3000 знаков о южноуральской литературе

Янис Грантс
Янис Грантс

Публикацией статьи Яниса Грантса мы начинаем новый проект «Южноуральская литература«.

Эпиграф проекта: «Нет ничего, что не имеет числа» (Нет ничего, что не названо, — вольный перевод Пифагора на язык гуманитариев))).

Суть проекта: сбор статей об южноуральской литературе и распространение  лучших статей по библиотекам области.

Назначение проекта: познакомить библиотекарей и читателей библиотек (а также посетителей сайта) с частью нашей южноуральской культуры.

Ожидания от проекта: проект «Южноуральская литература» призван  инициировать  развитие литературной критики на Южном Урале;  он может привлечь внимание библиотекарей и читателей к южноуральским авторам и их произведениям, а также может послужить ресурсом для профессионального самоопределения южноуральских литераторов.

Условие участия в проекте: писать могут все, и все написанное будет опубликовано на сайте (кроме брани и бреда, разумеется).
Желательно, чтобы объем написанного был не более одной страницы (3000 знаков). Такой объем продиктован удобством для читателей библиотек: лучшие статьи об южноуральской литературе мы будет рассылать по библиотекам области с просьбой распечатать статью и разместить ее на стенде (желательно с выставкой книг южноуральских авторов).

Янис ГРАНТС                                                         3000 знаков о  южноуральской литературе

Сразу определимся: словосочетание «южноуральская литература» не имеет в моей заметке всяких унизительных значений. Южноуральская – не значит плохая, местечковая, провинциальная, скудоумная. Южноуральская литература – это проза или поэзия, написанная авторами, проживающими в Челябинской области. Только-то и всего. География – и ничего больше. Впрочем, стоит оговориться: в Челябинске много плохой литературы. Очень много. Но о ней – как-нибудь в другой раз. Пока же заявлю: литературные высоты никак не связаны с местом проживания автора. Поэтому в Овсянку Красноярского края – к великому Виктору Астафьеву – тянулись люди со всей страны, и из Москвы – тоже.

Моё доказательство (а мне требуется доказать существование южноуральской литературы) будет сведено к поверхностному, но самому действенному алгоритму: я назову несколько имён.
Рустам Валеев. Вера Киселёва. Прозаик и поэт. Живой и безвременно ушедшая от нас в 2006 году. Автор сборника прозы «Вино любви» и поэт, чья последняя книга называется «Полотно».
Я закончил своё доказательство. Теперь тот, кто мне не верит, пусть прочитает хотя бы эти две книги и опровергнет доказанное: НА ЮЖНОМ УРАЛЕ НАПИСАНО МИНИМУМ ДВЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ КНИГИ, ЧТО, НЕСОМНЕННО, ПОДТВЕРЖДАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЧАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ВООБЩЕ.

Я интересуюсь молодой поэзией Южного Урала. Я бы поостерёгся назвать себя экспертом в этой области, но кое-что всё-таки понимаю. Так вот, вторым из лучших доказательств существования литературы на Южном Урале может служить то, что она (эта литература) даёт зелёные побеги – и не заметить их невозможно. Вот имена. Андрей Черкасов. Александр Маниченко. Дмитрий Машарыгин. Юлия Федотенко. Евгений Горбачёв. Евгения Рябинина. Римма Аглиуллина. Александр Букасев. Роман Япишин. Екатерина Демьяненко. И это, конечно, далеко не полный список. Этим людям уже больше двадцати, но меньше тридцати лет.

Я сознательно пропускаю пласт 30-40-50-60-летних творцов. Там тоже есть имена и произведения. Но молодость и почтенность – это самые важные литературные рубежи. Ведь нередко юность предсказывает (предвидит) наглей и точней, а прозревает раньше, чем старость. И: иногда окончание земной жизни означает вступление в литературное бессмертие.

Скажу всё-таки в заключение, что литературные высоты не могут быть западносибирскими или южноуральскими. Литература (по самому простому принципу) делится только на плохую и хорошую. Но произведения, несомненно, должны иметь территориальную привязку, а их авторы – географическую «прописку». В этом смысле учреждение Южно-Уральской литературной премии кажется мне вполне оправданным. Конечно, здесь не к месту высказывать (но я выскажу) свои сомнения… Зря спрятали состав жюри. Знаю, знаю, что это практика большинства серьёзных премий. Но нашей-то ещё только предстоит доказать свою состоятельность. Надеюсь, что во главе жюри первого сезона будет работать Фазиль Искандер, или Сергей Гандлевский, или Андрей Битов (ну, или фигуры, сопоставимые с ними – а таких наберётся ещё человека полтора). Потому что разглядеть большое можно только на расстоянии, но никак не изнутри. Надеюсь, что ни один из москвичей – выходцев из Челябинска – не будет иметь отношение к «раздаче слонов». Надеюсь, что жюри найдёт в горЕ макулатуры (это неизбежно – так всегда бывает, если авторы сами выдвигают себя) несколько отличных книжек.

Янис Грантс


комментариев 13

  • Нелли

    11 февраля 2012

    Хочется прочитать критические статьи про конкретные произведения. Имена авторов произведений мне ничего не говорят.

    Ответить
  • И.Аргутина

    11 февраля 2012

    Уважаемая Нелли! А нам-то, авторам, как этого хочется! Увы, огромная проблема: с литературной критикой в нашем городе ситуация катастрофическая — ее просто нет. Недавно выпущенная в Челябинске поэтом, издателем и редактором В.Кальпиди «Антология современной уральской поэзии 2004-2011» — единственное издание, содержащее раздел, близкий к критическому, — и то пришлось мобилизовать литераторов по всей стране и даже зарубежью. Возможность основательно проникнуть в тексты была явно не у всех, но и это — прорыв, к сожалению, пока единственный… А Янису — спасибо за почин, хотя несколько смущают авансы молодым (говорю со знанием дела: эти авторы мне хорошо известны).  Отдельно благодарность — за память о Вере Киселёвой. А по поводу литературных высот и премии — согласна с каждым словом.

    Ответить
  • Янис Грантс

    12 февраля 2012

    «Хочется прочитать критические статьи про конкретные произведения. Имена авторов произведений мне ничего не говорят,» — пишет Нелли. Это как-то…странно. Об авторе лучше всего скажет его произведение. Логичнее начать с этого, а потом и критику почитать.
    Ирине спасибо за спасибо. Не думаю, что моё перечисление — это «раздача авансов». И потому, что я не в той весовой категории, которая выписывает «большое будущее» юному стихотворцу; и потому, что я сам по-разному отношусь к каждому из них; и ещё по ряду причин. Я постоянно ссылаюсь на молодых поэтов города, как мне кажется, чтобы разбудить их самих. Чтобы что-то забродило, какое-то движение чтобы почувствовалось, какая-то инициатива, надоедливость и…кураж.

    Ответить
  • Нелли

    13 февраля 2012

    «Хочется прочитать критические статьи про конкретные произведения. Имена авторов произведений мне ничего не говорят,» — пишет Нелли. Это как-то…странно. Об авторе лучше всего скажет его произведение. Логичнее начать с этого, а потом и критику почитать.»
    Моя логика математическая и простая до тошноты. Дано: 100 произведений, 50 авторов. Требуется: прочесть кое-что для начала. Решение: времени перебирать и решать кого из них осчастливить своим вниманием нет. Всех подряд читать — нерационально, учитывая ознакомительную стартовую цель. Рациональный путь — в периодической печати просмотреть постоянную колонку с критикой. Заинтересоваться темой, купить, прочесть. Если повезет и автор понравится следить за творчеством путем ознакомления с новыми произведениями. Для спортивного интереса сравнивать свою точку зрения с мнением критиков. Вот это по мне.
    Вот теперь об авторе действительно скажет его произведение.
    Так что ничего странного. Есть кроме лириков еще и физики.

    Ответить
  • Янис Грантс

    14 февраля 2012

    Да, конечно, логично, рационально. Но колонки с обзором южноуральской литературы не будет, пока в Челябинске не будет своего литературного журнала (а такой в скором времени появится — только пока надо молчать о локомотивах и деталях этого дела, а то сорвётся). В Вашем подходе, Нелли, всё правильно. Но…Складывается ощущение, что только с появлением этой колонки Вы поверите, что здесь тоже что-то пишут. А если по-другому? Если зайти в библиотеку и спросить…В библиотеках есть стенды с книгами и газетными вырезками, фотографиями и автографами местных авторов. И их книги — тоже. Или: наберите в поисковике: ПИСАТЕЛИ ЧЕЛЯБИНСКА. На Вас высыпется 4 млн. ссылок. Первая же ссылка содержит, наверное, фамилий 40. Там и Валеев, и Кальпиди, и Ягодинцева, и Рахлис. Я сам удивлён такой находке!

    Ответить
  • Челябушка

    14 февраля 2012

    А выход есть гораздо проще, Янис. Можно набрать один-два абзаца из произведения твоего любимого автора на этом сайте, в твоём же материале, чтобы читатели смогли определиться: знакомиться или нет. Я, к примеру, так и собираюсь подавать свои материалы в этой теме. С пониманием, что это наша, писательская среда, мы вращаемся в ней, знаем дугу друга, выбираем созвучных своему внутреннему миру, а просто читателю, который захотел познакомиться с кем-либо из нас, даже книги не слишком доступны… Все же знают, как они у нас выходят, с какой жуткой периодичностью: раз в пять, десять, а то и 20 лет! Поди, уследи, когда за это время целое поколение сменилось!
    С уважением.

    Ответить
  • Нелли

    14 февраля 2012

    Приятно с вами, писателями, пообщаться. Уже почти познакомились.

    Ответить
  • Янис Грантс

    15 февраля 2012

    Взаимно!

    Ответить
  • есенин

    20 февраля 2012

    Ирина Марковна непреклонна!Не все ж такие идеалисты!

    Ответить
  • pata

    21 февраля 2012

    Great minds think alike!

    Ответить
  • Марина Волкова

    25 февраля 2012

    Дмитрий Кузьмин о поэтических публикациях недели: упомянуты некоторые молодые поэты Урала, в том числе и Янис Грантс: http://www.openspace.ru/literature/projects/10038/details/34619/page1/

    Ответить
  • Николай

    20 мая 2012

    Ну как южноуральская литература обойдется без имени С. Борисов? Недавно перечитывал тоненькую книжку- восторгался. Читал «Яблочный спас» Лилии Кулешовой- отлично. Как перечесть всех кто талантлив? А в поле зрения не попадал как-то почти никогда недавно покинувший нас Юрий Ильясов (Магнитогорск). Ну мощные же стихи. Перечитай, Янис.

    Ответить
  • Янис Грантс

    20 мая 2012

    Ну, дело же не в том, что я называю одни имена, отвергая другие.  Сергея Константиновича я очень и очень уважаю.  Но волнует меня — молодёжь.

    Ответить

Добавить комментарий