Особенности уральской поэзии

11
В докладе «УПШ в современных литературных журналах» приведены данные по анализу 96 рецензий, аннотаций, статей, интервью по книгам и творчеству поэтов УПШ.
Проанализированы материалы, опубликованные в «толстых» журналах, размещенных на портале «Журнальный зал», а также журналы «Воздух» и «Вещь» с февраля 2014 по декабрь 2015. См. ЗДЕСЬ

Понятие «Уральская поэтическая школа» и ее характеристики стали репером и инструментом для литературоведов и критиков (46 статей из 96 или 48% всех критических статей по книгам поэтов УПШ имеют отсылки к понятию уральской поэзии, ее характеристик). Само существование УПШ принимается литературоведами и критиками априори, используется уже не онтологически, а инструментально (42 материала). Отрицают (скептически относятся, сомневаются) наличие УПШ двое – Юлия Подлубнова и Наталия Санникова, Марта Шарлай критикует проект «ГУЛ» (всего 4 материала).

Такого количества ссылок на школы, лиц влияния, литературные течения и пр. системы реперов нет больше в рецензиях на книги других, неуральских поэтов.

Ниже приведены некоторые характеристики уральской поэзии, которые встречаются в аннотациях, статьях, рецензиях на книги и творчество уральских поэтов. Цифры означают количество упоминаний каждой характеристики.

1) Метареализм – 5 («в метареализме он видит естественный путь продолжения классической поэзии, ее внешнего обновления при сохранении внутреннего ядра»»).
2) Следование за языком – 6 («возможность решительно следовать в первую очередь за звуком и потоком звуков»)
3) Метафористика – 5 («насыщенная агрессивная метафористика»)
4) Силлабо-тоника – 4 (и «классическую просодию в том странноватом изводе любви/ненависти, который намертво прижился на Урале»)
5) Посвящения и отсылки — 3
6) Интертекст – 2
7) Экзистенциальность, экзистенциальный традиционализм – 2
8) Словотворчество – 2
9) Развитая гипербарочная поэтика – 1
10) Брутальность – 1
11) Жесткость – 1
12) Внимание к бытовым деталям — 1
13) Размытость гендера – 1
14) Искренность высказывания – 1
15) Критерий обязательной яркости, увлекательности любого поэтического высказывания – 1.

В указанный период времени появлялись статьи об УПШ и ее представителях и в других изданиях (журналы «Гвидеон» и «Графит», электронный журнал «Лиterraтура», журналы «Культура Урала», «Культура: теория и практика», целом ряде газет, сюжетов на радио и телевидении, публикаций на ряде сайтов… Но все эти ресурсы остались за рамками исследования, хотя текст об особенностях УПШ логично будет закончить цитатой из интервью Юрия Казарина «Областной газете» от 26.09.2015:
«— Уральскую школу что отличает?
Абсолютная свобода эстетическая и жёсткая несвобода нравственная. Москва ориентирована в большей степени на западноевропейскую и американскую поэзию, тогда как мы — на русскую».