Все, кто его знал и с кем дружил, называли его Стасом. Он был старшиной на флоте, строителем — в работе, в жизни – гражданином своего края, в душе – поэтом.
Станислав Александрович Слепёнков. Это имя хорошо известно жителям Саткинского района старшего и среднего поколения, но очень хотелось бы, чтобы его узнали и познакомились с его творчеством наши молодые современники.
С.А.Слепёнков родился 23 января 1933 г. в Сатке, был старшим сыном в семье. Младший брат Владимир Александрович тоже был известным человеком в городе – передовик производства, делегат 26 съезда КПСС, депутат Челябинского областного и Саткинского городского совета депутатов. Родители воспитывали у детей самостоятельность, трудолюбие, любовь к близким. Особенно дружным был Станислав с дедушкой по материнской линии, Николаем Филипповичем Наумовым, который сыграл большую роль в его жизненной позиции и творчестве. Впоследствии, став поэтом, он не раз упоминал деда в своих стихах.
И рядом все годы эти
Был дедушка —
лучший мой
(«Как было…»)
Оба брата с первого по седьмой класс учились в школе № 1, затем продолжали обучение в школе № 13. После окончания школы Станислав поступил в Саткинский горно-керамический техникум, но со второго курса был призван на службу в армию. После четырёх лет службы на Тихоокеанском флоте он продолжил обучение в техникуме, закончил его по специальности промышленное и гражданское строительство. После техникума С. Слепёнков 12 лет проработал руководителем группы в проектном отделе комбината «Магнезит», затем в проектном отделе Восточного института огнеупоров заместителем начальника отдела, в последние годы — в проектной группе треста Южуралметаллургстрой.
Стихи Станислав Александрович начал писать ещё в школе. Началось с того, что в 9 классе было дано задание – перевести с немецкого языка стихотворение, и он сделал этот перевод в стихах. Станислав очень любил поэзию М.Ю.Лермонтова, вследствие чего в первых поэтических опытах чувствовалось подражание любимому поэту. Позже любимым поэтом стал С.Есенин. Слепёнков преклонялся перед ним, других поэтов для него не существовало.
1 января 1961 г. в газете «Саткинский рабочий» впервые было напечатано стихотворение С.Слепёнкова «С Новым годом, мои земляки!»:
Всего осталось несколько минут
И стрелки на двенадцати сойдутся,
И в Сатке новогодней там и тут
Опять огни торжественно зажгутся…
В течение этого года почти каждый месяц его стихи появлялись в газете. Так началось сотрудничество поэта и газеты, которое длилось 27 лет. Кроме местных газет «Саткинский рабочий», «Магнезитовец», «Саткинский строитель» его стихи публиковались в областных изданиях: «Вечерний Челябинск», «Комсомолец».
Как человек искренне любящий свой край, он воспевал родную уральскую природу («Хранил Урал я в сердце благодарном»), знакомые уголки Саткинского района («За Межевым Логом», «Шихан», «Карелка»). В его стихах представлены все времена года, где счастливо улыбается весна до июльских россыпей лета, и после горькой осени запорхают гаммы зимние. Природу он чувствовал тонко, по-своему, используя все выразительные средства поэтического языка, используя все краски цветового спектра, отдавал предпочтение синему цвету и его оттенкам («синь прольётся с высоты», «необъяти сине-голубой», «смеялись синие глаза», «голубень прозрачных озёр», «густеет глубь ультрамарина» и даже «голубая радость» и т. д.).
Много стихотворений посвятил Слепёнков своему детству. Разным оно было: беззаботное довоенное – с мальчишескими проказами и верными друзьями и суровое военное – с хлебом из лебеды, попыткой бежать на фронт и ожиданием вестей с фронта. Будучи уже взрослым он часто обращается к своему детству, которое, несмотря на трудности, осталось светлым воспоминанием.
Светлы мальчишеские годы –
Неповторимая пора…
Зорить чужие огороды
Мы удирали со двора.
К бобам подкрадывались ловко,
Как будто дома был запрет.
Вкусна у бабушки морковка,
Но слаще выкраденной –
Нет.
(«Судьба»)
Служба на флоте оставила много впечатлений в памяти Слепёнкова. Впечатления эти вылились в поэтические строки, в которых он воспевал подвиги русского флота, морское братство, вспоминал свою флотскую юность.
Мне бы опять в те былые походы!
Мне бы солёного ветра хлебнуть!..
Но не дают беспощадные годы
Флотскую молодость нашу вернуть…
(«Море зовёт»)
В его стихах звучала тоска по морю, о котором он мечтал всю жизнь. Море в его глазах олицетворяло идеал бесконечности мира, идеал свободы. До конца жизни он носил полосатую морскую тельняшку и брюки клёш на манер матросов.
Привези тельняшку, адмирал,
Чтоб солёным ветром напахнуло
(«Пишу Кольке»)
Для творчества Станислава Слепёнкова характерно обращение к историческому прошлому своего народа, которое он проводит главным стержнем через свои стихи. Куликово поле, «бунтарские знамёна» Пугачёва, октябрьские события 1917 года, Великая отечественная война. В его стихах – гордость за славное прошлое и духовная связь поколений — «Отчие поля», «Поле Куликово», «У Пугачёвского вала», «Флагман Октября». Часто в своих произведениях он обращается к истории Сатки , её предприятий, воспевает трудовые будни земляков.
В горах среди дикой природы
В чащобе у каменных плит
Давненько в минувшие годы
Родился завод «Магнезит».
(«Люблю»)
С 70-х годов в газете «Саткинский рабочий» появлялись стихи Слепёнкова, посвящённые Великой отечественной войне, печатались они в течение года, но особенно в майские дни празднования Дня Победы. В силу своего возраста он не воевал, но в нём жила память голодного военного детства, память о том, как провожали мужиков на фронт и как воевали и погибали его родные, соседи, земляки-саткинцы; он с уважением и болью писал о ветеранах и с почтением – о погибших – «Бабье лето 41-го», «Письма с фронта», «Мать ждёт», «Ветераны», «У мемориала».
По воспоминаниям людей, знавших Слепёнкова, был он человеком немного замкнутым, нелюдимым, почти не имел друзей. Но под этой замкнутостью, скрывалось трепетное, ранимое сердце. Стоит прочитать его стихи о женщине. В них женщина –начало начал, любящая и нежная, неповторимая и загадочная, вдохновение и сердца праздник, в них звучит благодарность и признательность за любовь, а порой тоска, обида и грусть, сожаление о несостоявшейся любви.
Ты – моя осенняя берёзка,
Ты – моя непролитая грусть…
Как написал в своём очерке «Поэт и время» В.Чернецов, Станислав Александрович жил в тяжёлом душевном одиночестве, в замкнутом пространстве, был нелюдим и почти не имел друзей… Пожалуй, единственным единомышленником был художник Александр Суханов, к которому поэт питал полное доверие и с которым дружил». Об этом говорят несколько стихотворений, посвящённых художнику: «Художник», «Жеребёнок», «Причащение», «Сухановский чай»:
Палитра. Мольберт. И таинственность свеч.
Взаимность душевная творческих встреч.
Художник. Жена его, Вкусный пирог.
Над чашками с чаем волшебный парок.
Тепло понимания. Грусть невзначай….
Люблю приходить на сухановский чай.
Очень интересны у поэта размышления о смысле жизни, о поэзии, о верности, о патриотизме, о скоротечности времени, о непримиримости к подлости, глупости, пустословию, о событиях, происходящих в стране и в родном городе.
Не поклоняясь травам и просёлкам
Взрастившей нас родимой стороны,
Сперва – ломаем память старины,
А после – собираем по осколкам…
(«Горечь»)
Значительным событием в творчестве Слепёнкова явилось создание поэм. В феврале-марте 1980 г. он написал поэму «Дорога памяти», а в мае-июле того же года закончил другую – «Причащение», основной темой которых было пребывание войск Е.Пугачёва на саткинской земле. В октябре 1981 г. он закончил поэму «Лида» о юной медсестре, выхаживавшей раненых красногвардейцев, казнённой бандой кулаков летом 1918 года на айлинском кладбище.
Многие годы С.Слепёнков был членом литературного объединения «Периклаз», позже переименованного в «Истоки», а с 1982 г. был его руководителем. Занятия в литобъединении привели Слепёнкова в областной поэтический клуб «Светунец» при Челябинской писательской организации. Руководитель клуба Геннадий Суздалев, по достоинству оценивший одарённость поэта, взял над ним шефство.
В 1982 г. в Челябинске вышел сборник стихов членов клуба «Светунец» в который вошёл отрывок из поэмы «Дорога памяти». Позже его стихи были опубликованы в коллективных сборниках «Окна»(1985), «Красные грачи»(1989), «Горное сердце края»(1994), «Синегорье»(1995), «Россыпи горное края»(1998), «Они и нежностью и болью звучат и сердце бередят»(2000).
25 октября 1980 г. состоялась первая встреча с читателями, с почитателями его поэзии. Это произошло в гостиной клуба любителей поэзии «Лира» в библиотеке профкома Бакальского рудоуправления. Станислав Александрович рассказал о себе, о своём пути в поэзию, читал стихи, отвечал на вопросы. Читали его стихи и участники вечера. Слепёнков был тронут этой встречей и удивлён, что кто-то интересуется его стихами. 26 февраля 1981 г. произошла ещё одна встреча с бакальцами.
Последние годы жизни С.Слепёнкова были трудными, мрачными. Происходящие в стране события он воспринимал трагически. Свято веря в идеалы социализма, всей душой принимая октябрьскую революцию, он почувствовал утрату общественных идеалов, падение нравов, развал культуры.
Станислав Слепёнков ушёл из жизни 11 февраля 1988 года. Инфаркт. За несколько часов до трагического конца он написал своё последнее стихотворение:
Легко быть восторженным,
В чувствах не лживым,
Коль в жизни
Военная служба – оплот.
Всё было,
всё было…
И в памяти живы
Матросская молодость,
Море и флот.
Мне мысли приходят:
Без памяти –
что мы?!
Без памяти
Не удивишься весне.
Я помню присягу,
Туманы и штормы,
И вижу братишек гвардейских
Во сне…
Валентина Добина