О ГУЛе в научном журнале

AFk0RHv6jHk

Интервью для журнала «Культура: теория и практика»

с Мариной Волковой подготовила Лопатина Наталья Викторовна – научный редактор журнала «Культура: теория и практика», заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры.

Полная версия интервью ЗДЕСЬ

Вопросы от журнала

  1. 1. Современная литература: каковы ее проблемы?
  2. Современная поэзия: авторы, читатели. Каковы современные «поэтические» площадки: популярны ли литературные журналы, поэтические вечера — те формы, которые были значимой частью культуры в прошлом?
  3. Год уральской литературы: содержание и особенности проекта.
  4. Расскажите читателям о современных уральских авторах. Хотя бы немного!

Ответы от издателя


  1. Начну ответ со странного, на первый взгляд, высказывания: «Я издатель, и, стало быть, не специалист по проблемам современной литературы».
    Да и какие у литературы проблемы: она существо неодушевленное, всего—навсего отрасль человеческого знания и опыта, совокупность текстов. А вот у человечества могут быть проблемы, если ему не удастся выстроить отношения с литературой, и прежде всего, с литературой современной, потому что именно она отражает (и во многом строит) тот язык, в котором мы и живем. А без свежего языка современной литературы мы как в душной комнате, где и кислорода-то не осталось.
    Потому слово «проблема» я отделяю от литературы и приписываю его современникам, переформатировав вопрос так: а какие проблемы у нас во взаимодействии с современной литературой?
    И тут же упираюсь в следующий вопрос: а что, собственно такое, — «современная литература»? Нет, теоретически-то понятно, что это тексты, написанные писателями, живущими в одно время с нами. А вот где она находится, эта современная литература? В книжных магазинах? Но на полки наших магазинов может попасть только каждая четвертая книга, изданная в России. Да и книжные магазины сильно поредели, особенно в провинции. В библиотеках? Но библиотеки постоянно жалуются на проблемы с комплектованием, а на сайте РГБ под заголовком «Современная русская литература» дан очень и очень краткий перечень сайтов писателей (http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1313). Во всяком случае, один адрес проживания современной литературы мы определили: это интернет. Бесплатные и платные электронные библиотеки, интернет-магазины; литературные сайты, начиная от Стихи.ру (На 22 января 2015 года 610 709 авторов) и Прозы.ру ( 211 284 авторов ) до сайтов союзов писателей, литобъединений, журналов, сообществ, сайтов отдельных писателей, а еще есть ЖЖ, ФБ, ВК…
    Вот тут-то и выкатывает вторая проблема: а как в этом изобилии сориентироваться? Конечно, существуют каталоги, обзоры, обсуждения, рекомендательные статьи и пр. Но! Их надо сначала найти. И, найдя, еще отличить «правильные» рекомендации от «неправильных». Короче, всего много, но как этим пользоваться – никто не знает.
    Может, просто выключить интернет и ограничить круг наших поисков бумажными книгами?
    В 2013 году, например, по данным Роспечати, было издано 120512 названий книг, из них 17293 – названия художественной литературы. Сколько из них книг современных авторов, в докладе Роспечати не указано. Даже если это одна десятая часть, цифра получается внушительная. Единственная газета в России, делающая обзоры книжного рынка — «Книжное обозрение», выходит 26 раз в год. Тираж газеты явно не рассчитан на массовое ознакомление читателей с новинками литературы (10 тыс.экз).
    Есть еще литературные премии, которые могут помочь донести до читателей лучшее из современной литературы. Но и здесь есть свое «но». Премий много, конкурсов еще больше, и получить звание вроде «золотого пера» несуществующего государства ничего не стоит. Т.е., и здесь нужна дополнительная система ориентации уже в самих премиях и конкурсах. В докладе Роспечати появился раздел, перечисляющий лауреатов наиболее солидных российских премий. На сегодня, пожалуй, это самое верное средство для ответа на вопрос «что почитать?» (что такое современная литература).

2-3.

Виталий Олегович Кальпиди, поэт и культуртрегер, одной из причин появления Уральской поэтической школы называл наличие профессиональных читателей: поэтов, которые читают тексты других поэтов. В годы перестройки рассыпалась система издания и продвижения книг, прежде всего книг поэтических, и поэты оказались без читателя: и книги уже не издавались за счет государства, и журналы резко сократили тиражи, и пропагандистский отдел Союза писателей приказал долго жить, да и сами читатели кинулись решать другие проблемы. А поэты продолжали писать, оказавшись в замкнутом кругу, где место читателя занял коллега по цеху. Поэт, читающий поэта, это и искушенный читатель, и критик, и ученик, и сотоварищ. Взыскательное чтение – один из ресурсов творческого роста поэта. И к сегодняшнему дню в России вообще и на Урале в  частности сформировался целый пул интереснейших ярких и разных поэтов. Только вот знает о них все тот же узкий литературный круг, в котором авторы и читатели зачастую – одни и те же люди. Одна из актуальнейших сегодня задач – познакомить с творчеством современных поэтов как можно больший круг современников, создать условия, чтобы имена и тексты поэтов вошли в литературу. И задача эта выходит за рамки и литературы, и культуртрегерства, она, если хотите, относится к разряду средств выхода из гуманитарного кризиса.

Такое длинное вступление нужно лишь для того, чтобы подчеркнуть искусственность, проектность формирования читательского сообщества — и в сегодняшних условиях, и в прошлом. Если ставится задача формирования читательского интереса и читательского сообщества – будет и интерес, и читатели. Не ставится – не будет. Иными словами: чтобы что-то стало популярным, надо, чтобы кто-то решил сделать это «что-то» популярным.

Перечень современных поэтических площадок определяется инициативами и возможностями конкретных людей, имеющих конкретные возможности и/или амбиции. Например, в Челябинске на март 2014 существовал такой список поэтических мест (рейтинг по количеству участников поэтических мероприятий): 1. Камерный театр и Дом актера (инициаторы В.и Н.Нагдасевы, А.Точилкина). 2.  Кафе, бары (инициаторы – молодые поэты). 3. Учебные заведения («Издательство Марины Волковой», кураторы проекта поэты Янис Грантс  и Римма Аглиуллина).  4. «Библио-Глобус» (инициатор поэт Александр Самойлов). 5. Квартирники (инициаторы Янис Грантс, Вадим Рева и другие). 6. Уличные площадки (во время городских праздников и фестивалей, инициатор ЧОУНБ и центральная библиотека Челябинска). 7. Библиотеки (инициаторы сами поэты по поводу презентации новых книг или юбилея,  библиотекари по мероприятиям к литературным датам).
Похожая ситуация и в других городах, общим является отсутствие стратегии, локальность мероприятий, отсутствие единой системы оповещения о мероприятиях, статус инициаторов: сами поэты, реже издатели, библиотекари, культуртрегеры; отличным —  акцент на тип площадок и аудиторий.

Очевидно, что нужны длительные, системно организованные проекты, позволяющие ввести «в моду» чтение и слушание поэтических текстов, участие в поэтических мероприятиях.

Эти задачи и стали одними из видимых задач проекта «ГУЛ» (Галерея уральской литературы), решение о запуске которого принято  поэтом и культуртрегером Виталием Кальпили и издателем, культуртрегером Мариной Волковой 1 февраля 2014. Продвиженческая задача проекта «ГУЛ» звучит амбициозно и непривычно для литературного сообщества: «создание на Урале реального поэтического кластера». Реальный поэтический кластер – сообщество людей, относящихся  к уральской поэзии: а) слышали, что на Урале есть поэты (могут назвать несколько фамилий), б) слушали стихи этих поэтов (участвовали на встречах с поэтом, слушали по радио, видели записи, слушали стихи в исполнении библиотекарей и пр.), в) читали стихи уральских поэтов (как правило, это происходит после встреч, либо, если библиотекари владеют технологиями подготовки встреч, и до встреч с поэтом), г) покупают книги уральских поэтов. Можно рассматривать эти сообщества как подмножества, где а) – самое большое, а г) – самое малочисленное.
При проектировании «ГУЛ» были заданы числовые показатели по каждому подмножеству, сроки достижения этих показателей , разработаны механизмы достижения результатов  (подробнее можно посмотреть здесь http://mv74.ru/gul/mexanizmy-formirovaniya-poeticheskogo-klastera.html) Конечно же, стержнем, скелетом этого проекта (как и любого другого проекта по продвижению чтения) стали книги – серия «ГУЛ». Серия завершила труд Виталия Кальпиди по документированию литературного процесса на Урале (три Антологии современной уральской поэзии и Энциклопедия УПШ, охватывающие творчество 132 современных уральских поэтов). В серию «ГУЛ»пошли тексты тридцати ярких представителей уральской поэтической школы, сама серия стала рекордной – в неделю выпускалось по книге.

Числовые показатели проекта «ГУЛ» были перевыполнены досрочно, к сентябрю 2014, и 30 октября начат новый этап проекта.  «ГУЛ» стал не только Галерей уральской литературы, но приобрел второй вариант расшифровки: Год уральской литературы.  Год уральской литературы открылся проектом для библиотек – «Вернем поэзию в библиотеки».  Задача проекта проста: донести до массового читателя имена и тексты авторов УПШ (уральской поэтической школы), и, прежде всего, авторов «ГУЛ». Средства для достижения задачи тоже просты: стендовые выставки, передвижная выставка книг «ГУЛ», выставки книг и публикаций поэтов УПШ, система мероприятий, среди которых главное отражено в слогане проекта: «Каждый день в каждой библиотеке звучат стихи современных уральских поэтов. Всегда. Везде. Лучшие». Методические, материальное и информационное сопровождение проекта – Издательство Марины Волковой (материалы проекта можно найти по ссылкам в посте http://mv74.ru/blog/archives/god-zakryli-god-otkryli/ — и присоединиться к проекту!)
На февраль 2015 года проект «Вернем поэзию в библиотеки» идет во всех библиотеках Челябинска (29), в 17 библиотеках Екатеринбурга, в Златоусте, Верхнем Уфалее, Троицке, Тавде, других городах Урала (и будет распространяться и дальше).
Таким образом, в рейтинге поэтических мест в городах, подхвативших проект «Вернем поэзию в библиотеки», сразу же наметились изменения: библиотеки из «отстающих» вырвались на передовую линию поэтических чтений. Сейчас в каждой библиотеке Челябинска, например,  (кроме субботы – выходной) звучат стихи, практически каждый день проводится хотя бы одно поэтическое мероприятие.

Но в Челябинске в число  мест, где ежедневно звучит современная поэзия, скоро войдут  и школы: в феврале 2015 стартует новый проект «Современная поэзия. Современный человек». Проект разработан Издательством Марины Волковой совместно с издательством «Воймега» (Москва) и представляет собой упрощенный вариант проекта «Вернем поэзию в библиотеки», адаптированный для школ (подробнее о проекте http://mv74.ru/gul/opisanieyj-proekta.html) Проект также может быть странслирован и за пределы Челябинска, и за пределы образовательных учреждений.

Надо отметить, что активность хотя бы одного культуртрегера в регионе неизбежно вызывает волну подражаний, «оппозиционных» проектов, активности и тех, кто участвует в проекте, и тех, кого проект обошел стороной. В Челябинске, например, на сегодня более пяти молодежных групп, организующих поэтические мероприятия и продвигающих поэзии:  это проект «Каменоломня», проект Home Concert (Ural) и другие; увеличилось общее число поэтических мероприятий, стали осваиваться новые площадки, готовятся к выходу новые сборники и т.п.

В общей план-карте Года уральской литературы – около двадцати проектов, и их количество будет расти (часть проектов — http://mv74.ru/gul/proekty-i-plany-na-2015.html). Это и создание форм на стыке поэзии и других видов искусств (видеопоэзия, документальные фильмы, поэтические спектакли, видеоэнциклопедия, поэзия плюс фотография и т.п.). Это и новые форматы поэтических мероприятий (например, День поэта, в течение которого поэт проводит от 3 до 6 встреч на разных площадках: образование, библиотека, бизнес, госучреждения и т.д). Это «фирменная фишка» нашего издательства —  автопробеги, благодаря которым о «ГУЛ» узнали уже в 16 регионах России и Беларуси. Это просветительские и научные проекты – от лекций по УПШ до проведения конференции и подготовки монографии по УПШ. Одним из самых ярких событий последних дней стала публикация первого номера электронного литературного журнала «МЕСТО», (http://mv74.ru/gul/mesto.html)  открывшего новую страницу в истории литературных журналов.

Говоря о проекте продвижения поэтов и поэтических текстов, обязательно надо сказать, что проекты эти имеют и оборотную сторону: они неизбежно  будут оказывать влияние и на литературный процесс. Поэтому именно эта составляющая проекта особо тщательно продумывается, и именно с нее и начинается проектирование в целом. Эта участь не избежала и «ГУЛ»: в первую очередь это проект ускоренного развития региональной литературы, а уж потом он решает вышеописанные задачи (но тема ускоренного развития литератур выходит за рамки данной статьи, поэтому здесь я ограничиваюсь только этим важным для меня замечанием и настаиваю, что без удержания этой рамки проекты «чистого продвижения» обречены на популизм и скатывание к поэтической попсе).

 

  1. И вместо послесловия.

В статье несколько раз упоминались словосочетания «Уральская поэтическая школа»,  «уральская поэзия», «уральские поэты». Настоятельно рекомендую познакомиться с ресурсом, созданным Виталием Кальпиди: http://marginaly.ru/

Здесь выложены тексты трех антологий и энциклопедии уральской поэтической школы. Начать советую с последней. Увлекательного чтения!

Интервью на сайте журнала «Культура: теория и практика»

Фото Вадима БАЛАБАНА