Нужно разрушить стереотипы

Марина Загидуллина

Марина Загидуллина

«Нужно разрушить стереотипы, приблизить поэтическое слово к человеку»,  — говорит Марина Загидуллина.

Статья в газете «Вечерний Челябинск» от 1 октября 2014 года:

Марина Загидуллина: «Нужно разрушить стереотипы, приблизить поэтическое слово к человеку».

Автор умер, да здравствует проект!

Уральское поэтическое движение — понятие, не имеющее особой ясности для большинства челябинцев. А между тем это явление существует и развивается, ни мало не спотыкаясь на своем пути из-за наличия или отсутствия научного признания. Но сама наука проявила к уральской поэзии беспрецедентный интерес, и в Екатеринбурге была проведена конференция «Уральское поэтическое движение (1981 — 2013): история, аналитика, прогнозы» — первая научная конференция, посвященная региональной поэзии. Московская и санкт-петербургская поэтические школы не были удостоены такого пристального внимания ни разу. Челябинские участники встречи рассказали о ее результатах на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс» 26 сентября.

Первый вопрос, который мы задаем участникам конференции, — что же такое уральская поэтическая школа, уральское поэтическое движение?
Доктор филологических наук Марина Загидуллина объясняет: УПШ — это поэты, имеющие отношение к «Большому Уралу», то есть треугольнику Екатеринбург — Пермь — Челябинск. Она особо отмечает материальную воплощенность явления: три антологии уральских поэтов и монументальную «Энциклопедию УПШ».
— Это, — говорит Марина Викторовна, — уникальный проект, создание культурной ауры…
Так впервые звучит на пресс-конференции важное, ключевое слово — проект.

УПШ — это в первую очередь проект! — подхватывает доктор филологических наук Татьяна Маркова. — Он направлен на наращивание культурного слоя.

И издатель Марина Волкова уверенно подтверждает:
— Это искусственный проект ускоренного, буквально молниеносного развития региональной литературы.
Ученые и издатель сходятся во мнении: деятельность УПШ направлена на изменение положения поэзии, приобщение к ней широкого круга читателей и авторов, создание новой, живой и активной культуры. С ними согласен и Олег Синицын, представитель уральского поэтического движения.

— Нужно разрушить стереотипы, приблизить поэтическое слово к человеку, — добавляет Марина Загидуллина. — Именно об этом мы и говорили на конференции.
Однако как же возникла идея научной конференции? По словам Татьяны Марковой, книга «Энциклопедия УПШ», в которой собраны сведения об основных элементах движения и его представителях, стала той точкой, после которой научная общественность уже не могла молчать о таком явлении — феномене, — как уральская поэтическая школа. Появилась насущная необходимость осмыслить это поэтическое движение — и была организована конференция. Материальную базу взял на себя Екатеринбургский Союз писателей, но по части организаторской деятельности отличилась челябинская сторона.

Доктор филологических наук Татьяна Семьян отмечает необычность подобного литературоведческого опыта:
— Изучение такой живой литературы — огромная редкость. По словам филологов, в подобных случаях ученый становится частью общего процесса: буквально следит за появлением строчек в блокноте поэта и сам оказывает на него влияние. В целом специалисты находят, что уральская поэтическая школа еще не достигла своей вершины и имеет огромный потенциал.

Вопрос о принадлежности авторов к уральской поэтической школе по-прежнему остается спорным. Участники конференции называют имена А.Петрушкина, О.Синицына, Е.Оболикшты, Н.Санниковой, В.Балабана, М.Халтуриной, раз за разом упоминается в разговоре Виталий Кальпиди. Особо отмечаются участники проекта «ГУЛ» — «Галереи уральской литературы» — серии из 30 книг уральских поэтов, повлекшей за собой множество споров, альтернативных мероприятий и в целом большое оживление литературной общественности.

Каковы же итоги конференции? Участники сообщают, что по-прежнему не могут дать единого определения понятию «уральская поэтическая школа». Однако академические круги вплотную занялись этой проблемой, и через год планируется выпустить коллективную монографию, посвященную данному движению. У всех участников встреча оставила приятные впечатления. Кроме научной части конференция включала и фестивальную программу — грандиозную читку стихотворений поэтами УПШ. Во время этого поэтического вечера зал был полон, слушателям приходилось стоять, что уже говорит об успехе проекта в его попытке выпустить поэзию из аудитории на улицу. Кстати, во второй день конференции в Екатеринбурге прошел День «ГУЛа»: на различных площадках города — в вузах, библиотеках, школах и даже в колонии уральские поэты читали стихи и рассказывали об уральской поэзии.
А проект «Уральская поэтическая школа» продолжает набирать обороты и привлекать новых участников. 5 октября в публичной библиотеке Челябинска состоится презентация проекта «ГУЛ», приуроченная к празднованию юбилея М.Ю. Лермонтова. На встречу приглашаются и молодые поэты, желающие заявить о себе. Еще один День «ГУЛа» пройдет в Екатеринбурге
9 октября в рамках книжного фестиваля, по его результатам будет издана антология молодых поэтов «ПроГУЛки. Екатеринбург».

Оригинал статьи ЗДЕСЬ