«Главные» герои Недели Николая Шилова — родители, потому что главная задача проекта — продвижение семейного чтения, превращение Челябинска в читающий город.
В рамках Недели Николая Шилова (и подготовки к ней) планируется провести ряд родительских собраний, на которых родителям просто и понятно будет рассказано и показано, как и для чего надо читать стихи Шилова детям. Собрания будут проводить Надежда Капитонова, Марина Волкова, Ирина Аргутина, учителя и библиотекари (для них предварительно будут организованы методические совещания).
Рекомендации к проведению родительского собрания (1-4 классы)
«Роль поэзии для детей в развитии младшего школьника» (на примере работы с текстами Н.П.Шилова)
Цели:
1) вооружить родителей детей начальных классов теоретическими основами использования поэзии для детей в создании образовательной развивающей среды и практическими приемами знакомства детей с поэзией;
2) познакомить с творчеством Николая Шилова;
3) научить правильно работать с поэтическим текстом для развития тех или иных качеств личности ребенка;
4) вызвать у родителей интерес к поэзии для детей и современной поэзии в целом, побудить их к чтению поэтических текстов.
Оборудование: проектор, экран, колонки, при необходимости затемнение.
Формат мероприятия:
1. Вступление. Видеофотофильм (кадры детей, слушающих стихи, читающих стихи и говорящих о стихах). 5 минуты
2. Лекция-беседа 15 минут:
1) «Точки роста» младшего школьника и управление их развитием.
2) Поэзия в жизни человека. Поэзия как инструмент формирования эмоциональной и творческой сферы. Функции поэзии с точки зрения развития психики и интеллекта.
3) Возрастные возможности развития личности в младшем школьном возрасте и влияние поэтических текстов на формирование тех или иных качеств личности и особенностей интеллектуально-эмоциональной сферы (презентация на экране).
3. Практическая работа. Чтение и обсуждение стихотворений Николая Шилова. (стихотворение на экране или книги на партах) 10 минут.
4. Образ поэта как ориентир для саморазвития, «внутренний друг». 10 минут. Н.А.Капитонова о Н.П.Шилове (презентация на экране).
5. Литературно-музыкальная композиция по стихотворениям Н.П.Шилова. Дети читают стихи Шилова, поют песни на его стихи, показывают сценки и т.п. 10 минут.
2. Лекция-беседа.
Для любого современного человека очевидна я прямая связь между развитием речи и развитием мышления, потому я не буду раскрывать тезис о важности работы со словом, а ограничусь отсылкой к базовой работе Льва Семеновича Выготсткого «Речь и мышления» и цитатой одного из его последователей Василия Васильевича Давыдова: : «Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей. Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют прежде всего процесс исторического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития. Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями».
Еще одна очевидность, ставшая таковой благодаря стремительному развитию психологии в XX-ом веке, касается выделения благоприятных периодов для овладения речью: овладение речью, и, главное, нацеленность на непрерывность ее развития, обогащения и, если хотите, конструирования, закладываются в детстве, а младший школьный возраст – как раз то время, когда этот процесс из спонтанного, почти естественного, переходит в процесс управляемый и осознанный.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет) происходят значительные изменения в жизни ребенка, прежде всего меняется среда – от изначально освоенной домашней и детсадовской к школьной, а вслед за ним меняются и вид деятельности, и позиции, и круг обязанностей, и ценностные установки (а именно изменения внешней среды, в том числе и речевой – самое простое условие для изменения речи человека). Все изменения можно маркировать как переходы от игровой деятельности – к учебной; от авторитета родителей – к авторитету учителя; от позиции ребенка – к позиции ученика; от эпизодичных обязанностей – к системе требований; от радости процесса – к ориентированности на результат.
Резкое изменение внешней среды и, вслед за ней, правил поведения, само по себе является стрессом для любого организма, а у ребенка в этом возрасте он осложняется дисбалансом между быстрым ростом организма, опережающим нервно-психическое развитие ребенка. Это может привести к временном ослаблению нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в повышен¬ной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях.
Главным психическим новообразованием в этом возрасте является завершение перехода от наглядно-образного к словес¬но-логическому мышлению, сопровождающееся и изменениями речи ребенка, причем процесс этот обоюден: и развитие речи влияет на формирование словесно-логического мышления. Кроме формирования словесно-логического мышления, в младшем школьном возрасте формируются и такие важнейшие качества психики как произвольность внимания и поведения; способность составлять внутренний план действия, способность к планированию; рефлексия – способность увидеть себя и свои действия со стороны Формирование психических новообразований идет одновременно с развитием речи младшего школьника. Процесс этот вполне управляем, и одним из главных управленческих решений является создание и поддержание речевой среды, в которой поэзия занимает важнейшее место.
«Поэзия — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения», — из Нобелевской речи Иосифа Бродского. Поэзия в жизни человека может выполнить несколько функций: это и инструмент освоения речи, инструмент передачи общественно-исторического опыта; это и средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сферы (например, поэзия как способ идентификации собственных эмоциональных состояний, переживаний, освоения новых; это и средство расширения словарного запаса, инструмент знакомства с устройством языка – многозначностью, ритмикой, разнообразием синтаксических конструкций и т.п.). Поэзия также выступает и как источник эстетического наслаждения, способ познания мира и себя в мире, возможное направление развития творческих способностей.
Рассмотрим, как поэзия для детей может повлиять на формирование тех или иных качеств личности и особенностей интеллектуально-эмоциональной сферы младших школьников (на примере чтения книг Николая Шилова).
1. Развитие речи и создание возможностей для творческого развития
Словарный запас ребенка к поступлению в школу – 3,5 тысячи слов. Если новое для ребенка слово впервые встречается в поэтическом тексте, то усвоение слова идет быстрее за счет рифмы и ритма. Ускоряется и усвоение синтаксических конструкций, на практике формируется представление и стиле высказывания. Через поэтические тексты проще и быстрее освоить особенности языка: многозначность, метафора, эпитет, олицетворение, лексический повтор, гиперболу…
Игровой характер большинства стихотворений Николая Шилова подвигает и детей к речевым играм: подбору слов, рифм, олицетворению, сочинению собственных речевых зарисовок, даже к иллюстрированию и разыгрыванию сценок по сюжетам стихотворений. Организовано это может быть, например, от названия стихотворения (Например, ребенку предлагается продолжить фразу: «Если падаешь с Луны, то…», причем продолжить фразу предлагается до чтения стихотворения, и спустя несколько дней после его чтения. В первом случае ребенок понимает разрыв между границами собственного воображения и речи и миром автора, через удивление осваивая и текст, и саму речевую конструкцию моделирования; а попутно – и основы юмора. Во втором случае эти новообразования закрепляются через построение речевых конструкций по образцу и предоставление возможности выйти за границы образца, границы правил – собственно, именно за границами и начинается творчество). Стихи Шилова дают возможность перехода от речи бытовой к речи поэтической, например, от встречи с цветком «кашка» на лугу или в на картинке книги – к чтению стихотворения «Малая родина», или от слова «кислый» в характеристике кефира к стихотворению «Муха в кефире». Системная работа с текстами Шилова закладывает основы речевого творчества ребенка, и, переходя к пафосу, основы проектирования собственного мира.
2. Укрепление нервной системы
Ритм (настройка дыхания), возвращение к игре, «безопасность» текста (приятные воспоминания), актуализация удивления как самой позитивной эмоции – эти последствия чтения текстов Шилова неизбежны. Правда, следует сказать, что терапевтический эффект чтения стихов будет возможен при нескольких условиях: читать стихи надо вслух, причем взрослый должен сначала внутренне настроить себя на «правильное» чтение – т.е., созвучное настроению и ритму текста. Правильное чтение заставляет и читающего, и слушающего дышать в одном ритме – ритме стихотворения, что и успокаивает, и создает ощущение единения, защищенности, а отсутствие выраженного драматизма в стихах Шилова, доброжелательность к читателю, мягкий юмор поневоле поднимут настроение.
3. Развитие рефлексии (через знакомство с образом поэта, с его способностью рассказать о себе)
В жизни любого человека важны не только реальные люди, его окружающие, но и некие образы героев, которые формируются в сознании человека под влиянием искусства – фотографий, фильмов, видеоигр, но и прежде всего – под влиянием литературы. Эти образы – и образцы для подражания, и друзья в трудную минуту, и темы для разговоров с реальными друзьями. Если мы хотим вырастить творческого ребенка, то в галерее этих образов обязательно должны появиться и творцы. Образ Николая Шилова как поэта и человека идеально подходит для этой роли, а человеческие качества Шилова делают его возможным образцом и для выстраивания не только творческого, но и бытового поведения – образованность, скромность, интеллигентность, начитанность, доброта, умение разговаривать с детьми – качества поэта, о которых много раз говорили и писали друзья и ученики Шилова, могут стать и качествами детей, воспитанных на его текстах и образе. Особое место в ряду качеств Шилова, способных стать «обучающим» для детей, занимает его элегантная рефлексия – от рефлексии по поводу внешности до рефлексии творческой («Шилов Николай Петрович — довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес — девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…», писал о себе Шилов). Умение видеть себя со стороны редко демонстрируется, тем более в понятной для детей форме, а именно рефлексия – одно из обязательных условий успешной учебной и трудовой деятельности.
Перечислим еще ряд возможного воздействия поэзии Николая Шилова на ребенка младшего школьного возраста: это возможности развития таких черт личности как юмор, бережное и внимательное отношение к окружающему миру, стремление поделиться хорошим настроением с другими. Это возможность развития образного мышления и воображения. Это (при условии выступлений, участия в мероприятиях, посвященных поэту) реализация потребности в ситуациях успеха и социальном признании. Это, наконец, помощь в освоении учебных действий (развитие навыка чтения, развитие выразительности речи и отработки дикции, умение работать с текстом).
Как читать книги Николая Шилова?
1. Обязательно вместе с ребенком!
Физический контакт в начале чтения должен быть максимально тесным, оптимальный вариант: ребенок сидит рядом со взрослым, взрослый обнимает ребенка одной рукой, «замыкая» объятие книгой. Перед началом чтения хорошо рассмотреть книгу, посмотреть фотографию, рассказать о Шилове (именно рассказать, а не прочитать).
2. Стихотворения читает взрослый! Поэтические книги нельзя использовать как тренажеры для отработки техники чтения. Чтение стихов должно быть безупречным, поэтому к нему надо готовиться. Первым читает взрослый, причем, если все идет удачно, стихотворение читается несколько раз. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают на слух текст, «симулируя» чтение, точнее, вспоминая строки с привязкой к тексту книги (и такое чтение-вспоминание надо поощрять!)
3. После каждого стихотворения (максимум разворота) нужна пауза. Посмотреть на ребенка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию, возможно, поделиться своим мнением. Спросить, хочет ли он перечитать.
4. Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную, с беганием-прыганием и скандированием строк Шилова, изображением героев стихотворения – каркающей вороны, слона, смотрящего на падающего героя, мухи, у которой кислый вид и т.п.
5. Замечательно, если игры перейдут в рисования по мотивам стихотворения, а, возможно, и в собственное сочинительство.
Читайте вместе книги Николая Шилова и будьте счастливы!