Как журнал делался

5

Из письма Марины Волковой Александру Самойлову 11 февраля 2015 года: «Саша, давай опубликуем нашу переписку по журналу.

Журнал МЕСТО — часть проекта ускоренного развития литературы. Ускоренное развитие лит. предполагает и ускоренное развитие сопутствующих отраслей: истории литературы, мемуаристики.
А тут тебе готовая переписка, почти «Цветаева-Пастернак» 🙂
Это глобально.
А актуально: это классный ход по входу в журнал, коммуналку-то все прочтут, тем более она м-ж, а умные и процесс увидят. А уж потом журнал. Эта переписка как рамка для картины, она очерчивает пространство для журнала»

(Комментарий МВ: Не могу сказать, что моя идея обрадовала Александра, скорей, она его расстроила. Но спорить со мной себе дороже, и Саша с неохотой, но дал добро на публикацию нашей переписки по поводу журнала «МЕСТО». Кроме переписки, были еще короткие звонки, несколько разговоров «вживую» и огромная Сашина работа «за кадром» нашего диалога).

Переписка Марины Волковой (МВ) и Александра Самойлова (АС), сопровождающая становление журнала «МЕСТО».

Концепт журнала «МЕСТО» прост: журнал – это процесс.
Поэтому и сам концепт мы публикуем как некий процесс,
точнее, как цепочку реплик,

фиксирующих процесс создания журнала.

 

2 ноября 2014, переписка в ФБ:

МВ:
Пишу статью для сайта http://mv74.ru/gul/gul-vozmozhno-li-povtorenie-2.html

АС:
так и есть. пока нечего добавить

МВ:
не наврежу?

АС:
хуже-то точно не будет)

МВ:
ну да, я забыла свою главную отмазку, спасибо, что напомнили

АС:
м.б. им конкретное что-то посоветовать? или это будет у вас?
с чего начать

МВ:
с Вас

АС:
?

МВ:
то я так мечтаю.
Вы бы смогли (стать не Кальпиди-2, а Самойловым-1 для Орла)
а они пока сами пусть думают, бабушка меня учила (но так и не научила): «Не спрашивают — не сплясывай». Вот про это спросили — я ответила

АС:
я конечно могу попробовать

МВ:
!!!
но подождем их сначала

АС:
Угу

3 ноября 2014. Переписка в ФБ

АС:
И какой следующий шаг? Мяч все еще на их стороне?

МВ:
хм, а что Вы ждете /хотите?

АС:
То есть они хотят делать опш или нет?

МВ:
ха, а этот вопрос — к Вам! честное слово!

АС:
Я готов!

МВ:
прям радуюсь (хотя честно предупреждаю — тягомотина будет еще та — и никакой благодарности, одни обидки — вот эти мои слова скопируйте и сохраните в надежное место).

4 ноября 2014. Переписка по электронной почте.

АС:
1. Организация поэтических чтений. Регулярно, в щадящее время. Например, в будни, после работы.
2. Для координации – создать сообщество в ВК и ФБ. Мероприятия оформлять как мероприятия. Пиарить их в он-лайн и в офф-лайне.
3. Кроме анонсов, публиковать отчеты. Фото, а лучше – видео.
4. Параллельно – издательская программа. Есть бюджет – бумажные книги, нет – электронные.
5. Электронные – делать через Ridero.ru. Там есть нюансы, но пока вроде это самая удобная площадка. ISBN – бесплатно)) Ну и дистрибуция там неплоха. Электронную версию можно закачать на телефон/планшет прямо на встрече, либо с афиши мероприятия (через QR-код).
6. Поэтическая серия – основа для создания антологии (через семь лет))
7. Необходимо – м.б. это самое важное – теоретическое обоснование всего это движения. У УПШ – это «язык ангелов», перед которым все становятся в ступор. Есть, навскидку, несколько вариантов:
a. Продолжение поэтического наследия былых эпох
b. Новый способ познания миря
c. Терапия (как здорово, что все мы здесь)
d. Преобразование реальности
e. Что-то еще
8. Движение само собой свалится в одну из этих «парадигм» и это будет его кризисом, до которого еще нужно доползти.

МВ:
Здравствуйте, Саша!

Смутили пп.7-8, поскольку с трудом могу помыслить «речь ангелов» как идеологическую основу УПШ. Я этот опус воспринимаю как сугубо индивидуальный ( и у каждого поэта из УПШ он свой, у Вас, возможно, это идея равенства поэзии-жизни или, учитывая тематику, «Проездом по жизни» :)). В крайнем случае, к речи ангелов можно относиться как к одной из ловушек или провокаций, побуждающих построить собственную ловушку, отстраиваясь от этой.

Я бы для начала акцентировала внимание именно на территориальном компоненте — в основе УПШ все ж географический принцип. И об обязательности трех городов ВК не зря говорит: соревновательность, сравнение, отличия речи и культуры — важное условие развития. Что пойдет в пару-тройку к Орлу? Челябинск неплохо, но обязательна возможность живого общения, отсюда-туда-обратно мы не наездимся, а без живой речи процесс загнется.

И еще напомню про обязательные элементы литературной инфраструктуры (помимо издательств, мероприятий): наличие критики и периодики.

Критики там точно нет, и пойти придется по пути ВК — привлекая российскую плюс ученых, и еще восполнять собой (АС) функцию редактора-составителя-учителя. МВ

АС:
можно не пространственный компонент взять, а временной. соревноваться с орловскими классиками. то есть интерес к ним и к современникам пробудится) только не очень понятно как (пока). география же у УПШ — потому что истории нет
под теорией я и понимаю критику и проч., все, что наворачивается вокруг.
периодика им нужна, разумеется. процесс-журнал. помнится Кальпиди давно предлагал организовать такой в Челябинске, журнал, где печаталось бы ВСЕ. Получается журнал-выступления-книга-антология (например).
а ангелов вы напрасно отбрасываете) это фундаментальное положение))

МВ:
Соревнование с классиками опасно: они победят. В силу двух простых вещей: образование у них покруче нынешнего было, словарный запас побогаче, ценностная сфера покрепче, и, второе, — литературой они занимались профессионально, т.е., помногу и каждый день. И, увы, выпадает самый существенный элемент конструкции — живая речь.
ВК недаром отсекает историю (а она даже на Урале была), — с «чистого листа» проще.

Ангелов я не отбрасываю, просто в моем методологическом языке все проще, и идеи развития мне вполне достаточно, а на уровне поэзии она может трасформироваться в самые разные образы. Ангелы так ангелы, хотя ход тупиковый — если вспомнить архетипы.

Про журнал — с ВК говорили уже про другой, но вообще сама идея периодического электронного издания мне кажется самой оптимальной. Редколлегия — гуловцы-упшовцы. Периодичность хотя бы раз в два месяца. Концепт — коллективное творчество упш-цев.
Можно делать сразу с элементами видео. МВ

АС:
Не знаю, как это в Орле — посмотрел википедию — можно с чистого листа.
Я бы взял Фета и спросил там в Орле, что есть Фет сегодня. Где в Орле Фет? Они вот там все живут, а Фет? Его там нет, если воспринимать его как метафору каких-то там поэтических брожений. Как вход/выход в какие-то «иные измерения». Но интереснее взять его как метонимию — как то, что лежит рядом и сегодня, что тогда — раньше — было Фетом, а сейчас что/кто?
И речь не о наследовании «мотивам», а о присутствии «мотива», который и сейчас организует нашу «живую речь».
В таком духе примерно.

МВ:
Саша, любой вариант принимаю. Ваш мне нравится. Хотя и понимаю, что Фета в Орле разглядеть легче с Урала, нежели из Орла. А организационно-то как?

АС:
Лучше им конечно журнал выпускать. Организатор, пропагандист и агитатор. Тогда в рамках журнала организовывать и чтения и книжные серии и антологии и все-все-все.
Только хороший журнал. Взять иностранный поприличней – и содрать дизайн.
Сделать версию для планшетников.
Смогут они сами это?

МВ:
Саша, технически не знаю, спрошу. Но редколлегия должна быть отсюда, это точно. Возьметесь? Только подумайте хорошо — времени это займет кучу

АС:
что ж в редколлегии только я буду? тогда все будет быстро и легко)

4 ноября 2014. Переписка в ФБ:

МВ:
Саша, тут вы сами рулите (про журнал). Я (как орговик) предложила бы всем гуловцам принять участие (потому как стихи и статьи с них все равно будете же для журнала собирать)? И полезнее было бы, хотя и долго-нудно. Из моего опыта создания газет и журнала единоначалие всегда лучше, но оно у меня всегда было теневым

АС:
теневое — самое лучшее!
только мы про какой журнал говорим? гуловский или гул + орел?
или — только орел

МВ:
орел, но там же все равно будет и другое, от одного-то орла быстро устанем. Но вы сами решайте, так-то правильнее, что один чистый кальпиди будет

АС:
а вот скажите еще. мы на страницах года ул будем говорить только об упш? скажем, павлов вон какую-то союзписательскую движуху пиарит

МВ:
все, я автоматически перехожу в ваши подчиненные, командуйте, что делать

АС:

ура!

МВ:
это я ура!

АС:
смотрю импортные поэтические журналы. убого как-то

МВ:
ваш будет лучшим

АС:
))
вот пример дизайна журнала, который мне кажется хорошим и какой мы могли бы делать для Орла http://issuu.com/projector/docs/projector_n19/39?e=0

МВ:
но он же на картинках держится. убери их — рассыплется, верстка кривая

АС:
конечно на картинках
журнал — это картинки

МВ:
и где мы их будем брать?

АС:
ну это мЕньшая из проблем

МВ:
ну ладно тогда Только все равно верстку надо с учетом ГОСТов делать, а то тут на каждой странице косяк

АС:
мож еще и ISSN?

МВ:
неплохо бы вообще. Вы на сколько рассчитываете свои силы?
по времени

АС:
в смысле? на сколько лет?

МВ:
ну

АС:
а это можно рассчитать? вы написали в концепте — 5 лет. пусть 5

МВ:
тогда надо регистрировать как электронное период. издание. К слову — Курган тоже можно присоединять, если нужно. География-то будет все равно расширяться, я правильно понимаю?

АС:
м.б. тогда это должно быть Издание с региональными вкладками?

МВ:
я про журнал буду думать только по Вашему запросу. Мне понравилась Ваша мысль про историю, поэтому я географию выкинула из головы. Города нужны только как места сбора инфы- стихов, текстов и пр.
Позицонировать журнал как общероссийский безопаснее — если Орел сдуется, другие будут

АС:
ну тогда диспозиция иная должна быть. тогда это ГУЛовский журнал и даже УПШовский. тут Виталий Олегыч должен впрячься и рулить.
или как-то присутствовать, не знаю
в общем, я бы пока на Орле потренировался

МВ:
Вы правы. Согласна.
Про Орел. А дальше посмотрим: или журнал будет расширяться, или ВК выйдет из берлоги, или то, и другое, или третье, самое интересное

АС:
угу.

5 ноября 2014. Документ в ФБ

МВ:
Проект «Ускоренное развитие региональных литератур»-Орёл
Куратор Александр Самойлов
Оргвопросы Марина Алексеева
На подхвате Марина Волкова
Форма работы – электронный литературный журнал
Основной ресурс: «оживление» литературного наследия
Последовательность работы – 5 лет
Промежуточный итог – фестиваль в 2017 г.
Правильно ли я вижу последовательность работы:
1) АС делает концепт и макет журнала, план первого номера. (Параллельно МА (Марина Алексеева, культуртрегер из Орла, — прим. ред.) может в Орле устроить мозговой штурм литераторов по этой же теме. Вопрос к АС: надо?)
2) МА составляет план мероприятий в Орле, параллельный плану журнала (его темам, графику выхода).
3) МА доводит до сведения литераторов план номера, распределяет темы, собирает материалы.
4) АС отбирает, редактирует, переписывается с МА или напрямую с авторами, делает журнал.
5) МА реализует план мероприятий п.2.
6) Совместными усилиями журнал продвигается в сети.
7) МВ подключается к работе «по требованию», освещает процесс на сайте ГУЛ.

Повтор цикла.

Оптимально на основе этого (журнал+мероприятия) сделать коммерческий проект.
Вопрос, требующий решения. В формировании УПШ условием была закрытость проекта (отсутствие читателей-непоэтов), только с ГУЛом замкнутость была разорвана. Предлагаю в орловском проекте изначально работать открыто, включив образовательные и культурные учреждения, СМИ в круг респондентов как минимум (по вопросу «присутствия Фета как мотива», например)

АС:
Содержательно, но не структурно/композиционно, журнал делится на две части.

1. “Архив”
2. “Современность”

“Архив” — это познавательные материалы для широкой аудитории, посвященные культурному персонажу, связанному с Орлом. (Первый номер будет посвящен Афанасию Фету.) Задача этого раздела — максимально показать “материальное” существование персонажа. Т.е. мы говорим здесь не о идеях, а о их материальном — зримом — их воплощении. Что это может быть.

1. Вещь. Реальная вещь, которой пользовался персонаж. Должна быть большая четкая картинка и некоторый культурный комментарий. Что это такое? Обычная для того времени или уникальная? Есть ли какие истории, связанные с этим предметом и т.п. Вещь может быть какой угодно, даже лучше если она будет максимально бытовой
2. Карта. Места в городе, отмеченные пребыванием персонажа. Иллюстрации — современные, непарадные виды этих мест. Продолжение темы — создание культурной карты Орла (кто где был) на основе Яндекс-карт или Гугл-карт. С каждым новым персонажем карта будет пополняться. Вплоть до современности.
3. История. Случай из жизни персонажа, который читатель может “примерить на себя”. С Фетом, допустим, — каково ему, тонкому лирику, было в военном гарнизоне, или как Тургенев искромсал его сборник стихов (к вопросу о работе редактора) и т.п.
4. Другое. Материал о малоизвестной стороне деятельности персонажа. Скажем, хорошим ли Фет был землевладельцем? Переводчиком Шопенгауэра?
5. Высказывания современников о персонаже. Желательно, острые. В случае Фета они почти все такие.
Объем каждого материала — не более 3 тыс. знаков
Авторы — библиотекари, музейные работники, ученые, преподаватели, словом — не поэты.

“Современность” — раздел посвящен тому, как персонаж/его идеи функционирует в современности/литературном процессе. Включает в себя
1. Поэтические тексты, которые автор счел нужным/возможным поместить в “фетовский” номер
2. Рефлексию автора по поводу персонажа. Это либо эссе в свободном стиле, либо ответы на вопросы анкеты (анкету пока не придумал).
3. Разбор полетов. Показательный разбор поэтической подборки (с согласия автора) одним из экспертов номера.
4. Материал о том, как и где эстетические представления персонажа функционируют сегодня.

Авторы — поэты и писатели Орла и приглашенные эксперты. По пункту 4 — сложному — пока вопрос, как это должно быть и кто сможет написать.

Повторюсь, что все вышеизложенное не структура и не план журнала, а те части из которых он будет состоять.

Для иллюстрации потребуются фотографии современного Орла. Бытовые, “плохие”, “без фотошопа”))

То есть уже можно объявить авторам, что в первом номере будет присутствовать Фет и если они не против такого соседства, то могут присылать стихи. Можно сразу мне voliomas@gmail.com

Не исключено, что для “Архива” в Орле уже есть масса написанного материала. Тогда его нужно поднять, выбить пыль и тоже присылать мне.

Примерно так.

13 ноября 2014, документ в ФБ

АС:
Ситуация мне представляется такой.
1. Проблема современного поэта/писателя в том, что он не понимает, из какого «места» он вещает. Если мы спросим – а мы спросим – как вы пишите, что вы хотите этим сказать и проч., т.е. какова «природа» вашего творчества, то, скорее всего, мы получим стандартный набор фраз о самовыражении, вдохновении, попытке изменить себя/мир и т.д. По сути, это романтические представления, в основе которых предположение, что художественное слово значит больше, чем слово в бытовой речи.
2. Это ни хорошо, ни плохо, но это провоцирует повторение «романтического» цикла в невесть который раз, и мы постоянно будем приходить к одному и тому же. В этом есть своя прелесть, но не более того.
3. Радикальным жестом было бы утверждать, что художественное слово значит МЕНЬШЕ, чем слово в бытовой речи, что творчество не создает смыслы, а аннигилирует их. Такая постановка вопроса могла бы изменить ситуацию, но я не настаиваю на том, что мы должны делать это прямо сейчас.
4. Пока достаточно будет осознания, что поэт/писатель находится под очарованием романтической парадигмы и он обречен позиционировать себя как непонятого/непризнанного и проч. («дайте денег»).
5. Кажется, что Орел с его насыщенной литературной историей – хорошее место, для того, чтобы романтическую тему проанализировать, чтобы поэт/писатель осознал, что процентов на 90% его творчество вовсе даже не его.
Как это будет работать
1. Каждый номер журнала мы делаем под эгидой какого-нибудь (около)литературного имени, связанного с Орлом. Вот эти имена (поправьте, если я кого-то забыл)
a. Михаил Бахтин
b. Иван Тургенев
c. Леонид Андреев
d. Николай Лесков
e. Иван Бунин
f. Тимофей Грановский
g. Афанасий Фет
h. Михаил Пришвин
i. Дмитрий Писарев
2. Разделы журнала – это концепты, исповедуемые самим автором, либо возникшие в противовес им, но связанные с именем автора. Творчество орловских поэтов/писателей представляется как иллюстрация этих концептов. Например, под высказыванием Чернышевского, что Фет – идиот, публикуем каких-нибудь радикальных поэтов, есть же такие наверняка.
3. Еще важный момент – показ того, что концепты «классиков» уже не работают в литературе, они давно захвачены и растиражированы массовой культурой. Мультфильмами, например. Японскими) Т.е. поэт/писатель, воспроизводящий эти концепты подобен актеру на сцене, пребывающему в полной уверенности, что зрители слушают его, затаив дыхание, тогда как зал уже давно пуст.
4. Название. Мне нравится «Метонимия», хотя и вычурно. Смысл в том, что мы связаны с классиками не метафорически (мы их наследники), а именно потому, что оказались – случайно – рядом и с этим нужно что-то делать.
5. Связь. Как только утвердим название, заведу аккаунт соответствующий на почте.

МВ:
Саша, обожаю!!! Пункты 1-2 — в восторге. Пункт 3 и далее — провальны, потому как сделаны в этой же парадигме, а (как Самойлов сам говорит), любая оппозиция только укрепляет первое высказывание. Но это неважно, до этого еще дойти надо.
Концепт принимается полностью, единственно, ее надо перевести еще и в структуру журнала (но, зная АС, думаю, что он мысленно это уже и сделал).
название не нравится, т.к. временная направленность его в данном контексте — односторонняя (а я же все про будущее, про будущее). Так и хочется похулиганить, например, разбавив «Метонимия. Конструктив» с намеком на модный и ныне конструктивизм, и в сторону аббревиатурности МК (хотя это Московский комсомолец)

вот только думаю, что концепт в таком виде сбрасывать не надо. Это внутренние размышления, понятные нам. Они контекстны совершенно, и никакого обсуждения не получится, только испугаем.
Думаю, что АС будет писать что-то типа колонки редактора, и отразит концепт в популярной форме. Решение участвовать в журнале уже принято, обсуждать можно только название.

 

17 ноября 2014, переписка в ФБ

МВ:
Саша, от Марины ожидаемый ответ по журналу: «Насчет журнала, каких-то предложений по содержанию или названию нет, авторы готовы, но пока не представляют, как это все будет происходить технически и практически. Думаю, что надо как-то с ними начинать общаться напрямую самому редактору и вам».
я ей написала, что завтра составим план номера с ТЗ, ок?

18 ноября 2014, переписка в ФБ

АС:
а вот если назвать журнал «МЕСТО»?
мы в «месте»?

МВ:
ага, Процесс уже есть
Место не очень звучит без предлога, а «публиковаться в Месте» — круто. но я все ж надеюсь, что журнал выйдет за рамки Орла, например, Курган бы пристегнуть
Кстати, друг у меня есть Дима Замятин, двигатель гуманитарной географии, где есть и гений места, и еще много чего про места, можете в сети найти его работы
у Сальникова: «вокруг него различные места под фонарями замерли безруко » -прям эпиграф

 

19 ноября, документ в ФБ:

АС:
Процесс

Создаем для Орла сайт. Основные разделы

1. Поток. Принимаем всех. Тексты публикуются как есть без редактуры.
2. Процесс. Результат работы редактора с автором. Было — Стало. С комментариями автора и редактора. Наглядный процесс работы с текстом. Это интересно и этого мало.
3. Журнал. Публикация подчинена концепту журнала. Из Процесса — редакцией — выбираются тексты. Тексты сопровождаются комментарием редакции.
4. Книжная серия. Книга создается редактором из Процесса. У книги — свой концепт.

5. Затем из книжной серии создается Антология. Лет через88

 

Кто редакторы/редакция. Поэты ГУЛа + орловские ребята.

Вводится различие между Журналом и Книжной серией. Журнал — текущая задача, Книжная серия — стратегическая (Вечность).

 

30 ноября 2014, переписка в ФБ

МВ:

Саша, вот такой технический вопрос. На ФБ есть страница Фета. И список людей, которым она нравится. Можно ли каким-то легким движением руки сделать так, чтобы Ваша анкета попала к ним?
https://www.facebook.com/pages/%D0%A4%D0%B5%D1%82-%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9-%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/191010007602135?fref=ts

АС:

нет, к сожалению

и это не страница. это тема, которая нравится

МВ:
а откуда она берется?

АС:
формируется автоматически. вам же фб предлагает отметить фильмы, которые вам понравились. типа — интересы

МВ:
сроду никогда не отмечала. Но фильмы же тоже откуда-то берутся, значит, и Фета кто-то занес? (кстати, тема Тютчева популярнее)
или он просто считатет всех, кто упоминает этих поэтов?

АС:
тютчев актуальнее, разумеется. не, там надо как-то лайкнуть. не знаю как

МВ:
ну, один материал уже есть: ФБ предпочитает Тютчева Фету

АС:
фет глубже законспирирован)

МВ:
во-во, в анкету впишите

АС:
нет уж. это для редакторской статьи оставлю

МВ:
жадина
ну и фотку еще давайте для рассылки — Вашу ли, Фета ли, места ли

АС:

1

МВ:
Самойлов такой Самойлов ) Подпись: Место Фета в душе АС

АС:
не, ГДЕ ФЕТ?

МВ:
где душа, там и Фет)

АС:
ну уж на это я пойти не могу!

АС (в группе ГУЛ):
Самым первым на анкету о Фете ответил человек, который никогда не читал Фета. Больше никто не ответил. Будем надеяться — пока.

 

30 ноября, документ в ФБ

АС:

Коллеги!

В настоящий момент активно идет работа над созданием первого номера литературно-художественного журнала “Место”. Пока журнал будет создаваться в электронном виде, а дальше — посмотрим.

Концепция журнала — осмысление художественными средствами того места, где нам по воле случая выпало проживать. Под местом понимается не только и не столько география, сколько культурно-исторические мифы, связанные с тем или иным населенным пунктом.

География журнала предполагает быть обширной. Первый номер будет посвящен городу Орлу, а миф, который рассматривается в нем, связан с именем и творчеством Афанасия Фета.

Приглашаем вас к сотрудничеству в работе над нашим новым журналом. Присылайте ваши стихотворные и прозаические произведения, в том числе и публицистические (но не более трех тысяч знаков) главному редактору Александру Самойлову на почту voliomas@gmail.com. Прекрасно, если они будут связаны с именем Фета, а если нет, то все равно присылайте то, что сочтете достойным публикации.

Даже если вы не занимаетесь литературным творчеством, вы можете помочь нам в создании журнала. Просим вас пройти по ссылке и ответить на несколько несложных вопросов о вашем отношении к жизни и творчеству А.А. Фета http://goo.gl/forms/RK99Vpcx49

Будем весьма признательны за ваше участие. Спасибо.

Главный редактор журнала “Место” — Александр Самойлов http://mv74.ru/gul/novyj-zhurnal.html

 

24 декабря 2014, переписка в ФБ

МВ:
жду-не дождусь твоего

АС:
)) особо это… не тово..

МВ:
нет уж, я тебя уже назначила литературным Дедушкой Морозом, придется соответствовать

26 января 2015. В группе ФБ выложена черновая версия журнала «МЕСТО»

АС:
ЧЕРНОВОЙ вариант журнала с косяками (известными и неизвестными). Часть страниц не доделана. Показываю против воли. Заставили. Допилим на этой неделе — очень надеюсь. Мироздание противится. Ну и никому — особенно авторам! — не показывать. Претензии принимаются, но реакция на них, скорее всего, будет непредсказуемой.

28 января 2015, переписка в ФБ

МВ:
подумала я тут, подумала, и решила: ты — гений (по журналу). Даже отсутствие фетовского столика тебе простила )

АС: )))

1 февраля 2015, переписка в ФБ

МВ:
Саш!

АС:
что?

МВ:
Марина паникует по журналу

АС:
я честно говоря не понимаю причины. допиливаем
на этот журнал я трачу прям по кальпиди — жизнь
если б жил в москве — умер бы на нем ей богу
прям щас идет предварительное сохранение журнала и рушится моя размеренная жизнь
одновременно

МВ:
ой, Самойлов плачется Но тебе ж это нравится?

АС:
че-т не знаю даже. другой глагол нужен

МВ:
я понимаю, что другой. Но ты ж у нас поэт, ты и ищи глаголы. Я просто чувствую, что все правильно (тьфу-тьфу-тьфу и стучу).

АС: первый подход

Литературно-художественный журнал “МЕСТО”

“Нам не нравится время, но чаще — место” — написал Иосиф Бродский в 1972 году и ситуация с тех пор практически не изменилась. Люди, имеющие склонность к художественному творчеству и вынужденные проживать вдали от мест, где художественное творчество воспринимается не как вариант досуга через запятую с рукоделием и садоводством, а как высказывание, заслуживающее внимания и оценки, рассматривают свое пребывание “не там” как досадное недоразумение.

Все разговоры о вдохновении, чистоте и незамутненности малой родины (провинции) как источника творчества только усугубляют провинциальный комплекс,так как строятся в противовес “центрам культуры” и, что самое интересное, происходят из этих самых “центров”, взыскующих новизны, каких-то новых варваров, какой-то новой подлинности и проч. Можно говорить о своего рода культурном колониализме, в котором провинциальный талант — экзотическая пряность, придающая скучному бытованию центра новые оттенки вкуса.

Все вышеизложенное не более чем миф, однако, миф действующий,который можно назвать текущей социально-культурной ситуацией, но от этого он не перестанет быть мифом. Люди живут в нем, планируют свою жизнь по нему и, в конце концов, терпят крах именно внутри этого мифа. Нет никакой возможности заменить этот миф другим, более “справедливым” и “правильным”, но есть небольшой шанс увидеть как этот миф устроен, как он определяет то,что определяет (все) и есть возможность сказать по этому поводу пару слов, вернее, проговориться об этом.

Литературно-художественный журнал “Место” и должен предоставить такую возможность.

В отличие от литературных журналов классического типа, являющих собой инстанции вкуса, культурные фильтры и двери в большую литературу, журнал “Место” придерживается иной концепции. Это создание некоего виртуального пространства, в котором произведение искусства не есть что-то новое, созданное усилием, творческим порывом, а — результат, продолжение социально-культурной ситуации (мифа), демонстрирующее ее (ситуации) устройство. Если проводить аналогию с изобразительным искусством, то “Место” это не музейная экспозиция, а инсталляция, в которой художественное произведение не обретает статус, а образует зазор, в который можно увидеть — самому автору произведения прежде всего — в каких условиях это произведение функционирует.

По нашему мнению, осознание места, из которого автор вещает, является чрезвычайно актуальной задачей на сегодняшний день. По большому счету, позиция автора не претерпела значительных изменений со времен эпохи романтизма и именно в этом, на наш взгляд, причина ослабления читательского интереса к литературе. А интерес — это, пожалуй, единственная ценность, которая в наши дни не утратила своих позиций.

МВ:
серьезный подход
с критикой я потом, да. Сейчас — сплошное восхищение
и тревогна
тревога

АС:
чего там?

МВ:
сбивка темы

АС:
куда?

МВ:
1. Журнал Место — это рефлексия мифа, внутри которого живут читатели и авторы журнала. Так?

АС:
типа тово

МВ:
2. Журнал Место — это продолжение мифа (я по абзацам смотрю)

АС:
ну да. рефлексия это и есть продолжение

МВ:
Ну да!

АС:
и?

МВ:
это во мне методолог взбунтовался

АС:
ого!
где сбивка то?

МВ:
Призыв к рефлексии переходит к призыву продолжения мифа. А третья (последняя часть), которая вроде бы должна быть о смене позиции автора, вообще уплывает в интерес
к литературе

В первый подход

АС:
не. не к смене, а к осознанию
хотя бы

МВ:
Мне кажется, что ты хотел сказать следующее: 1) давайте посмотрим уж, как устроен миф и перестанем в нем быть белками, 2), да-да, вы сейчас как белки в колесе, а давайте попробуем сами сочинять те ситуации, которые хочется

АС:
нет. мы всегда будем белками
просто колеса могут быть разными
предлагаю замысловатое колесо. не так противно хотя бы

МВ:
в виде восьмерки-знака бесконечности )

АС:
ну ладно
так. жду критику и доделываю? или нужен более удобоваримый концепт?

МВ:
не переделывай, пусть отлежится. я к нему 4 вернусь, надо все равно очиновничить его

АС:
туда можно УПШ залить. хорошо ляжет

МВ:
обязательно
умница ты

АС:
ох

МВ:
не охай, я тоже

9 февраля 2015 первый номер журнала «МЕСТО» выложен в сети http://mv74.ru/gul/mesto.html

 

5555