Уральский феномен

aif2

Интервью  газете «Аргументы и факты»-Орел.

Интервью у Марины Волковой взяла Елена Годлевская

Уральский феномен

«Хороших людей надо делать»

На днях Опель с тремя уральскими поэтами и одним издателем приехал в третью литературную столицу, каковой мы себя считаем, со странным намерением: рассказать Орлу о… поэзии. Рассказывали четверо: Марина Волкова, Янис Грантс, Михаил Придворов, Анатолий Иванов. Зачем? Какая, к чёрту, поэзия в наше санкционное во всех смыслах время? На вопросы «АиФ-Орёл» ответила гость редакции – издатель и идеолог продвижения поэтов и книг Мария ВОЛКОВА.

— Слово «поэзия» воспринимается как нечто устаревшее. Сегодня умами владеет Интернет, смартфон, всевозможные «нано». Зачем поэзия? И уж тем более – зачем её пропагандировать?!
— Вообще-то поэзия – это стиль общения с языком, непосредственное восприятие языка, это, если хотите, жизненный смысл. Сегодня речь упрощается и обессмысливается, человек забыл многие слова. Поэзия – процесс постижения мира через слово, способ человеку быть человеком, и Уральская поэтическая школа (УПШ) максимально близка к этому.
Нас приучили думать, что ресурсы – это нефть, газ, уголь, леса, мы иногда говорим о трудовых ресурсах, но почти никогда – о главном ресурсе – о языке. А ведь пока он есть, есть и мы. Поэзия с управленческой точки зрения это место, где развивается «я». И потому поэт для меня – живой ресурс нашей страны. И у каждого города должен быть свой Поэт – иначе это не город. Уверена: если не будет поэтов – придут серые и коричневые.

— Уральская поэтическая школа — что это?
— По определению её создателя — известного российского поэта и подвижника Виталия Кальпиди, вот уже 30 лет формулирующего самобытную поэтическую традицию, — это, возможно, первая в России по возрасту и по масштабу саморегулирующаяся поэтическая организация, которая стала движением. Что, в свою очередь, беспрецедентное явление, превосходящее эпоху Серебряного века не только по длительности, количеству авторов и, главное, качеству поэзии, но и по нравственной составляющей своего бытия и философии. Своим существованием оно сформулировало: люди с концентрированной духовностью не должны сетовать на невостребованность; они на то и высокодуховны, чтобы самим создавать социальные и эстетические жанры своей деятельности без надежды на одобрение со стороны общества и тем паче – государства.
Своих поэтов мы продвигаем, в том числе, через автопробеги. Это – пятая по счёту поездка в рамках проекта ГУЛ – Галереи уральской литературы. В этот раз мы проехали 6 100 км, посетив за 11 дней не только Орёл, но и Минск, Тольятти. Презентуем лучшие произведения уральских поэтов – мы издали 32 книги общим тиражом 6,2 тыс. экземпляров. Нас слушают и покупают книги. И знакомятся таким образом с УПШ.
ГУЛ уже прозвучал в 14 регионах.

— В чём суть проекта?
— Он состоит из трёх пластов. Первый – продвижение уральских поэтов, литературы и поэзии в целом. Второй — расширение УПШ. Третья задача – методологическая, выходящая за рамки УПШ — управление проектами развития языка и изучение его влияния на окружающий мир. Как ни самонадеянно это прозвучит, мы пытаемся предотвратить гуманитарную катастрофу.

А как можно расширить УПШ – разве творчество подвергается планированию?
— Можно и нужно знакомить людей с поэзией, и этого, поверьте, достаточно, главное – от человека к человеку. Задача — побудить сначала слушать стихи, потом читать книги, покупать их. И, конечно, писать. Планированию поддается создание творческой среды, литературной инфраструктуры, издательская деятельность.

— А как побудить? Мы вот считаем себя третьей литературной столицей после Москвы и Петербурга, но, увы, на основе прошлого, а не настоящего.
— А вы скажите себе: «Стыдно жить в Орле и не знать орловских поэтов и писателей!» — и начните менять ситуацию! Мы, к примеру, в этом году реализовали целый ряд «побудительных» проектов. Провели в Челябинске Год челябинской детской литературы, в ряде городов – Дни поэтов и т.п. Всё лето каждый час по 15 минут в парках, на по радио звучали стихи наших поэтов. Другой успешный проект – «Книга за день». 9 октября в Екатеринбурге за день прочитали свои стихи 212 поэтов, а вечером мы уже сделали книгу, в которую вошли самые яркие тексты. В роли составителей были поэты ГУЛа.
Сейчас вернёмся в Челябинск и начнём реализовывать проект «Вернуть поэзию в библиотеки», откроем им Год уральской литературы.

— А где взять на всё это деньги?
— Мне часто задавали этот вопрос в Орле. Хотя важнее: как и что сделать?
Прежде всего, ты должен поставить задачу, которая больше тебя, и испытывать драйв от того, что ты её решаешь. Мантры типа «третья литературная столица» здесь не прокатят. Это соревнование не со всеми, а с самим собой: слабо или нет – сделать так, чтобы в Орле появилось, к примеру, новое направление в поэзии? или чтоб в орловских библиотеках были аншлаги? И уже потом – деньги. Поверьте, они найдутся!

— И всё же: вы где их находите?
— В своём кошельке. Я занимаюсь металлообработкой. Там зарабатываю, а здесь трачу. С 2006 года. Перерыв был только в 2008-2009-м, когда экономический кризис сильно задел промышленность.
Я бережно отношусь к жизни, понимая, что она конечна. Поэтому моя среда обитания – хорошие люди и хорошие книги. Мне нравится, что наши проекты объединяют хороших людей. И могу сказать, что их число стало больше. И мне нравится быть участником этого процесса.
Поэзия преображает. Вы видели лица детей, которые слушают стихи? Это необыкновенно красивые лица! Я фотографировала детей в спецприемнике Тольятти, где мы были с автопробегом – их не узнали ни воспитатели, ни сами дети – настолько красивы они были! Я выкладываю на сайте фотографии со встреч с детьми – и знаете, это влияет даже на взрослых. Мама-папа видят своего счастливого и красивого ребёнка и, понимая, что произошло что-то необыкновенное, сами открывают книги.
Я так скажу: чтобы хорошие люди появились, их надо делать.

— Урал всегда был промышленным центром – и вдруг: поэтический кластер, возрождение русской поэзии, и это признают в той же Москве, за рубежом. Откуда что взялось? Почему?
— У меня есть несколько ответов. Первый и главный – потому что на Урале есть Кальпиди – поэт с мировым именем, известный культуртрегер, уже 30 лет по собственной инициативе отслеживающий уральскую литературу, воспитывающий поэтов и продвигающий их.

— Признайтесь: сами пишите стихи?
— Нет. Но об этом я узнала лишь в 17 лет. Смешная история, но в 5 классе я сочинила:
Взвилась ракета в небеса
И в тот же миг умчалась
Лишь в синем небе полоса
Белеть, как снег, осталась.
И была очень горда собой, считая себя поэтом. А в 10 классе обнаружила, что это стихи из букваря, я просто об этом забыла… Это был настоящий удар. Я поняла, что я – не поэт. Но мне это нисколько не мешает жить. Главное – есть поэзия! К слову, в результате реагирований на ГУЛ рождаются мечты об ещё одном ГУЛе (Галерее ульяновской литературы), а также о ГОЛе (Галерее орловской литературы) и АТОЛЛе (Антологии тольяттинской литературы). Но «забьёте» ли вы нам поэтический «гол», зависит только от вас.

Елена Годлевская

Наша справка
Мария Волкова.
Родилась в 1958 г. в Челябинской обл. Окончила Новороссийский пединститут по специальности «учитель начальных классов», Академию народного хозяйства при Правительстве России, 5 курсов Южно-Уральского госуниверситета по специальности «экономист машиностроения». Работала в образовании, руководителем пресс-службы обладминистрации, политтехнологом. Учредитель ООО «Лазерные технологии», С 2006 г. учредитель и директор ООО «Издательство Марины Волковой».
Увлекается фотографией и настольным теннисом.
Имеет троих детей и двух внуков.
aif1