Публикацией статьи Яниса Грантса мы начинаем новый проект «Южноуральская литература«.
Эпиграф проекта: «Нет ничего, что не имеет числа» (Нет ничего, что не названо, — вольный перевод Пифагора на язык гуманитариев))).
Суть проекта: сбор статей об южноуральской литературе и распространение лучших статей по библиотекам области.
Назначение проекта: познакомить библиотекарей и читателей библиотек (а также посетителей сайта) с частью нашей южноуральской культуры.
Ожидания от проекта: проект «Южноуральская литература» призван инициировать развитие литературной критики на Южном Урале; он может привлечь внимание библиотекарей и читателей к южноуральским авторам и их произведениям, а также может послужить ресурсом для профессионального самоопределения южноуральских литераторов.
Условие участия в проекте: писать могут все, и все написанное будет опубликовано на сайте (кроме брани и бреда, разумеется).
Желательно, чтобы объем написанного был не более одной страницы (3000 знаков). Такой объем продиктован удобством для читателей библиотек: лучшие статьи об южноуральской литературе мы будет рассылать по библиотекам области с просьбой распечатать статью и разместить ее на стенде (желательно с выставкой книг южноуральских авторов).
Янис ГРАНТС 3000 знаков о южноуральской литературе
Сразу определимся: словосочетание «южноуральская литература» не имеет в моей заметке всяких унизительных значений. Южноуральская – не значит плохая, местечковая, провинциальная, скудоумная. Южноуральская литература – это проза или поэзия, написанная авторами, проживающими в Челябинской области. Только-то и всего. География – и ничего больше. Впрочем, стоит оговориться: в Челябинске много плохой литературы. Очень много. Но о ней – как-нибудь в другой раз. Пока же заявлю: литературные высоты никак не связаны с местом проживания автора. Поэтому в Овсянку Красноярского края – к великому Виктору Астафьеву – тянулись люди со всей страны, и из Москвы – тоже.
Моё доказательство (а мне требуется доказать существование южноуральской литературы) будет сведено к поверхностному, но самому действенному алгоритму: я назову несколько имён.
Рустам Валеев. Вера Киселёва. Прозаик и поэт. Живой и безвременно ушедшая от нас в 2006 году. Автор сборника прозы «Вино любви» и поэт, чья последняя книга называется «Полотно».
Я закончил своё доказательство. Теперь тот, кто мне не верит, пусть прочитает хотя бы эти две книги и опровергнет доказанное: НА ЮЖНОМ УРАЛЕ НАПИСАНО МИНИМУМ ДВЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ КНИГИ, ЧТО, НЕСОМНЕННО, ПОДТВЕРЖДАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЧАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ВООБЩЕ.
Я интересуюсь молодой поэзией Южного Урала. Я бы поостерёгся назвать себя экспертом в этой области, но кое-что всё-таки понимаю. Так вот, вторым из лучших доказательств существования литературы на Южном Урале может служить то, что она (эта литература) даёт зелёные побеги – и не заметить их невозможно. Вот имена. Андрей Черкасов. Александр Маниченко. Дмитрий Машарыгин. Юлия Федотенко. Евгений Горбачёв. Евгения Рябинина. Римма Аглиуллина. Александр Букасев. Роман Япишин. Екатерина Демьяненко. И это, конечно, далеко не полный список. Этим людям уже больше двадцати, но меньше тридцати лет.
Я сознательно пропускаю пласт 30-40-50-60-летних творцов. Там тоже есть имена и произведения. Но молодость и почтенность – это самые важные литературные рубежи. Ведь нередко юность предсказывает (предвидит) наглей и точней, а прозревает раньше, чем старость. И: иногда окончание земной жизни означает вступление в литературное бессмертие.
Скажу всё-таки в заключение, что литературные высоты не могут быть западносибирскими или южноуральскими. Литература (по самому простому принципу) делится только на плохую и хорошую. Но произведения, несомненно, должны иметь территориальную привязку, а их авторы – географическую «прописку». В этом смысле учреждение Южно-Уральской литературной премии кажется мне вполне оправданным. Конечно, здесь не к месту высказывать (но я выскажу) свои сомнения… Зря спрятали состав жюри. Знаю, знаю, что это практика большинства серьёзных премий. Но нашей-то ещё только предстоит доказать свою состоятельность. Надеюсь, что во главе жюри первого сезона будет работать Фазиль Искандер, или Сергей Гандлевский, или Андрей Битов (ну, или фигуры, сопоставимые с ними – а таких наберётся ещё человека полтора). Потому что разглядеть большое можно только на расстоянии, но никак не изнутри. Надеюсь, что ни один из москвичей – выходцев из Челябинска – не будет иметь отношение к «раздаче слонов». Надеюсь, что жюри найдёт в горЕ макулатуры (это неизбежно – так всегда бывает, если авторы сами выдвигают себя) несколько отличных книжек.
Янис Грантс
Нелли
11 февраля 2012Хочется прочитать критические статьи про конкретные произведения. Имена авторов произведений мне ничего не говорят.
И.Аргутина
11 февраля 2012Уважаемая Нелли! А нам-то, авторам, как этого хочется! Увы, огромная проблема: с литературной критикой в нашем городе ситуация катастрофическая — ее просто нет. Недавно выпущенная в Челябинске поэтом, издателем и редактором В.Кальпиди «Антология современной уральской поэзии 2004-2011» — единственное издание, содержащее раздел, близкий к критическому, — и то пришлось мобилизовать литераторов по всей стране и даже зарубежью. Возможность основательно проникнуть в тексты была явно не у всех, но и это — прорыв, к сожалению, пока единственный… А Янису — спасибо за почин, хотя несколько смущают авансы молодым (говорю со знанием дела: эти авторы мне хорошо известны). Отдельно благодарность — за память о Вере Киселёвой. А по поводу литературных высот и премии — согласна с каждым словом.
Янис Грантс
12 февраля 2012«Хочется прочитать критические статьи про конкретные произведения. Имена авторов произведений мне ничего не говорят,» — пишет Нелли. Это как-то…странно. Об авторе лучше всего скажет его произведение. Логичнее начать с этого, а потом и критику почитать.
Ирине спасибо за спасибо. Не думаю, что моё перечисление — это «раздача авансов». И потому, что я не в той весовой категории, которая выписывает «большое будущее» юному стихотворцу; и потому, что я сам по-разному отношусь к каждому из них; и ещё по ряду причин. Я постоянно ссылаюсь на молодых поэтов города, как мне кажется, чтобы разбудить их самих. Чтобы что-то забродило, какое-то движение чтобы почувствовалось, какая-то инициатива, надоедливость и…кураж.
Нелли
13 февраля 2012«Хочется прочитать критические статьи про конкретные произведения. Имена авторов произведений мне ничего не говорят,» — пишет Нелли. Это как-то…странно. Об авторе лучше всего скажет его произведение. Логичнее начать с этого, а потом и критику почитать.»
Моя логика математическая и простая до тошноты. Дано: 100 произведений, 50 авторов. Требуется: прочесть кое-что для начала. Решение: времени перебирать и решать кого из них осчастливить своим вниманием нет. Всех подряд читать — нерационально, учитывая ознакомительную стартовую цель. Рациональный путь — в периодической печати просмотреть постоянную колонку с критикой. Заинтересоваться темой, купить, прочесть. Если повезет и автор понравится следить за творчеством путем ознакомления с новыми произведениями. Для спортивного интереса сравнивать свою точку зрения с мнением критиков. Вот это по мне.
Вот теперь об авторе действительно скажет его произведение.
Так что ничего странного. Есть кроме лириков еще и физики.
Янис Грантс
14 февраля 2012Да, конечно, логично, рационально. Но колонки с обзором южноуральской литературы не будет, пока в Челябинске не будет своего литературного журнала (а такой в скором времени появится — только пока надо молчать о локомотивах и деталях этого дела, а то сорвётся). В Вашем подходе, Нелли, всё правильно. Но…Складывается ощущение, что только с появлением этой колонки Вы поверите, что здесь тоже что-то пишут. А если по-другому? Если зайти в библиотеку и спросить…В библиотеках есть стенды с книгами и газетными вырезками, фотографиями и автографами местных авторов. И их книги — тоже. Или: наберите в поисковике: ПИСАТЕЛИ ЧЕЛЯБИНСКА. На Вас высыпется 4 млн. ссылок. Первая же ссылка содержит, наверное, фамилий 40. Там и Валеев, и Кальпиди, и Ягодинцева, и Рахлис. Я сам удивлён такой находке!
Челябушка
14 февраля 2012А выход есть гораздо проще, Янис. Можно набрать один-два абзаца из произведения твоего любимого автора на этом сайте, в твоём же материале, чтобы читатели смогли определиться: знакомиться или нет. Я, к примеру, так и собираюсь подавать свои материалы в этой теме. С пониманием, что это наша, писательская среда, мы вращаемся в ней, знаем дугу друга, выбираем созвучных своему внутреннему миру, а просто читателю, который захотел познакомиться с кем-либо из нас, даже книги не слишком доступны… Все же знают, как они у нас выходят, с какой жуткой периодичностью: раз в пять, десять, а то и 20 лет! Поди, уследи, когда за это время целое поколение сменилось!
С уважением.
Нелли
14 февраля 2012Приятно с вами, писателями, пообщаться. Уже почти познакомились.
Янис Грантс
15 февраля 2012Взаимно!
есенин
20 февраля 2012Ирина Марковна непреклонна!Не все ж такие идеалисты!
pata
21 февраля 2012Great minds think alike!
Марина Волкова
25 февраля 2012Дмитрий Кузьмин о поэтических публикациях недели: упомянуты некоторые молодые поэты Урала, в том числе и Янис Грантс: http://www.openspace.ru/literature/projects/10038/details/34619/page1/
Николай
20 мая 2012Ну как южноуральская литература обойдется без имени С. Борисов? Недавно перечитывал тоненькую книжку- восторгался. Читал «Яблочный спас» Лилии Кулешовой- отлично. Как перечесть всех кто талантлив? А в поле зрения не попадал как-то почти никогда недавно покинувший нас Юрий Ильясов (Магнитогорск). Ну мощные же стихи. Перечитай, Янис.
Янис Грантс
20 мая 2012Ну, дело же не в том, что я называю одни имена, отвергая другие. Сергея Константиновича я очень и очень уважаю. Но волнует меня — молодёжь.