Омская поэтическая школа

Резиденция Колчака в солнечный день

До недавнего времени словосочетание «Уральская поэтическая школа» входило только в парадигму перечня: Московская поэтическая школа, Питерская поэтическая школа, Уральская поэтическая школа.

Последние годы стали появляться словосочетания «беларуская поэтическая школа», «смоленская поэтическая школа», «рязанская поэтическая школа»…

Статья Андрея Козырева,  поэта, автора шести книг, члена Союза писателей Москвы,- об Омской поэтической школе.

Андрей Козырев

Андрей Козырев

О своеобразии омской литературы

Чтобы определить, существует ли самостоятельная «омская поэтическая школа», следует установить, что означает само понятие школы. Существование школы в широком смысле этого слова предполагает наличие учителей, учеников, школьной программы и единого пространства, где происходит общение учителей с учениками. Существование школы в литературе предполагает наличие основателей и лидеров школы, их последователей, особых тем и приемов творчества, а также определенной пространственно-временной среды, определяющей особенности первых трех элементов, — т.н. «материнского ландшафта».

В Омске исторически (с начала ХХ века) сложился свой литературный процесс, в котором присутствуют основатели, лидеры, учителя и их последователи. Но омская пространственно-временная среда, омский «материнский ландшафт» не имеет четких границ. Омск исторически неразрывно связан с Новосибирском, Павлодаром, Тарой, Тюменью, Тобольском и другими крупными городами, и провести культурную границу между нашими регионами так же трудно, как и природную. На Севере – тайга, на юге – степь не имеют четких рубежей, таких, как реки, горы и т.д. Четких культурных рубежей тоже нет: П.Васильев, например, связан и с Павлодаром, и с Омском, Ф.Березовский – с Омском и Новосибирском, Л.Мартынов бывал и творил во всех этих регионах. Поэтому стоит говорить о едином западно-сибирском природном и культурном материнском ландшафте, определяющем черты западно-сибирской литературной школы, одним из главных центров которой является Омск.

Особенности природы, истории и общественных отношений Западной Сибири определили основные черты «литературного менталитета» сибиряков:

1. Близость к природе, величественной, но суровой, сулящей богатство, но требующей сил для его добычи, повлияли на мужественный, сильный, но одновременно открытый для природной красоты характер сибиряков. Это отразилось в почвенническом и крестьянском направлении омской и сибирской литературы – прозе Ф.Березовского. поэзии П.Васильева, Е.Забелина.

2. Историческое отсутствие крепостного права и строгого религиозного контроля над мировоззрением повлияли на свободолюбие и самостоятельность слова и мысли жителей региона. Отсюда – этическая позиция, выраженная в творчестве Мартынова (в частности, в его исторических поэмах), исторической прозе – от К.Урманова до В. Брычкова. Роль нашего города как «Отдаленного Места Ссылки Каторжан» и трагическая судьба региона, принимавшего ссыльных с царских времен до 40-х гг., также отразилась в творчестве омских авторов.

3. Роль форпоста цивилизации в Сибири и одновременно «тихого пристанища» для спасавшихся здесь от войн и катастроф жителей Европы определили своеобразие менталитета городского жителя, его положение «междумирка» «между стихией и культурой». В Сибири словно еще не закончилось создание природы Богом, но уже началось преобразование ее человеком. В сибиряке природа и культура ведут постоянный диалог. Это отразилось в городском направлении омской литературы – от футуристических описаний города начала ХХ века через «Воздушные фрегаты» Л.Мартынова до современной городской поэзии (Ю.Перминов, О.Клишин).

4. Роль научного центра в стремительно осваиваемом краю повлияла на становление своеобразного «сибирского космизма», школы философской и натурфилософской поэзии, изучающей Сибирь как Космос, который надо изучать, либо как дверь в Космос новых нравственных и духовных категорий. Эта линия в истории Омска начинается с П. Драверта и продолжается до сих пор в творчестве, например, С.Курач.
Таким образом, в единой западно-сибирской литературной школе вырисовываются четыре основные тематические линии, идущие от автора к автору и образующие единый узор: почвенническая (деревенская), историческая, урбанистически-цивилизационная, философски-космическая. Они определяют и технические особенности поэзии нашего региона.

С точки зрения техники стихосложения можно выделить соответствующие этим линиям школы (употребляю этот термин для обозначения совокупности авторов, объединенных единым мировоззрением, лидером и манерой изложения материала). Каждая из школ имеет свою поэтику.
Первая поэтика – неоклассическая – отличается реализмом, традиционностью, вниманием к деталям жизни, быта, психологии, раскрытием больших тем на простом сюжетном материале, определенной философичностью, афористичностью концовок, точным владением рифмой. В числе первых представителей – Г.Вяткин, сейчас – Е.Кордзахия, Т.Четверикова.

Второй из школ, народно-песенной, свойственен лиризм интонации, плавность и напевность изложения, использование фольклорных и деревенских мотивов в сочетании с соблюдением традиций реализма. (Наиболее яркий представитель – П.Васильев, сейчас — В.Ерофеева).

Третья школа – вышеупомянутый сибирский космизм. Отличается интересом к нахождению новых форм для выражения сложных космических тем, близостью к восточному медитативному стихосложению, поэзии Рериха, народов Сибири, Азии вообще; используется (часто, но не всегда) нерифмованный стих, новые ритмы, как правило, неторопливые, располагающие к «вдумыванию» в стихи, емкие символистские образы. Эта школа технически еще только формируется, хотя смысловое ядро было еще у Драверта и Мартынова. К ней можно отнести символизм О.Чертова, из нынешних авторов – С.Курач (цикл описаний сновидений, «рериховские» стихи).

Городская школа. Задача описания жизни города, его внутреннего строя, темпов, ритмов, образов диктует свои приемы: написание стихов небольшого размера, с равносложными строками, неторопливым, но уверенным движением речи, осложняемым изощренной рифмовкой и переносами со строки на строку, подобными неожиданному биению сердца, заставляющему остановиться среди бегущего потока людей и увидеть необычное в обыденном. (О.Клишин, Ю.Перминов).

Можно выделить также неофутуристическую школу, восходящую к А.Сорокину, раннему Л.Мартынову и их ученикам и продолжаемую в основном омской молодежью. Черты этой поэтики – богатство нетрадиционных метафор и образов (порой излишнее), неожиданные «сдвиги» мысли и речи, разносложные строки, авангардные рифмы, вольные ритмы, неожиданные перемены интонации в ключевых местах стихосложения (чаще всего – в конце).

Есть множество авторов, сочетающих элементы разных поэтик. Так, В.Шелленберг в своих алтайских стихах использует свойственные сибирскому космизму образы и ритмы наряду с элементами, показывающими столичную литературную подготовку. Это стихи наполовину сибирские, наполовину европейские; вернее, перед нами – произведения европейского по менталитету человека, восхищающегося сибирской природой, понимающего ее, но все-таки относящегося к ней скорее как изумленный турист, приехавший на экскурсию в первозданный «рай» отдохнуть от привычной цивилизации, чем как местный житель, знающий сибирскую природу и воспринимающий ее как нечто естественное и привычное. Впрочем, это не сказывается отрицательно на качестве текста.

Также на «перекрестке» сибирского и европейского мироощущения в разные времена стояли С.Князев, О.Родионова, И.Павельева, В.Лизунов. Все эти авторы талантливы, но их метафизика не в меньшей степени европейская, чем сибирская. Это закономерно, разные культурные регионы должны сообщаться, как сосуды, иначе «живая вода» в них иссякнет.

В целом, характеризуя пять региональных поэтик, можно заметить, что представители народной и городской школ наиболее многочисленны и тесно привязаны к региону, именно они составляют ядро омского СПР. В этих направлениях омичам работать естественно и привычно, что сказывается также на количестве тусклых перепевов одних и тех же мотивов разными авторами, в обилии подражателей среди непрофессионалов. В этом русле работать легко, а добиться выдающихся успехов сложно.

В СРП преобладают представители городской, метафизической и неофутуристической поэтик. Лучшие стихи последователей этих традиций отличаются яркостью, необычностью. Это свойство также наряду с позитивной имеет и негативную сторону: такое творчество труднее воспринимается неподготовленной аудиторией. Кроме того, среди авторов этого направления нет стилистического и смыслового единства.

Подобные качества могут быть полезны для самореализации авторов по отдельности, но вредны для организации, которая держится исключительно на человеческом, а не творческом единстве.

Неоклассическая поэтика наименее привязана к региону, она скорее является межрегиональной, способной прижиться и дать плоды на любой почве, но не являющейся монополией какого-то одного региона. Авторы неоклассической поэтики могут быть отнесены к омской и – шире – сибирской поэзии более по смысловым, чем по формальным признакам.

Таким образом, на мой взгляд, следует говорить не столько об омской, сколько о западно-сибирской поэтической школе, входящей в состав культурного континента России наряду с дальневосточной, восточно-сибирской, уральской, поволжской, поморской, кавказской, черноморской, московской, петербургской школами. В каждой из школ можно выделить основные смысловые линии, поэтические традиции, лидеров, их последователей; ни одна из этих школ не выпадает из общей совокупности русской культуры, являясь ее неотъемлемым элементом. Но с идеей о том, что каждый крупный город может иметь свою самостоятельную школу, думается, трудно согласиться: собственные литературные и живописные школы могли существовать, например, в греческих городах-государствах или раздробленных княжествах Средневековья и Возрождения, а сами условия государственной и культурной жизни нашего времени – эпохи глобализации и духовно-культурного экуменизма – постепенно нивелируют различия между регионами, и сохранить культурное «самостояние» могут только сверхкрупные и сверхмощные регионы. Хорошо это или плохо, покажет время; но несомненно, что это – факт, с которым следует считаться.

Оригинал статьи ЗДЕСЬ

О фестивале «Омская зима», на котором были представлены почти все омские поэты, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ , ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ, а еще ЗДЕСЬ 

Об Омске ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Презентация ГУЛа в Омске ЗДЕСЬ, лекции по уральскому видеоарту ЗДЕСЬ и  ЗДЕСЬ