады, сделанные на конференции, статьи, опубликованные в «Вестнике ЧелГУ», готовящуюся коллективную монографию. Уральские ученые филологи могут стать открывателями нового культурного феномена, имеющего все шансы войти структурным звеном в трехвековой контекст русской поэзии.
Литература:
1. Антология. Современная уральская поэзия 2004-2011 гг. Автор проекта и гл. ред. В.О.Кальпиди. – Челябинск: Издательская группа «Десять тысяч слов». 2011 – 352 с.
2. www. marginaly.ru;
3. http://kulturaperm.ru/projects?show_id=163
4.Энциклопедия Уральская поэтическая школа: информационый арт-объект. Ред. В.О.Кальпиди. – Челябинск: Издат. группа «Десять тысяч слов», 2013. – 607 с.
Фото Сергея ЖАТКОВА