После напряженно-неприветливого Ульяновска мы помчались в Радищево.
Сотрудников музея мы предупредили, что можем не успеть до закрытия, и они любезно обещали нас ждать сколько потребуется, но напрягать милых женщин не хотелось, потому пришлось немного понарушать ПДД.
Фотоальбом радищевских красот ЗДЕСЬ (в конце фотоальбома немного дороги до Лермонтово, очердного купания и гостиницы в Лермонтово), а краткое впечатление от музея А.Н.Радищева и окрестностей укладывается в одно слово — родное!
Родное и потому, что Александра Николаевича ощущаю своим дальним родственником, близким человеком. И потому, что проезжала мимо много раз, обещая себе, что когда-нибудь обязательно приеду (и вот — сбылось!) И потому, что… Да просто, мне в Радищево было хорошо, знакомо, просто.
Настолько, что по приезду вернулась к давнему своему проекту (макет ждал с 2013 года!) и издала-таки «Путешествие из Петербурга в Москву», переведенное на современный русский язык Владленом Феркелем, с изумительными рисунками Юрия Богатенкова.
Вот обложка книги, большую часть тиража я уже раздарила, но оставила немного и для весеннего автопробега: в майские праздники планирую снова побывать в Радищево, обязательно подарю экземпляр и музею:
Скоро выложу пдф книги на портале, а пока о единственной брошюре, которую я привезла из Радищево:
И, конечно, вперемежку с моими фотографиями, впечатления о месте и музее коллег по автопробегу- Анастасии Садриевой и Алексея Миронова:
#ЖурналАвтопробега200Фет от Анастасии Садриевой
21.07.2020, часть 3-я, музей Радищева
Мы приехали в село Радищево (до 1952 года Верхнее Аблязово), родину А. Н. Радищева.
Александр Николаевич представляется мне человеком мужественным и сильным.Затрудняюсь сказать, как к нему относился А. А. Фет. Но Пушкин, например, и в поздние свои годы (годы умеренного консерватизма) ставил Радищева высоко и хлопотал о печатании отрывков из запрещенного «Путешествия…» в «Современнике».
Вообще я в последние дни много думаю о том, что наши представления об истории русской литературы XIX века (в школьном изучении отразившей – и до сих пор отражающей, уверяю вас – ленинские три этапа освободительной борьбы в России) нуждаются в основательном пересмотре. И Радищев исторически мне представляется предтечей не разночинцев-нигилистов, той малокультурной критики, что трепала и терзала Фета. Он был человек образованный и культурный. Он принадлежал к поколению просветителей.
Барская усадьба в Верхнем Аблязове не сохранилась. Красивый белокаменный особняк в стиле петровского барокко (который используется как сельский Центр культуры – с концертным залом на втором этаже, что мне показалось несколько диковатым) – это постройка XX века.
Экспозиция музея Радищева располагается в здании бывшей земской школы, которое сильно нуждается в ремонте – текут потолки и «ходят» полы, в здании большая влажность, что, конечно, не на пользу уникальным книгам и подлинной мебели XVIII века.
Единственное, что в Верхнем Аблязове аутентично, – это великолепная Спасо-Преображенская церковь начала XVIII века. Каменное шатровое зодчество – исконно русский стиль, поразительно вольно и свежо выглядящий в сравнении с псевдовизантийскими храмами, которые возобладали в храмовом зодчестве. Внутри подлинные фрески и иконы XVIII века – частично осыпались и пока избежали современной лубочной реставрации. Уходящий ввысь многоярусный иконостас. Церковь действующая, но совершенно пустая.
И сам рельеф усадьбы – плоский, с раскидистыми старыми деревьями (ну, может быть, им не двести лет, но за сто будет) – как-то резко отличается и от того, что я видела раньше, и от того, что увижу в поездке. В усадьбе физически ощущается двухсотлетняя история этого места.
Набрали воды в местном святом источнике. После Вареньки меня в каждом музее будет встречать котейка – вот и тут пришел на крыльцо рыжий кот с человеческим взглядом. У источника одичавшие заросли – сладко парит пчела над метровым тысячелистником. Стоит, как выкованный, в закатных лучах чертополох.
Я очень рада, что мы туда заехали.
А нам – дальше. Опять бороться с дорогами и уже глубокой ночью пытаться найти наше пристанище в Лермонтове».