//
Notice: Функция register_sidebar вызвана неправильно. В массиве аргументов для боковой колонки «Боковая колонка 1» не задан параметр id. Присвоенное по умолчанию значение равно «sidebar-1». Чтобы убрать это сообщение и сохранить текущее содержимое боковой колонки, задайте вручную параметр id, равный «sidebar-1». Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 4.2.0.) in /home/l/liza84/mv74.ru/public_html/konkurs74/wp-includes/functions.php on line 5777
Души открытое окно » Архив сайта » Семь нот для одного сна

Семь нот для одного сна

В Челябинске впервые в стране стартовал международный композиторский конкурс «Души открытое окно»

«Души открытое окно»

В Челябинске впервые в стране стартовал международный композиторский конкурс «Души открытое окно»

Известно, что Пол Маккартни свой самый знаменитый сингл «Yesterday» услышал во сне. А вы никогда не пробовали сочинять музыку? Пусть не во сне, а наяву. Ну, или хотя бы просто насвистеть какую нибудь свою мелодию. Попробуйте! В этом не сложно разобраться: нот то всего семь… Правда, в одной комбинации они могут превратиться в Болеро Мориса Равеля, а в другой — в песенку про большую крокодилу… И все-таки дерзнуть стоит! Благо, что у всех у нас появилась такая уникальная возможность — написать некий музыкальный опус, да еще при этом стать знаменитым!

Автором оригинальной идеи проведения такого конкурса выступила известный челябинский издатель Марина Волкова, которая привлекла к проекту маститых уральских композиторов, в том числе — Татьяну Шкербину и Елену Поплянову.

В активе председателя Челябинского отделения Союза композиторов России, доцента ЧГАКИ Татьяны Шкербиной такие сочинения, как Концерт для скрипки с оркестром и симфоническая картина, рок-рэп опера и струнные квартеты, прелюдии и фуги, полифонические пьесы и музыка к драматическим спектаклям. Одним из заметных культурных явлений последних лет стал балет «Аркаим» (либретто Константина Рубинского).

Елена Поплянова среди челябинских композиторов считается самым издаваемым автором.

Помимо целого букета произведений самых разнообразных жанров, челябинцам хорошо знакомы песни, написанные композитором на слова Агнии Барто и Эдуарда Успенского, Юнны Мориц и Бориса Заходера, наших земляков — Аси Горской, Николая Шилова, Нины Пикулевой.

А Надежда Капитонова даже включила имя Елены Попляновой в свою книгу «Литературное краеведение» наряду с нашими писателями. И совершенно справедливо: таким огромным количеством сочиненных ею песен на стихи местных авторов вряд ли кто еще может похвастать.

«Души открытое окно»

— Такого конкурса не было еще никогда и нигде — ни в одном регионе страны, — с гордостью рассказывает Елена Поплянова. — Да, проводятся сотни разных вокальных и инструментальных состязаний, но нигде и никогда не говорится о литературном качестве.

Идея же этого конкурса проста — объединить южноуральских писателей и композиторов для того, чтобы об их совместном творчестве узнали земляки, да и вся страна с ними. Примечательно и название конкурса — «Души открытое окно». Это строчка из стихотворения южноуральского поэта и писателя Андрея Середы, которая очень точно передает состояние композитора в момент, когда он начинает работать со словом. Это непросто: услышать слово в музыке. Для этого и должны быть распахнуты окна души.

Когда авторы говорят: «Я пишу для себя», не верьте им: они явно лукавят. Никто не пишет для себя. У искреннего художника окно души открыто всегда.

Разыскивается Мефистофель

— Потенциальным участником конкурса, помимо профессионалов, может стать любой человек, — подхватывает коллегу Татьяна Шкербина. — В каждой категории предусмотрены возрастные группы: первая — до 14 лет, вторая — от 15 до 18, третья — от 19 и старше без ограничения возраста. Призовой фонд будет формироваться из вступительных взносов участников (по 500 рублей в каждой номинации), а также из поступлений от спонсоров.

Мы не ставили жестких ограничительных рамок, поэтому определили две большие категории — А) инструментальная музыка, Б) вокальная музыка. Эти направления, безусловно, могут включать в себя любые музыкальные жанры — от песни до оратории — и дают большую свободу людям, которые работают с творчеством южноуральских писателей.

— Но одно дело — написать песню, другое — инструментальную пьесу, — продолжает Елена Поплянова. — Вспомните известный альбом Петра Чайковского «Времена года», где каждый месяц композитор предваряет поэтической строчкой — именно для усиления восприятия музыкального образа! Для того, чтобы, оттолкнувшись от поэтического образа, дорисовать картинку.

В мировой литературе есть много плодотворных образов. Мефистофель, например. Но, оказывается, и в уральской литературе тоже есть много ярких, былинных образов, например, в сказах Серафимы Власовой или в замечательной сказке Василия Кузнецова «Базар» с ее героями — важный гусь, кокетливая кошка, ворчливый индюк. Образы такие, что — бери и сочиняй! Лишь бы фантазия работала. Правда, есть опасность, что автор может ограничиться одним лишь распеванием стихотворных текстов. Музыкальные возможности безмерны.

— Я не удивлюсь, — признается Елена Поплянова, — что в ходе конкурса могут родиться новые жанры!

Авторство присваивает… народ

— Один из мотивов к организации конкурса стало стихийное сочинительство по произведениям наших авторов, — признается Марина Волкова. — Например, на стихи Михаила Придворова один питерский композитор написал целый цикл песен, а его коллега из Казахстана умудрился использовать нашего поэта в жанре детского шансона! Многие музыкальные произведения выложены в Интернете, причем часто указан только автор музыки, а слова южноуральских авторов несправедливо превращаются в «народные».

Курьез на эту тему. Елена Поплянова участвовала в программе «Поле чудес». Шел традиционный обряд «задаривания» ведущего. После очередных домашних компотов и пирогов одна из участниц шоу, воспитательница детсада, вызвалась спеть «детскую народную песенку», которую они, дескать, распевают вместе с малышами. И, к изумлению Елены, вдруг запела ее песню на стихи Нины Пикулевой… Вот такая она, «народная» слава!

Вначале было слово

— Уже сегодня в нашей копилке есть очень яркие произведения, которые и сформируют рекомендательный список литературных произведений для конкурса, — рассказывает Марина Волкова. — К 1 ноября список будет опубликован на сайтеmv74.ru.

Впрочем, композиторы вольны выбрать любое литературное произведение любого южноуральского автора, в том числе и не из этого списка. Правда, в этом случае ответственность за договоренность с автором текста лежит уже на композиторе. Награждение и гала-концерт победителей состоится в рамках фестиваля «САМСУСАМ» имени Николая Шилова в Челябинской государственной академии культуры и искусств в апреле 2014 года. Кстати, кроме этого вуза, в числе организаторов конкурса — Челябинское отделение Союза композиторов России и Челябинская областная универсальная научная библиотека.

По итогам конкурса будет издана книга с нотами и диск с записью произведений победителей конкурса, которые по-своему вольются в музыкальный ландшафт страны.

«Оторвался творчества кусок»

Такой короткий и замечательный стих написал один мальчик, участник литературного конкурса Николая Шилова. Организаторы конкурса надеются, что от всех его участников тоже обязательно оторвется кусок творчества и прилетит к ним в оргкомитет.

Этим «кусочком» формально должны стать нотный материал и видеозапись «живого» исполнения заявленных сочинений.

Причем качество видео не будет играть никакой роли — можно снять хоть на мобильный телефон. Правда, нередко бывает так, что автор в своих нотах не очень корректно отражает музыкальную ткань, а видео как раз и поможет некоторые вещи «дослушать». И наоборот, когда видео представляет такую, казалось бы, богатую музыкальную палитру! Но на деле выясняется, что это просто отличная работа аранжировщика, в сухом же остатке — три повторяющиеся нотки.

Сколько предполагается оставить финалистов, пока не знает никто. Принцип один: останется все лучшее.

Организаторы конкурса обращаются ко всем наследникам южноуральских писателей и поэтов с просьбой откликнуться, поскольку творчество их близких может уже совсем скоро получить второе рождение.

Besame mucho по-уральски

Тихон Хренников как то заметил: можно быть искусным новатором в музыке, придумывать новые системы, но все же самым главным в мире звуков остается мелодия. Сочинить просто хорошую, самобытную мелодию — очень сложно, а уж написать шлягер… Многие композиторы, не раздумывая бы, отдали кучу своих произведений за одну такую мелодию!

Неудивительно, что жюри не намерено делать никаких скидок на профессиональную подготовку автора. Уже сегодня, прослышав про конкурс, учащиеся 10 й челябинской гимназии заболели музыкально-драматургическими идеями. Почему бы и нет? Также «заболеть» имеет право каждый из нас. Вспомните, что знаменитую «Besame mucho» написала совсем молодая мексиканская девушка Консуэло Веласкес, не имевшая музыкального образования. Но песню эту поют вот уже более 70 лет во всех уголках планеты. Как уже полвека слушают и сингл «Tombe la neige» бельгийского шансонье Сальваторе Адамо, написанного им еще в 19 лет.

Поэтому — кто знает? — у нас тоже, может быть, родится своя, какая нибудь южноуральская «Besame mucho».

Гайнуллин Марат Шавкатович

фото Вячеслава Шишкоедова

Южноуральская панорама

Оставьте свой отзыв


Notice: Undefined variable: user_ID in /home/l/liza84/mv74.ru/public_html/konkurs74/wp-content/themes/fluid-blue/comments.php on line 73