29 октября в Златоусте состоялась конференция «Эволюция библиотечного краеведения в контексте современной социокультурной среды».
Доклад* Марины Волковой, издателя
Проект «ГУЛ» как проект ускоренного развития региональной литературы
Проект «ГУЛ» (Галерея уральских авторов) состоит из нескольких пластов – собственно издательского, продвиженческого и «развивающего» — т.е, направленного собственно на развитие региональной литературы. Издательская часть проекта – серия «ГУЛ». C 15 февраля этого года каждую неделю выходит книга серии «ГУЛ». Уже сам по себе такой темп книгоиздания – своеобразный рекорд. Кто хоть немного знаком с издательским делом, тот представляет, какой объем работы стоит за подготовкой издания даже небольшой книги. По сути, проект «ГУЛ» логично продолжает ту огромную работу по отслеживанию и фиксации литературного процесса на Урале, которой поэт и культуртрегер Виталий Кальпиди посвятил не одно десятилетие.
Перед выходом книг «ГУЛ»а он издал три Антологии уральской поэтической школы (каждые семь лет выходила очередная Антология) и Энциклопедию уральской поэтической школы. В антологиях и энциклопедии представлено творчество и биографии 135 уральских поэтов последнего тридцатилетия. В серии «ГУЛ» изданы книги тридцати самых ярких представителей уральской поэтической школы. Все книги серии одного формата, отличаются лишь цветом и «знаком» поэта (знаки поэтов тоже разработаны Виталием Кальпиди). В каждой книге лист кальки с автографом поэта. Серию замыкает дайджест «ГУЛ» — для ученых и библиотекарей.
Вторая часть проекта «ГУЛ» — продвижение книг серии и поэтов уральской поэтической школе. Ситуация сложилась просто парадоксальная: на Урале великолепные поэты, но знает об этом очень и очень узкий круг избранных. Одна из главных задач проекта «ГУЛ» — создание на Урале поэтического кластера, т.е., сообщества людей, осознающих, что на Урале есть поэзия, что это поэзию можно и нужно читать, а поэтические книги можно и нужно покупать. Такая, казалось бы, романтическая задача имеет совершенно конкретные индикаторы: было запланировано, что к концу 2014 года о проекте «ГУЛ» узнают не менее 300 тысяч уральцев, не менее десяти тысяч человек услышат стихотворения «ГУЛ», не менее тысячи будут читать уральскую поэзию, продано будет не менее 600 книг. На сегодня уже все эти цифры достигнуты с большим перевыполнением.
Т.е., цепочка действий проекта проста : добиться, чтобы об уральской поэзии слышали; чтобы ее слушали; чтобы ее читали; чтобы ее покупали. Как это делается – подробно описывается на сайте проекта http://mv74.ru/gul/, а все про уральских поэтов и поэзию можно прочесть на сайте http://marginaly.ru/
Главные принципы продвиженческой части: системность, последовательность, краудсорсирнг, качество материалов и мероприятий. Форматы мероприятий самые разнообразные: презентации проекта (с 12 марта), семинары (с 11 апреля), Дни поэта (с 16 апреля), творческие встречи (с 17 апреля), автопробеги (с 5 мая), литературные гостиные (с 25 апреля), лекции (с 20 мая), конференции (с 24 сентября), фестивали (с 24 сентября), Дни ГУЛа (с 25 сентября), мастер-классы (с 4 сентября), акция «Книга за день» (с 9 октября)… Места проведения мероприятий: библиотеки, театры, образовательные учреждения, учреждения общепита, офисы коммерческих и некоммерческих предприятий, даже колонии… Одним словом – везде! На сегодняшний день проект «ГУЛ» прошелся по 14 регионам России и по республике Беларусь.
Да, общие принципы продвижения чего бы то ни было в общем одинаковы. Меняется сам продукт, меняется время и мода, в какой-то степени меняется сложность задач. Поэтому в продвижении «ГУЛ»а используются и разработки из моей «производственной» жизни (в свое время я делала проекты по увеличению объемов производства в два раза, проекты по перепрофилированию производственных площадок, по созданию новых производственных бизнесов, по региональной субконтрактации и т.п.), и разработки из общественно-политических проектов, и кое-какие ноу-хау из издательской деятельности. Большая часть разработок – собственные, много идей взято из опыта времен Советского Союза (что-что, а советская пропаганда работала четко). Решающим в продвижении «ГУЛ» (как и в любом продвижении) являются идеи и собственная энергия. Все остальное (в том числе и деньги) – вторично. А об эффективности можно говорить, сравнивая запланированные показатели с достигнутыми, и, главное, по обратной связи – принятию уральским сообществом собственной культуры. Да у Урала и выбора-то особого нет, только перепрофилироваться из Урала производственного в Урал поэтический. Все остальное – следствие.
Апофеозом проекта стала общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы» — первая в России научная конференция, посвященная региональной поэзии. Конференция, учредителями которой выступили три университета Урала, состоялась 24-25 сентября в Екатеринбурге, и получила от ее участников – ведущих литературоведов страны очень высокие отзывы.
Но продвижение только 30 авторов (и даже 135 авторов уральской поэтической школы) не решит проблему развития интереса к поэзии и книге. Поэтому в Челябинске тотально, а в ряде регионов – локально — запускается проекта «Вернем поэзию в библиотеки!» . Соотношение проектов «Вернем поэзию в библиотеки!» и «ГУЛ» следующее: — «ГУЛ» в данном контексте – конкретный пример, материал, образец, на котором реализуется проект «Вернем поэзию в библиотеки!», оставляющий простор для творчества библиотекарей, выбора читателей и позволяющий всем библиотекам присоединиться к проекту, независимо от наличия книг «ГУЛ» в фонде. При проектировании новой формы продвижения книг использовался опыт реализации проекта «Год челябинской детской литературы».
Модули проекта «Вернем поэзию в библиотеки!»
1. Пересмотр библиотечных фондов – место хранения поэтических книг, их состав, классификация (фото, анализ книговыдач, предложения по организации выставок и организации мест хранения). Разделение фондов: классика, УПШ (уральская поэтическая школа), подаренное (самиздат)..
2. Организация выставок.
А) По «ГУЛ» — электронные макеты выставок: а) фото поэтов, б) информация о поэтах, в) подборка стихов, г) заголовок выставки, д) собственно макет выставки.
Форматы: сменные выставки на каждый день, на неделю, на месяц. Материалы для выставок предоставляются в электронном виде издательством.
Б) Передвижные выставки «ГУЛ» (минимум 3): фотографии и стихи.
В) библиотечные планы выставок негуловских (но хороших) книг.
Г) выставка «ГУЛ» полная, на неделю в каждую библиотеку Челябинска и, выборочно, по библиотекам региона.
3. Звучащее слово.
Закрытый Конкурс чтецов стихов «ГУЛ» среди библиотекарей. Пятиминутки звучащего слова ежедневно. Конкурсы читателей-чтецов современной уральской поэзии.
4. Форматы проекта «ГУЛ»:
Дни поэтов. Вечера памяти поэтов. Лекции о современной уральской поэзии. Вечера видеоарта. Час поэта .
5. Традиционные формы мероприятий: поэтические вечера, презентации книг, встречи с поэтами – по библиотечным планам и по негуловским (но хорошим) книгам.
6. Марафон «ГУЛ»а по библиотекам Челябинска. Передвижение полноценной выставки книг «ГУЛ»а по библиотекам города, в каждой библиотеке – Неделя «ГУЛ»а с максимальной концентрацией мероприятий по «ГУЛ»у: п.3, 4 плюс отчет и/или презентация планов по п.1, 2, 5 при передаче выставки в следующую библиотеку. Фотоотчеты о Неделях «ГУЛ» на сайте.
30 октября в Челябинске этот проект стартует и открывает собой фестиваль длиной в год. Надеемся, что и Златоуст присоединится к участию в проекте «Вернем поэзию в библиотеки».
* На самом деле в таком виде доклад был опубликован в одноименном сборнике, а на конференции был показан фильм «Вернем поэзию в библиотеки» и презентация «Механизмы формирования поэтического кластера». И, самое главное, представила поэта УПШ Сергея Дегтярева участникам конференции.