В описании маршрута автопробега «Километры и книгобайты» получился у меня значительный перерыв между постами об Армавире и Ростове-на-Дону.
Не могла я приступить к ростовским мероприятиям, пока вот сегодня не поняла, что начинать надо не с мероприятий, а с людей. Еще раз огромное спасибо Антонина Попова и Артур Батыгян! (не могу всем рассказать, что для нас сделали Антонина и Артур, но они знают, это главное).
Вот теперь и к Ростову можно перейти.
Встретили нас хлебом-солью в самом прямом смысле: и хлеб был наивкуснейший, и соль сладка. А уж к казачьим песням, которые все это сопровождали, эпитетов и не подберешь сразу. Казачек-то мы видели и до этого, а вот бравый казак с настоящей саблей (или шашкой?) попался нам впервые за автопробег, хотя рассказов о казаках мы наслушались и в Ставропольском крае, и в Краснодарском. Казачки по месту работы оказались библиотекарями, а казак по родственным связям — дедушкой казачки-библиотекаря. Он потом спел еще одну казачью песню — подарок автопробегу, а казачки — гимн автопробега(посмотреть по ссылке), сами сочинили!
Казачье приветствие плавно перешло в экскурсию по библиотеке, а потом в круглый стол с библиотекарями и литераторами. А начала его Антонина Попова с великолепной презентации о ростовских поэтах военной поры (об этом я напишу отдельно, как и о других работах Антонины).
Что поразило в ростовской библиотеке? Высокая культура подготовки мероприятия — когда мелочей не существует, все продумано, выстроено, все к делу (васильки и флажки с эмблемой библиотеки и автопробега сделали, даже на машине, которая нас встречала ночью у гостиницы, была плакат с эмблемой автопробега). Бережное отношение к плодам работы коллег: на круглом столе было место для выступлений и библиотекарей, и поэтов, и гостей не забыли.
Демократичный стиль управления — было место для инициативы каждого библиотекаря и каждой библиотеки, после авторитарного Армавира это было особенно заметно. Отсутствие грани между рабочим и человеческим — все как-то мирно, доброжелательно, спокойно (в Ростове вообще очень добрые люди, или нам просто так повезло только на таких?).Готовность к новому: ростовские библиотекари взяли да и проехали с нами два дня по городам области! А еще еда!!! Вот до сих пор жалею, что не сфотографировала три вида блюд с донской селедкой, а баклажаны, а хлеб, а компот, а… Пора остановиться и перейти к странному.
Хотя это странное для всех библиотек автопробега общее: параллельность современной литературной жизни и жизни библиотечной. Точнее, часть современного литературного процесса все же пересекается с библиотеками — это прежде всего литообъединения и представители официальных союзов писателей (кстати, на встрече в Ростове-на-Дону был очень неплохой состав участников круглого стола — начитанный, воспринимающий поэтические тексты). Но вот то, что именно в Ростове-на-Дону есть Центр изучения современной поэзии, что его журнал с этого года публикуется в Журнальном зале, что Владимир Козлов и Надя Делаланд — это тоже Ростов, литературно-библиотечный Ростов как-то еще не освоил. Но какие наши годы! Фамилии и название журнала разучили, анкетирование по проекту «Русская поэтическая речь» провели, вернуться обещали Смайлик «smile»
И еще в Ростовской области обнаружили библиотеку моей мечты, но об этом — в следующих репортажах.